Артикуляционная Гимнастика Для Детей От 2 Лет

Содержание

Профилактика проблем дикции у малышей | Артикуляция

Добавить в закладки

Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей от 1 года до 3 лет (для развития речевого аппарата и профилактики речевых дефектов).

Отчетливо произносить все звуки невероятно сложная задача для малыша. Мы делаем ребенку массаж, учим плавать. чтобы он рос гибким и крепким. Он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью — малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И вы можете ему в этом помочь, как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание с помошью дыхательной гимнастики.

Даже двухнедельному малышу понравится, если, например, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, кукарекает петух, лает собака. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т. д.). «Играть на дудочке» — прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.

Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда он в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т. д.) и на прогулке, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. Рекомендуемое число повторений — 6-8 раз.

1. Широко открыть рот («жарко»), закрыть рот («холодно»).

2. Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.

3. Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались вареньем).

4. Облизать тарелку, как это делает кошечка.

5. Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).

6. Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.

7. Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики — «орешки».

8. Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).

9. Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.

10. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.

11. Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.

12. Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом — по нижним зубкам).

13. Поиграть в паровозик: погудите: «у-у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).

14. Показать, как гудит пароход: приоткрыв рог, тянем звук «ы-ы-ы».-

15. Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо — влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рог), посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) — и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т. д. Проявите фантазию.

Примечание. Один нюанс! Все эти упражнения не будут лишними при одном «но». Они подходят лишь здоровым детям, коррекционными их назвать никак нельзя. Если у малыша уже отмечено речевое отставание, его нужно прежде всего показать неврологу.

Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач:

♦ развитие подвижности языка;
♦ развитие достаточной подвижности губ;
♦ развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произнесения звуков.

Занимаясь с малышом, нужно помнить следующее: с ребенком, у которого язык малоподвижен (во рту «каша» или ребенок вообще не говорит), нужно начинать занятия со статических упражнений (где язык не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.

Гимнастика для развития речевого дыхания.

1. Для начала поучите ребенка дуть, например, рассказывая ему сказки, где упоминается ветер, дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам.

2. Поиграйте с ребенком, предлагая ему дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка. Она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

3. Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на них подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

4. Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.

5. Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

6. Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

7. Научите ребенка дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

8. Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»).

9. Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы ребенок хорошо надувал щечки, не проглатывал и не вдыхал воздух.

10. Изобразите море: на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое «ш-ш-ш».

11. Ребенок постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».

12. Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенок попытается пригнать кораблик к определенному месту.

Конечно, это упражнение для детей постарше, с этим заданием справиться не гак просто.
Примечание. Начните делать все упражнения как можно раньше. Однако выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить ребенка, и тогда вас ждет непременный успех.

14. Показать, как гудит пароход: приоткрыв рог, тянем звук «ы-ы-ы».-

Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет


Автор: В.Н. Костыгина
Издательство: Карапуз, 2000 г.

Ваш малыш еще мал, еще нечетко произносит некоторые звуки, искажает их, «картавит».
Понятно, что с возрастом все изменится, артикуляционный аппарат ребенка приобретет гибкость и подвижность, необходимые для правильного произношения звуков и слов, научится работать четко, точно, координированно. Чтобы помочь ребенку правильно «поставить» произношение, и существует артикуляционная гимнастика.

Материал расположен в книге так, чтобы за одно занятие малыш усвоил 4-5 новых упражнений. Знакомясь с книжкой, вы заметите, что конец каждого занятия обозначен словами «спать пора» или «спокойной ночи, язычок». Не отработав эти упражнения, не переходите к следующим. Поэтому читайте сказку постепенно, неторопливо, методично выполняя задания.

Описание упражнений вы найдете прямо в тексте, как и указания, что и как выполнять. Кроме того, на каждом развороте вы увидите маленькие парные картинки, на одной из которых — обыгрыш названия упражнения, на другой показано положение губ и языка в этом упражнении.
Читая с малышом эту книжку, выполняя вместе с ним все упражнения, вы тоже превратитесь в добрую волшебницу (или волшебника).

Распечатать

Описание упражнений вы найдете прямо в тексте, как и указания, что и как выполнять. Кроме того, на каждом развороте вы увидите маленькие парные картинки, на одной из которых — обыгрыш названия упражнения, на другой показано положение губ и языка в этом упражнении.
Читая с малышом эту книжку, выполняя вместе с ним все упражнения, вы тоже превратитесь в добрую волшебницу (или волшебника).

Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

Общие рекомендации

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.

Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.

Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.

Комплекс упражнений для развития артикуляции

Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.

Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

Артикуляционная гимнастика для детей

Когда маленький ребенок, пытаясь что-то сказать родителям, забавно коверкает звуки, это вызывает улыбку умиления у всех. Но, время идет, малыш подрастает и все так же продолжает не выговаривать слова. И теперь уже родителям не до улыбок. Возникает проблема, которую необходимо решать.

Формирование правильного произношения обычно заканчивается к пяти годам, но, к сожалению, иногда этот процесс затягивается. Это только кажется, что произносить звуки очень просто. На самом деле этот процесс сложен. Он затрагивает многие органы: губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Причем все они обязательно должны работать сообща. Подвижность этих органов у ребенка развивается долго и постепенно.

Очень многие родители не могут на слух определить проблему с артикуляцией, а некоторые считают, что она решится сама по себе со временем. Это неверно. Неправильное произношение – это не насморк и само не пройдет.

Ребенку сможет помочь только артикуляционная гимнастика. Она будет полезна не только в том случае, когда есть проблемы, но даже и тогда когда малыш правильно выговаривает все звуки. В особо сложных случаях не обойтись без помощи логопеда.

Следует отметить, что артикуляционная гимнастика это не физические нагрузки, а упражнения, которые имеют своей целью сделать речевой аппарат подвижным. Упражнения просты и не требуют каких-то специальных навыков. Для каждой возрастной группы можно подобрать свой комплекс занятий.

Упражнения для детей 2-3 лет

Для детей 3-4 лет

Занятие с ребенком 4-5 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 4 5 лет может содержать те же упражнения, что и для младшего возраста. Их легко можно придумывать самостоятельно или пользоваться готовыми наработками. Только в этом случае упор делается на четкость и правильность их выполнения. Если занятия для ребенка не новы, то он привыкает к ним и с удовольствием предлагает заниматься снова и снова.

Упражнения необходимо делать каждый день по 5-10 минут. Регулярность – важное условие успешного результата. Игровая форма занятий позволяет ребенку не уставать и получать настоящее удовольствие. При этом следует следить за качеством выполненных упражнений. И если у ребенка какое-то движение получается плохо, следует отработать его и уже потом добавлять новые.

Гимнастикой нужно заниматься сидя, спина должна быть прямой, а руки и ноги расслабленными. Занятия проводятся только перед зеркалом, чтобы ребенок хорошо видел не только свое лицо, но и мамино.

Некоторая детская напряженность в самом начале занятий вполне естественна. Со временем малыш расслабится, и будет вести себя более непринужденно. Взрослый должен постараться создать положительный эмоциональный настрой, чтобы не отпугнуть маленького ученика и не вызвать у него отрицательных эмоций.

Артикуляционная гимнастика для детей 5 6 лет непосредственно готовит будущих школьников к тому, чтобы успешно усваивать учебный материал. Ведь ребенок, который плохо произносит звуки, ставит себя в неравное положение со сверстниками. Его трудно понять, у него могут появиться комплексы по поводу своей ущербности по сравнению с одноклассниками. Упражнения направлены не только на тренировку и подвижность речевых мышц, но и развитие памяти, автоматизацию полученных навыков.

В этом возрасте на занятиях дошкольник произносит и повторяет много слов и стихотворений. Все они направлены на заучивание того или иного звука. При повторении материала родители должны следить за правильным и четким произношением.

Если же ребенок на протяжении долгого времени так и не научился правильно разговаривать, значит ему необходима обязательная консультация логопеда, который обязательно решит все проблемы и научит его говорить правильно и красиво. Только специалист сможет определить какая именно артикуляционная гимнастика для детей подойдет в том или ином случае.

Когда маленький ребенок, пытаясь что-то сказать родителям, забавно коверкает звуки, это вызывает улыбку умиления у всех. Но, время идет, малыш подрастает и все так же продолжает не выговаривать слова. И теперь уже родителям не до улыбок. Возникает проблема, которую необходимо решать.

Артикуляционная Гимнастика Для Детей От 2 Лет

Дорогие мамы и папы! Как здорово, когда малыш начинает говорить! Особенно, если речь его ясна и чиста. К сожалению, не все родители могут этим похвастаться. Ребёнок может нечётко произносить некоторые звуки, искажать слова. Конечно, с возрастом артикуляционный аппарат развивается, приобретает гибкость и подвижность. Не исключено, что проблемы речи уйдут сами собой, но вероятность появления недостатков в произношении остаётся. Для правильного формирования артикуляционного аппарата необходимо его тренировать, проводить с ним «зарядку» — артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и с детьми более старшего возраста для коррекции и преодоления нарушений речи.

Как построить занятия?

— Прежде, чем разучивать упражнения, уточните с малышом, где у него рот, язык, губы и нёбо («потолочек»).

— Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребёнка навыки закреплялись.

— Лучше артикуляционную гимнастику делать 2-3 раза в день от 3-5 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем. Не следует предлагать больше 2-3 упражнений за одно занятие.

— заниматься нужно с 2-х лет, сидя перед зеркалом, чтобы малыш видел своё лицо и лицо взрослого и мог сравнивать те движения, которые ему показывают, и собственные.

— Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе.

— Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, 2-е и 3-е упражнения даются для повторения и закрепления.

-Определяйте нагрузку ребёнка в зависимости от его возможностей и заинтересованности.

Сегодня Вашему вниманию предлагаются статические, динамические артикуляционные упражнения для детей 2-х лет, а также простой самомассаж.

Самомассаж:

1. «Замочек»: — улыбнуться;

– поджать так, чтобы их не было видно («закрыть замочек»), расслабить губы, слегка разжать их («открыть замочек»);

— удерживать в каждом положении губы по 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз.

— слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая;

— затем прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами. Повторить 2-5 раз.

— улыбнуться, приоткрыть рот;

— положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его губами, начиная с кончика, продвигаясь медленно вперёд к середине, а затем назад, произнося «пя-пя-пя»;

— повторить движения, покусывая язык, произнося «та-та-та»;

— чередовать эти движения, каждое по 5-10 секунд. Повторить 2-5 раз. Следить, чтобы нижняя губа не заворачивалась внутрь и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, касаться уголков рта.

4. «Смешная песенка»:

— указательным пальцем правой руки перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б…». Движения пальца сверху вниз.

Статические упражнения для губ:

1. «Птенчик»:

— широко открыть рот (3-5 секунд

) – закрыть. Следить, чтобы язык был расслаблен, не втягивался вглубь ротовой полости. Повторить 2-3 раза.

2. «Лягушка»:

— широко улыбнуться, показать зубки («ИИИИИИ…»). Держать губы в улыбке 3-5 секунд. Следить, чтобы прикус был естественным, нижняя челюсть не выдвигалась вперёд. Повторить 2-3 раза.

3. «Слоник»:

— вытянуть губы трубочкой («УУУУУ…). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза.

4. «Бублик»:

— открыть рот, округлив губы рупором, вытягивать их вперёд («ОООО…»). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза.

5. «Шарик»:

— сжать губы, надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд;

— поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щёчкам. («Шарик лопнул») Повторить 2-3 раза.

Статические упражнения для языка:

1. «Лопаточка»:

— улыбнуться, приоткрыть рот;

— положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10 секунд;

— затем убрать язык и закрыть рот. Повторить 3-5 раз.

2. «Лошадка»:

— пощёлкать кончиком языка, как лошадка копытами. Упражнение выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язык, при необходимости держать подбородок рукой. Повторить 4-6 раз.

Динамические упражнения для губ:

1. «Слоник» и «Лягушка»: — в спокойном темпе поочерёдно выполнять упражнения (улыбка – трубочка), удерживая каждую артикуляционную позу по 2-3 секунды. Повторить движения 4-8 раз.

2. «Поцелуй»:

— губы сомкнуть, вытянуть немного вперёд, втянуть щёки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух (удерживать 2-3 секунды), затем с усилием разомкнуть губы, слегка причмокнув. Следить, чтобы нижняя челюсть была опущена, а губы сомкнуты. Повторить 2-5 раз.

3. «Кучер»:

— закрыть рот, губы сомкнуть;

— достаточно сильно подуть через губы так, чтобы воздушная струя заставила их вибрировать. Дуть следует на одном дыхании как можно дольше. В результате получается звук, похожий на «тпру-у-у». Если не получается выполнить это упражнение, то нужно крепче сомкнуть губы и посильнее подуть через них.

4. «Толстячки-худышки»:

— поочерёдно надувать и втягивать щёки, в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз. Следить, чтобы губы были сомкнуты.

Динамические упражнения для языка:

1.«Поймаем мышку»:

– улыбнуться, открыть рот;

– положить широкий язык «лопаточкой» на нижнюю губу, произнести «ААААА…» и прикусить широкий кончик языка зубами («поймали мышку за хвостик»). Повторить 2-5 раз.

2. «Орешки»:

— рот закрыть. Кончиком языка с напряжением поочерёдно упираться то в левую, то в правую щёки. Удерживать язык в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз. Контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи к щеке.

3. «Часики»:

— улыбнуться, высунуть изо рта как можно дальше длинный и тонкий язык, плавно двигать его из одного уголка рта к другому и обратно. Проделать 4-8 движений. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть оставалась неподвижной, если необходимо, фиксировать её рукой. Язык должен не облизывать, а передвигаться по нижней губе, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

4. «Прятки»:

— приоткрыть рот, улыбнуться;

— положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу («Лопаточка»), а затем отодвинуть язык за нижние зубы

– «язычок спрятался». Рот не закрывать. Выполнить 3-5 движений.

5. «Качели»:

— открыть рот, поднять язычок за верхние зубы, опустить за нижние зубы. Поочерёдно менять положение 4-6 раз.

— слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая;

Рекомендуем прочесть:  23 неделя беременности развитие плода вес и рост фото
Ссылка на основную публикацию