Развитие речи у годовалого ребенка

Развитие речи годовалого ребенка

Развитие речи годовалого ребенка

01 Октябрь 2011. Раздел От 1 до 3

Казалось бы, вот только недавно вы приехали со своим малышом из роддома. Но уже сегодня он отмечает свой первый день рождения. Еще вчера он хотел только кушать и, чтобы мама была рядом. А уже сегодня, от огромного количества впечатлений ему этого мало. В возрасте одного года ребенок уже многое понимает. А главное он хочет все это рассказать, но пока не знает как.

Поэтому развивать речь годовалого ребенка просто необходимо. Ведь чем быстрее малыш научится объяснять вам, что ему нужно, а вы понимать его, тем меньше он будет капризничать. Капризы и истерики вашего ребенка напрямую связанны с тем, что он просто хочет, чтобы его услышали и поняли самые близкие ему люди.

Развитие речи годовалого ребенка происходит достаточно активно. Ведь именно в этом возрасте ребенок начинает активно изучать окружающий его мир. А значит и появляется желание рассказать всем о том, что он узнает каждый день.

Как правило, самые первые слова имеют прямое отношение к людям, которые окружают его каждый день. Именно поэтому первое, что произносит ребенок это мама или папа. Затем появляются такие слова как баба, дядя, если в семь есть старшие дети, то няня.

Все это происходит в возрасте от 10 месяцев до полутора лет. Так же в этом возрасте у ребенка присутствует очень сильное желание подражать окружающим. Он активно повторяет мимику людей, жесты и, конечно же, звуки. Особенно легко ему даются звуки, которые произносят животные: лай собаки (ав-ав), мычание коровы (му-му), мяуканье кошки (мяу), так же ребенок быстро запоминает и с удовольствием повторяет, например, как разговаривает машина (би-би), часы (тик-так).

Замечено, что первые слова, которые произносит ребенок, имеют обобщенный характер. Но это совсем не похоже на то обобщение, к которому привыкли мы, взрослые люди. Взрослый человек для того, чтобы объединить несколько предметов воедино старается найти в них какое-то определенное направление, т.е. например, то для чего они предназначены. А ребенок просто запоминает один определенный признак и, в последствии, находя этот признак в совершенно разных вещах, называет их, одним словом. Например, ням-ням, для родителей это может означать только одно, малыш хочет есть. А вот ребенок подразумевает под этим не только желание кушать, но так же посуду, из которой его кормили или даже постороннего ребенка, просто потому что он видит, как чужой малыш жует булку.

Один из самых распространенных звуков, которые произносит малыш в этом возрасте – это «Ы». Как правило, этот звук сопровождается тем, что малыш показывает пальцам на какой-нибудь предмет. Очень часто родители злятся из-за этого на ребенка и пытаются объяснить ему, что так делать нельзя. Но это не правильно. Психологи считают, что указательный жест является еще не развившейся формой хватательного движения. Ребенок, в силу своего возраста, просто не в состоянии взять тот или иной предмет который ему хочется. А объяснить свое желание родителям он просто не умеет.

Звук «Ы» является пассивным словарем ребенка в развитие речи. Т.е. это означает, что малыш прекрасно понимает и узнает тот или иной предмет, но сказать его название не может. Как правило, если родители не пытаются отучить ребенка от этого жеста, а наоборот пытаются понять что же хочет сказать им их малыш и помогают ему в этом, пассивный словарный запас ребенка быстро увеличивается. А это напрямую ведет к тому, что в скором времени он вполне может стать активным, т.е. вместо «Ы» ребенок начнет произносить сами слова.

Важным условием, способствующим развитию речи годовалого ребенка, является общение малыша с взрослыми. Заметив интерес ребенка к новой игрушке, вещи или предмету постарайтесь, как можно больше рассказать ему о ней. Если это игрушка, то для начала назовите ее, потом расскажите ребенку какая она (мягкая, твердая, цветная и т.д.), что с ней можно сделать, как с ней можно поиграть. Обязательно комментируйте все свои действия. Старайтесь это делать не только дома, но и на улице.

Для того чтобы ваш малыш быстрее и лучше усваивал новые слова очень важно, чтобы ваши рассказы не были для него просто звуком. Если малыш увидел дерево, то обязательно разрешите ему его потрогать. Так ему будет интересней и он быстрее запомнит, что это большое, шершавое на ощупь растение и есть то самое дерево, про которое вы ему рассказывали и показывали на картинке.

Кстати рассматривание и обсуждение картинок тоже играет не маловажную роль в развитие речи ребенка. В годовалом возрасте малыш уже вполне способен сопоставлять различные предметы и их образы. Например, если вы увидели на картинке такую же игрушку как у вашего малыша, например, мишку, начните сравнивать эту игрушку с картинкой. Ну, например, «У Маши есть мишка и на картинке мишка. На картинке мишка белый, а у Маши коричневый».

Очень важно не только называть предметы, но и рассказывать ребенку какие действия с ними можно производить. Попросите ребенка принести книжку. С помощью этой книжки можно научить малыша различным действиям. Её можно показать кукле, положить на полку, закрыть, открыть, полистать, посмотреть в ней картинки. Почаще обращайтесь с простыми, элементарными просьбами к ребенку, не боясь, что он вас не поймет. Принести свою кружку. Отнести за собой тарелку, подать маме ложку и т.д. Малышу будет очень интересно вам помочь, а главное он будет получать свой первый опыт общения с окружающим его миром.

Еще один способ развить речь малыша – это всевозможные потешки и прибаутки. Благодаря четкому ритму и своей напевности они помогают ребенку гораздо быстрее запомнить и понять новые слова и действия.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:

Ребенку исполнился только годик, а он уже так много умеет! Знает всех своих близких, радуется новым игрушкам, самостоятельно собирает пирамидку и все старается делать сам. Словом, ребенок растет и развивается не по дням, а по часам. Развитие годовалого ребенка идет стремительными шагами и мамы не успевают записывать новые умелки малыша.

Что умеет годовалый малыш?

Если со здоровьем у ребенка все нормально, то к концу первого года жизни он уже много умеет и знает: увлеченно играет со взрослыми, на детской площадке приобретает первый опыт общения со сверстниками. Новая игрушка доставляет ему море удовольствия, он активно и радостно реагирует на подарки и, что самое главное для мам, малыш становится самостоятельным и способен развлекать себя целых 20 минут, играя в любимые игрушки.

Развитие речи годовалого ребенка

Годовалый ребенок отлично понимает речь, хорошо реагирует на интонации, соображает, когда его хвалят, а когда ругают. Если ребенка попросить выполнить какое-то действие со знакомыми предметами (к примеру, подать красный мячик), он находит их и выполняет просьбу. Его речь развивается, и словарный запас составляет до 12 простых слов. Например, он может повторять имена близких, если они не сложные. Также малыш знает по именам тех, кто с ним часто общается. Если к концу первого года ребенок не старается подражать и произносить звуки, стоит насторожиться и проконсультироваться с педиатром.

Развитие навыков ребенка в 1 год

Развитие ребенка в 1 год напрямую связано с расширением его бытовых навыков. Малыш начинает уверенно пользоваться ложкой и пить из чашки. Понимает, что посуда может разбиться, и обращается с ней осторожно. Малыш уже сам откусывает хлеб, берет из вазочки печенье и запивает его компотом. Перед прогулкой ребенок тащит свои вещи для одевания, подставляет ручки и ножки. Малыш в год пытается одеть ботиночки и шапку. Самое время научить его – где левый ботинок, а где правый. В ванной малыш купается и играет в воде с удовольствием, берет в руки свою мочалку и пытается потереть себя, подставляет для мытья ручки и ножки, бросает в воду детские игрушки и с удовольствием играет с ними.

Расширение игрового диапазона ребенка в год

Годовалый малыш не просто играет с игрушками, рассматривая их или гремя ими. Он начинает осваивать ролевые игры – возит по полу машинки, кормит, укладывает спать и расчесывает кукол. Обожает строить кубики со взрослыми, складывает пирамидку, пытается собрать железную дорогу. Мало того, малыш начинает активно осваивать территорию, а именно – открывает и закрывает коробочки, шкатулки, кухонные ящики. Родители в панике и, чтобы любопытный носик ребенка не залез туда, куда нельзя, фиксируют ящики, убирают подальше шкатулки с маминой бижутерией и кладут повыше колющие и режущие предметы.

В игре ребенок приобретает новые навыки. Тут главное – подобрать игрушки, соответствующие возрасту. Крупная мозаика, детское лото, кубики с картинками, пирамидки, мячики, забавные зверушки отлично подходят для игр годовалого ребенка. А вот жвачка для рук. краски для рисования, мелкие предметы (лего, трансформеры) – это уже для детей постарше.

Задача родителей – весело и активно играть с малышом, читать ему побольше, разговаривать с ним и предоставлять свободу для освоения новых навыков и получения еще большей информации. Тогда ребенку гарантировано нормальное развитие.

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо

Развитие речи годовалого ребенка

Развитие речи годовалого ребенка – наша тема сегодня. Одним из факторов, который определяет особенности развития языковых способностей, являются личностные особенности ребенка. Есть разговорчивые от природы малыши. Они охотно повторяют различные слова. В то же время есть малыши, которые предпочитают слушать устную речь.

Некоторых малышей (чаще мальчиков) больше интересуют физические аспекты развития. В развитии речи выделяются одни и те же этапы. Однако их границы могут разниться у детей в силу их индивидуальных особенностей.

Развитие речи годовалого ребенка

Ребенок, начавший рано говорить, не обязательно первым начнет составлять целые предложения. В то время как малыш, начавший говорить довольно поздно, может скоро перейти от использования слов к составлению предложений. Он может более четко выговаривать слова и иметь богатый словарный запас.

То, когда ребенок начнет говорить, не является свидетельством его интеллекта. Одни дети знакомятся с языком в раннем возрасте, другие осторожничают, говорят, если уверены, что скажут правильно.

Факторы, определяющие особенности развития языковых навыков

Развитие речи годовалого ребенка и окружение

По результатам многочисленных исследований установлено, что этот фактор оказывает сильное влияние на то, насколько рано ребенок станет говорить. Чем чаще малыш слышит речь, тем охотнее он будет общаться.

Специалисты советуют чаще разговаривать с ребенком, поддерживать с ним визуальный контакт. Так вы будете стимулировать языковое развитие малыша, даже если он сам пока ничего не говорит. Если вы хорошо изучили его язык жестов и без труда понимаете лепет, ребенок не видит необходимости в совершенствовании языковых навыков.

Многие малыши, которые посещают центры детского развития, начинают говорить раньше, поскольку слышат вокруг много устной речи (от воспитателей и других детей), а необходимость выражать собственные мысли в процессе общения у них настолько очевидна, что неизбежно стимулирует вербальное взаимодействие.

Отсутствие устной речи или игнорирование детского лепета ведут к задержке языкового и интеллектуального развития.

Если ребенок растет в билингвальной среде, у него могут наблюдаться задержки в обогащении словарного запаса применительно к обоим языкам. На протяжении второго года он может путать слова и синтаксис двух языков, однако к двум годам он научится отличать один язык от другого.

Физические аспекты развития

Если малыш рано начал ходить и проявлять физическую активность (лазать, прыгать и кидать мячик), то вполне возможно, что говорить он начнет поздно, так как у него не останется ни времени, ни энергии на знакомство с языком.

Развитие речи годовалого ребенка и наследственность

Генетика также влияет на развитие языковых навыков. Если кто-то из родителей начал говорить необычайно рано или поздно, ребенок может последовать их примеру.

Состав семьи

Первые и единственные дети, с утра до вечера окруженные заботой и вниманием родителей начинают говорить рано. Но у тех, у кого старшие братья или сестры, есть одно преимущество: они могут регулярно общаться с ними. Однако старшие братья или сестры зачастую и лучше разбирают детский лепет, поэтому у малыша нет особого стимула учиться говорить.

Развитие речи годовалого ребенка и пол

Девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков. Ученые связывают это с тем, что родители чаще разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями, больше внимания уделяя их физическому развитию.

Причины задержки развития речи годовичка

По задержке устной речи слишком сложно делать какие-либо выводы, так как это лишь один из аспектов развития языковой речи. Другие аспекты – слушание и понимание.

Если у малыша отсутствует реакция на устную речь, он не отзывается на обращения к нему, редко лепечет, то велика вероятность того, что у него нарушен слух.

Задержка может быть обусловлена также нефизическими причинами.

Временную паузу в развитии иногда вызывают перемены в жизни малыша, например, переезд, Развитие речи годовалого ребенка может затормозить и при рождении младшего братика или сестрички.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соцсетях:

Этот блог уже читают 4756 человек. Читай и ты!

Развитие речи годовалого ребенка

01 октября 2011 . Раздел От 1 до 3

Казалось бы, вот только недавно вы приехали со своим малышом из роддома. Но уже сегодня он отмечает свой первый день рождения. Еще вчера он хотел только кушать и, чтобы мама была рядом. А уже сегодня, от огромного количества впечатлений ему этого мало. В возрасте одного года ребенок уже многое понимает. А главное он хочет все это рассказать, но пока не знает как.

Поэтому развивать речь годовалого ребенка просто необходимо. Ведь чем быстрее малыш научится объяснять вам, что ему нужно, а вы понимать его, тем меньше он будет капризничать. Капризы и истерики вашего ребенка напрямую связанны с тем, что он просто хочет, чтобы его услышали и поняли самые близкие ему люди.

Развитие речи годовалого ребенка происходит достаточно активно. Ведь именно в этом возрасте ребенок начинает активно изучать окружающий его мир. А значит и появляется желание рассказать всем о том, что он узнает каждый день.

Как правило, самые первые слова имеют прямое отношение к людям, которые окружают его каждый день. Именно поэтому первое, что произносит ребенок это мама или папа. Затем появляются такие слова как баба, дядя, если в семь есть старшие дети, то няня.

Все это происходит в возрасте от 10 месяцев до полутора лет. Так же в этом возрасте у ребенка присутствует очень сильное желание подражать окружающим. Он активно повторяет мимику людей, жесты и, конечно же, звуки. Особенно легко ему даются звуки, которые произносят животные: лай собаки (ав-ав), мычание коровы (му-му), мяуканье кошки (мяу), так же ребенок быстро запоминает и с удовольствием повторяет, например, как разговаривает машина (би-би), часы (тик-так).

Замечено, что первые слова, которые произносит ребенок, имеют обобщенный характер. Но это совсем не похоже на то обобщение, к которому привыкли мы, взрослые люди. Взрослый человек для того, чтобы объединить несколько предметов воедино старается найти в них какое-то определенное направление, т.е. например, то для чего они предназначены. А ребенок просто запоминает один определенный признак и, в последствии, находя этот признак в совершенно разных вещах, называет их, одним словом. Например, ням-ням, для родителей это может означать только одно, малыш хочет есть. А вот ребенок подразумевает под этим не только желание кушать, но так же посуду, из которой его кормили или даже постороннего ребенка, просто потому что он видит, как чужой малыш жует булку.

Один из самых распространенных звуков, которые произносит малыш в этом возрасте – это «Ы». Как правило, этот звук сопровождается тем, что малыш показывает пальцам на какой-нибудь предмет. Очень часто родители злятся из-за этого на ребенка и пытаются объяснить ему, что так делать нельзя. Но это не правильно. Психологи считают, что указательный жест является еще не развившейся формой хватательного движения. Ребенок, в силу своего возраста, просто не в состоянии взять тот или иной предмет который ему хочется. А объяснить свое желание родителям он просто не умеет.

Звук «Ы» является пассивным словарем ребенка в развитие речи. Т.е. это означает, что малыш прекрасно понимает и узнает тот или иной предмет, но сказать его название не может. Как правило, если родители не пытаются отучить ребенка от этого жеста, а наоборот пытаются понять что же хочет сказать им их малыш и помогают ему в этом, пассивный словарный запас ребенка быстро увеличивается. А это напрямую ведет к тому, что в скором времени он вполне может стать активным, т.е. вместо «Ы» ребенок начнет произносить сами слова.

Важным условием, способствующим развитию речи годовалого ребенка, является общение малыша с взрослыми. Заметив интерес ребенка к новой игрушке, вещи или предмету постарайтесь, как можно больше рассказать ему о ней. Если это игрушка, то для начала назовите ее, потом расскажите ребенку какая она (мягкая, твердая, цветная и т.д.), что с ней можно сделать, как с ней можно поиграть. Обязательно комментируйте все свои действия. Старайтесь это делать не только дома, но и на улице.

Для того чтобы ваш малыш быстрее и лучше усваивал новые слова очень важно, чтобы ваши рассказы не были для него просто звуком. Если малыш увидел дерево, то обязательно разрешите ему его потрогать. Так ему будет интересней и он быстрее запомнит, что это большое, шершавое на ощупь растение и есть то самое дерево, про которое вы ему рассказывали и показывали на картинке.

Кстати рассматривание и обсуждение картинок тоже играет не маловажную роль в развитие речи ребенка. В годовалом возрасте малыш уже вполне способен сопоставлять различные предметы и их образы. Например, если вы увидели на картинке такую же игрушку как у вашего малыша, например, мишку, начните сравнивать эту игрушку с картинкой. Ну, например, «У Маши есть мишка и на картинке мишка. На картинке мишка белый, а у Маши коричневый».

Очень важно не только называть предметы, но и рассказывать ребенку какие действия с ними можно производить. Попросите ребенка принести книжку. С помощью этой книжки можно научить малыша различным действиям. Её можно показать кукле, положить на полку, закрыть, открыть, полистать, посмотреть в ней картинки. Почаще обращайтесь с простыми, элементарными просьбами к ребенку, не боясь, что он вас не поймет. Принести свою кружку. Отнести за собой тарелку, подать маме ложку и т.д. Малышу будет очень интересно вам помочь, а главное он будет получать свой первый опыт общения с окружающим его миром.

Еще один способ развить речь малыша – это всевозможные потешки и прибаутки. Благодаря четкому ритму и своей напевности они помогают ребенку гораздо быстрее запомнить и понять новые слова и действия.

Развитие ребенка в 1 год

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

Среднее значение в 1 год

Окружность грудной клетки

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой — эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.


Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Источники: http://grudnoj-rebenok.ru/godovalyj-rebenok/razvitie-rechi-godovalogo-rebenka.htmlhttp://www.kraskizhizni.com/baby/1-3/151-razvitie-rechi-godovalogo-rebenkahttp://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/1-god/

Рекомендуем прочесть:  Каша Из Тыквы Для Детей До Года
Ссылка на основную публикацию