Развивающие Игры Дома Для Детей 3 Лет

Содержание

Развивающие Игры Дома Для Детей 3 Лет

Если вы мама любопышки и непоседы в возрасте от 2 до 3 лет, то обязательно загляните сюда — подборка интересных и полезных развивающих игр для вашего малыша не оставит вас равнодушной.

Монтессори дома: игры для детей 1,5-2 лет.

Возраст: от 1,5 до 2,5 лет.

Развивать мелкую моторику малыша — это очень полезно! Особенно если вы с нетерпением ждете от него первых слов. Ведь развитие мелокой моторики напрямую связано с развитием речи ребенка.

Одними из самых лучших игр на развитие мелкой моторики детей 1,5 — 2 лет являются игры — Монтессори. Как можно весело и полезно поиграть с малышом в эти игры читайте в статье.

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет – быстрый список для мам.

Чему обучать ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет? Как построить занятия, какие навыки и умения развивать у малыша? Ничего ли вы не упустили в своей программе развития?

Ответить на эти вопросы вам поможет план развития детей в возрасте от 1,5 до 2 лет — быстрый список по всем направлениям развития и шпаргалка для мам!

«Один день — одна игра» для детей 2 лет. Играем с 1 по 13 сентября!

Флешмоб «Один день — одна игра!» для детей 2 лет — первые 13 игр вы найдете в этой статье.

Осень с детьми от 1,5 до 2 лет — развивающие игры и идеи для занятия.

С малышами от 1,5 до 2 лет тоже можно изучать осень. Если осенняя тема в играх вас интересует — то эта подборка идей для развивающих игр с детьми вас не оставит равнодушной.

Статья будет полезна как родителям, так и педагогам, работающим с малышами.

«Один день — одна игра» — развивающие игры для детей 2 лет (28 сентября — 4 октября)

Очередные 7 игр для детей 2 лет на всю неделю! Изучаем животных, развиваем моторику, логику, внимание, делаем поделки и многое многое другое!

Как развивать ребенка в 2 года? План развития.

Ребенку исполнилось 2 года. Какие новые навыки и умения можно развивать у малыша? Как по-новому построить с ним развивающие игры и занятия?

Ответить на эти вопросы вам поможет план развития ребенка от 2 до 3 лет. В нем собраны самые актуальные игры и развивающие занятия, направленные на развитие логики, математики, рисования, творческих способностей, моторики, развитие речи, музыкальное и физическое развитие и многое другое.

Презентация для детей «Стихи про осень» возраст — 1-4 года

Стихи про осень для детей — это скучно или интересно? Все зависит от подачи! Предлагаю почитать ребенку интересные и простые стихи про осень, снабженные красочными фотографиями, которые наверняка не оставят его равнодушным.

Более подробно с описанием презентации можно познакомиться по ссылке «Подробнее».

Презентация «Осень». Для детей от 1 года до 3-4 лет.

Наступила осень! На дворе стоят золотые солнечные (пока еще ) деньки, всё вокруг стремится покрыться необыкновенным ковром разноцветных листьев!

Пора поговорить с детьми об этом замечательном времени года (у природы нет плохой погоды ).

Предлагаю скачать детскую презентацию про осень.

Больше информации о презентации можно узнать по ссылке «Подробнее».

Возраст: от 1,5 до 2,5 лет.

Обучающие развивающие игры для детей 3 лет

Возраст 3 года – очень сложный для родителей. Именно в этот период ребенок уже пробует и может многое делать самостоятельно. Всему миру малыш готов доказывать, какой он умный и красивый, и хочет, чтобы окружающие воспринимали его на равных. В то же время ребенок еще достаточно мал и сильно нуждается в материнской заботе и поддержке. В данной статье мы рассмотрим, какими играми можно занять ребенка в возрасте 3 лет, так чтобы и ему было интересно, и мама могла порадоваться вместе с ним.

Обучающие игры для детей 3 лет дома

  1. «Смотрим в будущее». Игра замечательна тем, что позволяет занять ребенка на определенное время, отвлечь от баловства. Все, что нужно – это искренняя заинтересованность и внимание. Сядьте рядом с малышом, ласково посмотрите ему в глаза и начните задавать примерно следующие вопросы: кем станет цыпленок, когда вырастет? (петухом или курочкой) Кем станет в будущем котенок, щенок, мальчик Петя из соседнего двора? (кошкой, собакой, мужчиной) Порассуждайте вместе о том, кто быстрее вырастет, человек или животное и почему.
  2. «Возвращаясь к началу». Игра развивает логическое мышление, формирует способность анализировать, сравнивать, синтезировать. Хорошо развивает воображение. Спросите ребенка, кем раньше была ваша кошка Муся (котенком) и соседская злая собака (щенком). И т.д. Спрашиваете за разных животных людей и даже предметы.
  3. «Классификация предметов». Предложите ребенку интересную и увлекательную игру. Разложите перед ним картинки с изображением животных, растений, предметов интерьера. Попросите сгруппировать их по общему признаку.

Развивающие игры для детей 3 лет на улице

  1. «Животные Африки и жарких стран». Игра с мячом. Можно играть, когда в окружении имеется несколько детей вместе с родителями. Ведущий бросает ребенку мяч и просит назвать животное, относящееся к категории «Животное Африки и жарких стран». Если ребенок отвечает правильно, он передает мяч следующему участнику с тем же вопросом. Если малыш ошибся, то ему задают следующий вопрос.
  2. «Сказочные герои». Хорошо подходит для зимнего времени. Выйдя на прогулку с ребенком, договоритесь с ним, что будете лепить сказочных героев из снега. Позвольте ребенку пофантазировать, раскрыть свое творческое начало, дать волю воображению! Летом вместо снега можно использовать песок.

Обучающие развивающие игры для детей 3 лет способны стать увлекательным занятием. Важно только позволить себе немного подурачиться, расслабиться и на некоторое время забыть о тревожащих проблемах.

Возраст 3 года – очень сложный для родителей. Именно в этот период ребенок уже пробует и может многое делать самостоятельно. Всему миру малыш готов доказывать, какой он умный и красивый, и хочет, чтобы окружающие воспринимали его на равных. В то же время ребенок еще достаточно мал и сильно нуждается в материнской заботе и поддержке. В данной статье мы рассмотрим, какими играми можно занять ребенка в возрасте 3 лет, так чтобы и ему было интересно, и мама могла порадоваться вместе с ним.

Развивающие игры для детей 3 лет дома

Добрый день, дорогие родители. Мы сегодня покажем вам интересные развивающие игры для детей 3 лет дома с родителями. К трем годам малыш уже достаточно развит, чтобы иметь свое мнение, свой вкус и, наконец, свой выбор.

Однако далеко не все любящие родители готовы это принять и по-прежнему считают, что их сын или дочка еще та же кроха, что и год назад.

На самом деле это не так, поскольку дети трех лет и старше уже начинают стремиться к некой независимости, пусть даже если проявляется это в обыкновенном выборе игрушки в магазине и так далее.

Те мамы и папы, которые не готовы пока еще позволять решать что-либо своему чаду, как правило, аргументируют свое мнение шаблонными фразами, такими, как: «Ты еще не подрос и не можешь выбирать себе одежду. Ты слишком маленький, давай я помогу тебе собрать кубики?»

Разумеется, порой помощь родителей необходима, но только в случае, когда чадо очевидно не способен разобраться с кубиками, например.

  • Не рекомендуется активно стараться помогать детям, если заметно, что у них явно присутствуют успехи.
  • Наоборот, детей нужно всячески поощрять и, тем более, хвалить после осуществления тех или иных достижений.

Почитайте про интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте.

Как помочь развить детей трех лет и младше как личность, развивать умственные и физические способности, но так, чтобы сам процесс выступал только в качестве забавного развлечения? Давайте разбираться.

Развивающие игры для детей 3 лет

Подбирая обучающую игру для малыша трех лет, следует учитывать, что именно она должна развивать:

  • Воображение;
  • Логику и абстрактное мышление;
  • Память;
  • Моторику рук;
  • Физические способности.

Начнем по порядку про развивающие игры для детей 3 лет в домашних условиях.

Ролевые развивающие игры для детей 3 лет

Очень хорошо развивает воображение у малыша ролевая игра. Детишки трех лет уже имеют представление о некоторых животных, зверях и о том, какие звуки они способны издавать или же как они двигаются и тому подобное.

Поэтому правила довольно просты: попросите сына или дочку изобразить, например, как гавкает собака или как извивается змея.

Но обязательно в этот момент играйте с малышом, как и он, изображайте зверей и, поверьте, такое взаимодействие принесет огромное удовольствие всем участникам, заодно и поможет развивать в нем способность воображать.

Развивающие игры для детей 3 лет с матрешкой

Знаменитая игрушка, где правил никаких не наблюдается. Матрешка способствует развитию логики у детей трех лет и младше, играя в нее, они постепенно начинают осознавать, что можно вложить маленький предмет в большой.

Иногда результата сразу ждать не приходится, поэтому родителям стоит иметь в запасе огромное терпение и не препятствовать обучению, но охотно участвовать в игровом процессе, потому что одному игроку быстро наскучит такая манипуляция.

Развитию логики у детей также поможет игра «угадай, в какой руке?». Для такой системы достаточно иметь яйцо из-под киндер-сюрприза, поскольку оно идеально может уложиться в руке взрослого.

Скорее всего, правила такой простой игры знают все, где один из взрослых, пряча яйцо в руке, спрашивает у крохи, собственно, «в какой руке?».

Регулярная игра в итоге приведет к тому, что чадо научится понимать, в какой именно руке находится яйцо, потому что рука с яйцом будет казаться более объемной, чем пустая.

Развивающие игры для детей 3 лет «что изменилось?»

В такую игру необходимо включить самые любимые игрушки вашего малыша (в идеале 5-6). Игрушки должны либо уже иметь свои имена, либо предложите сыну или дочке назвать каждую, после чего расставьте их в ряд.

Затем попросите малыша отвернуться, уберите одну из игрушек, а когда ребенок повернется, то спросите, «Кого не хватает?». Есть и обратная ситуация, когда вы можете добавлять новую игрушку и спросить, что появилось, а умник должен указать на нее.

Данный вид игры способствует развитию памяти и рекомендуется она для детей от года до трех лет.

Не менее полезна для развития выступит игра, которая поможет детям научиться понимать, а, главное, различать цвета. Названия она не имеет, но по мере того, как ваше чадо играет в кубики, попросите принести его, например, кубик зеленого цвета.

Естественно, с первого раза ребенок до трех лет или младше не сможет принести вам кубик с названым цветом, поэтому в таком случае объясните ему «Нет, ты принес кубик красного цвета, а мне нужен зеленого», после объяснения покажите ему кубик именно зеленого цвета.

Обязательно проговаривайте цвета кубиков и игрушек, и постепенно кроха начнет различать цвета.

Развивающие игры для детей 3 лет бусинки-веревочки

Это развлечение способствует развитию мелкой моторики ручек у детей. Для начала покажите малышу сами, как правильно следует нанизывать бусинки на веревочки, затем дайте попробовать сделать это ему самостоятельно.

Ну а после того как он поймет порядок действий, делайте это вместе, поочередно нанизывая каждую бусинку.

Когда малыш поймет принцип действия, можно уже включать в занятие новые бусинки (разного размера, формы и прочее).

Но на развитие моторики рук имеется еще множества различных занятий, как, например, занятия с пластилином, рисование или занятие с конструктором/пазлами.

Такое времяпрепровождение не только еще сильнее сблизит членов семьи между собой, но и принесет массу радости и смеха.

Кстати, играя с конструктором или собирая пазлы, малыш не только развивает ручки, но и абстрактное мышление и воображение.

Активные развивающие игры для детей 3 лет

Развивать ребенка физически с помощью игр не составит никакого труда. Первым делом можно взять тот же мячик и сыграть в популярную игру «съедобное-несъедобное», «вышибалы» и прочее. Главное, включить фантазию родителей. Другие активные развлечения включают в себя те же «салочки», «прятки».

Еще одна, не менее эффективная игра, направленная на физическое развитие, состоит из простых следующих моментов: находясь на улице с малышом, назовите ему какой-нибудь определенный предмет или объект, к которому предстоит добежать малышу.

Наилучшим вариантом будет, если в такую игру играют целой группой деток трех лет или младше наперегонки.

Несколько небольших советов, которые рекомендуется знать каждым родителям:

  1. Не заставляйте насильно играть сына или дочку в обучающую игру;
  2. Обучающая игра должна нравиться и вам, и малышу;
  3. Продолжительность каждой игры должна варьироваться между 15-20 минутами;
  4. Прекращайте обучающее развлечение строго до того момента, пока кроха не устал.

Очень важно, чтобы непоседа играл не один, а с кем-нибудь из ближайших родственников или же со сверстниками.

Помимо всего прочего, детишкам очень полезно играть со сверстниками, развиваясь таким образом вместе, что впоследствии приведет к более успешной адаптации в социуме.

Веселого развития вам!

Развивающие игры для детей 3 лет видео

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Регулярная игра в итоге приведет к тому, что чадо научится понимать, в какой именно руке находится яйцо, потому что рука с яйцом будет казаться более объемной, чем пустая.

Развивающие игры для детей 3-4 лет. Логика

Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и
развивать. Поэтому кроме игр, описанных в статьях «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Образное мышление» и «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Моторика» специалисты «Дома Советов» дают советы и рекомендации, как именно развить детскую логику.

Собрать правильно.

Это очень простая игра, которая у взрослого не отнимет много времени, так как ее можно проводить параллельно с работой на кухне. Достаньте и поставьте на детский низкий стол или на пол кастрюли и положите рядом с ними вперемежку крышки. Попросите ребенка подобрать к каждой кастрюльке свою собственную крышку, чтобы она подошла по размеру и цвету. Можно кроме кастрюль поставить небьющиеся пластиковые или металлические банки, и тогда игра удлинится.

Игра с воздушными шариками.

Покажите ребенку, что, если надуть шарик, и его не завязать, то он выпустит весь воздух и сдуется. Спросите у малыша, как он думает, почему это произошло. Если он выдвигает какие-то версии, внимательно выслушайте его и поправьте, если он не прав, и постарайтесь похвалить, если в его рассуждениях есть определенная логика (пусть даже и неверная). Расскажите истинную причину (доступную детскому пониманию), почему шарик сдувается, и почему его нужно завязать ниткой, чтобы надутый воздух остался внутри. Чтобы закрепить знания, нарисуйте на бумаге шарики, вместе с ребенком изобразите, как выходит воздух из незавязанного шарика – в виде тонких штрихов, клубочков и т.п. Подрисуйте к нарисованным шарикам ниточки. А потом можно поиграть с настоящим шариком, показывая, какой он легкий, и как красиво летает.

Обрисовка контура.

Нарисуйте на листе контуры листьев разных деревьев и попросите малыша указать контур, который принадлежит определенному листку. Для этого возьмите несколько листков с разных деревьев, как с характерным профилем – дуб, рябина, так и со схожими листками – липа, береза и т.д., положите их рядом с нарисованными контурами.

Если ребенок затрудняется выбрать, подскажите ему, как можно точно подобрать – приложить листик к нарисованному контуру и посмотреть, совпадают ли все линии. Потом можно порисовать листья от руки, глядя на них, или обвести их контуры. Потом можно обвести контур руки ребенка, контур карандаша, чашки, других фигурных предметов.

Подбери подходящую вещь.

В эту игру можно играть дома, она не отнимет время у взрослого, зато даст возможность ребенку научиться сопоставлять предметы и требования к ним. Например, попросите малыша найти среди кастрюль на кухне такую, которая была бы больше какого-то предмета (покажите этот предмет), но меньше другого предмета (покажите этот предмет). Задайте дополнительные условия: например, чтобы эта кастрюля не имела зеленых рисунков, но имела красные. Это задание может касаться чашек, различных банок или других предметов, — тут главное, чтобы были похожие вещи, но отличающиеся тем или иным свойством – размером, цветом, формой и т.п. Можно попросить по такому же принципу подобрать книгу на полке – чтобы она была меньше такой-то книги, но больше такой-то, тоньше этого размера, но толще вот этого, чтобы на обложке были нарисованы звери, но не было людей и так далее.

Сколько по сколько.

Задайте ребенку задачу – как разделить на всех членов семьи имеющиеся фрукты или конфеты. Если в семье много людей, или должны прийти гости, можно расставить стулья по количеству гостей и сказать: тут будет сидеть тот-то, тут – тот-то. Предложите отложить в тарелку столько конфет или других угощений, сколько будет гостей. Когда ребенок будет откладывать угощение на тарелку, предложите ему называть по имени каждого гостя, а сами добавляйте цифры по порядку: бабушка – один, папа – два, дедушка — три, сестренка – четыре, братик — пять и так далее. Не страшно, если число гостей будет больше десяти, цифры называть можно, тем более, что их можно часто повторять и по другому поводу – например, считать кошек во дворе или голубей на крыше.

Спросите, как думает малыш, как распределить между всеми одну луковицу или одну морковку, похвалите за остроумный ответ, а если малыш затруднится ответить, подскажите ему сами и посмейтесь вместе с ним.

Овощная геометрия.

Понаблюдайте вместе с ребенком за формой овощей и фруктов, а также разных продуктов: например, арбуз, дыня похожи на шар, морковка на конус, буханка хлеба похожа на призму, баклажан – на большую каплю, кабачок напоминает цилиндр. Покажите ребенку срез каждого продукта и объясните, что в срезе шара будет круг, в срезе призмы – прямоугольник или квадрат, срез кабачка тоже даст круг, так же как и срез морковки.

Пусть он попробует с зарытыми глазами на ощупь определить, какой продукт он держит.
Покажите также продольный разрез продукта, укажите, что срез поперек отличается от продольного среза. Если ребенок попросит нарезать овощи под углом, покажите ему, что будет в срезе в этом случае. Вкусные фрукты дайте ребенку съесть, чтобы он получил удовольствие от занимательной «фруктометрии».

Интересно будет ребенку составление из нарезанных или же целых овощей и фруктов каких-то фигур. Например, пока вы нарезаете продукты, малышу можно предложить составит из них домик – взять куски хлеба и сложить из них стены, а сверху их накрыть корочкой от арбуза. Из начищенной картошки и луковицы он может сделать «снеговиков». Скреплять между собой фигурки можно при помощи зубочисток. Предложите ребенку нарезать формочками фигурки, которые потом будут запечены или пожарены. Можно также поставить нарезанные кусочки овощей таким образом, чтобы создать «эффект домино».

Сок от почищенной свеклы можно использовать как краску. Постелите чистый лист бумаги на кухонный стол, поставьте рядом с малышом мисочку со слившимся при очистке овоща соком, дайте ребенку также несколько нарезанных плоских кусочков, например, картофеля. Предложите малышу класть кусочки картофеля в сок, а потом прикладывать их к бумаге, чтобы получился отпечаток. Можно разрешить порисовать на бумаге пальчиком, который малыш будет окунать в сок. Конечно, нужно объяснить, что краска пачкает не только бумагу, но и одежду, и если малыш не хочет испортить ее, то руками, выпачканными в соке, стоит водить только по бумаге.

Покажите ребенку, что, если надуть шарик, и его не завязать, то он выпустит весь воздух и сдуется. Спросите у малыша, как он думает, почему это произошло. Если он выдвигает какие-то версии, внимательно выслушайте его и поправьте, если он не прав, и постарайтесь похвалить, если в его рассуждениях есть определенная логика (пусть даже и неверная). Расскажите истинную причину (доступную детскому пониманию), почему шарик сдувается, и почему его нужно завязать ниткой, чтобы надутый воздух остался внутри. Чтобы закрепить знания, нарисуйте на бумаге шарики, вместе с ребенком изобразите, как выходит воздух из незавязанного шарика – в виде тонких штрихов, клубочков и т.п. Подрисуйте к нарисованным шарикам ниточки. А потом можно поиграть с настоящим шариком, показывая, какой он легкий, и как красиво летает.

Развивающие игры для детей от 2,5 до 3 лет дома

Развивающие игры для дошкольников от двух с половиной до трёх лет в домашних условиях

Я умею делать что-то

Пришло время немного размяться: попрыгать, побегать похлопать в ладоши — словом, повеселиться. Спойте или прочитайте нараспев такой стишок:

Я умею делать что-то,

Делать что-то, делать что-то,

(подпрыгните, а малыш — вслед за вами)!

Я умею делать что-то,

Делать что-то, делать что-то,

(хлопните в ладоши, и малыш сделает то же самое)!

Потом, прочитав этот стишок, вы можете присесть, побегать по комнате — что захотите. Главное, чтобы малыш повторял все ваши движения.

• Игра развивает координацию движений, умение последовательно выполнять движения.

Послушаем специалистов

Помните, что запрет не может звучать как просьба, содержать оттенок уговора, произноситься б «пустоту» или с улыбкой. С детьми недопустимы речевые формулы вроде: «Я очень прошу тебя не делать того-то и того-то» или «Зайка моя, спички — не игрушка, правда ведь?»

С мамой за покупками

Вы собираетесь в магазин? Возьмите малыша с собой, не отказывайте ему в удовольствии. А прежде чем выйти из дома, вместе составьте список покупок. Пусть малыш подсказывает, что нужно купить. Попросите его: «Ну-ка, посмотри, хлеб еще есть? Нет? Значит, надо купить».

Дома малыш поможет вам достать из пакета покупки, рассмотрите вместе этикетки — это тоже интересно! И приготовьте какое-нибудь блюдо из тех продуктов, которые вы покупали вместе с малышом. Поблагодарите его от всего сердца: он так старался, помогал маме. Пусть он почувствует себя нужным и значимым. Настоящий помощник — опора маме!

• Игра учит самостоятельности, ответственности, аккуратности.

Послушаем специалистов

Следите за тем, чтобы не провоцировать ребенка на нарушение запрета по собственной забывчивости. Например, вы запрещаете малышу брать что-либо с кухонного стола. Однажды бы говорите так: «Помоги маме, подай со стола пульт от телевизора!»

Малыш рассуждает: «Теперь мне разрешается это делать и самому!»

Ладошки и пальчики

Давно же мы не тренировали наши ручки! Похлопаем в ладошки? Конечно, малыш всегда рад похлопать в ладошки. А вы напевайте ему песенку-потешку:

Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши)!

Спали на подушке (руки положите под щеку),

Ели колобушки (хлопайте ладошками по коленям).

И пальчики потренировали, и малыша развеселили!

• Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления ребенка, координации движений и мелкой моторики

Послушаем специалистов

Понемногу приучайте малыша, чтобы он помогал вам накрывать на стол и убирать посуду после еды. Пока ему нет четырех лет, он может расставлять небьющуюся посуду. Напоминайте ребенку правила поведения за столом. Но не заставляйте молчать: люди за столом всегда разговаривают!

Право выбора

Сядьте с ребенком на диван и усадите рядом его любимые игрушки: куклу и мишку. Обратитесь к кукле: «Ляля, что ты хочешь съесть: яблоко или банан?» Пусть малыш ответит за куклу. Вы можете вместе обсудить все «за» и «против» каждого варианта.

Потом обратитесь к мишке: «Мишутка, что мы будем делать: поиграем дома или пойдем гулять?» Снова дайте малышу подумать и обсудить эти два варианта. Решение принято? Тогда пусть малыш ответит за мишку. Главное, чтобы малыш остался доволен выбранным решением.

• Игра учит ответственности и умению принимать решения.

Послушаем специалистов

Чтобы бы могли придерживаться раз заведенных правил и призывать чадо к порядку, запретов не должно быть много, но те, что есть, никогда не должны нарушаться, и вы должны быть в этом последовательны. Ни в коем случае не отменяйте принципиально важные запреты в «награду» за что-то или «под хорошее настроение».

Оденем куклу

Купите или сшейте наряды для куклы и объясните ребенку: «Вот это — одежда зимняя, это — летняя, это — спортивная. Трусики и маечки — нижняя одежда, а платье с кружевами — наряд на выход». Пусть малыш повторяет за вами названия одежды — так он быстрее запомнит.

Оденьте вместе куклу: «Куда Ляля сегодня отправится? В гости? Тогда — вот нарядное платье». Если вы решите отправить Лялю в тренажерный зал — наденьте на нее спортивный костюм. А на прогулку — пальто, шапку и шарфик.

• Игра развивает познавательные навыки, усидчивость, расширяет кругозор, словарный запас и фантазию.

Послушаем специалистов

Научите ребенка использовать в игре предметы-заместители. Пусть он печет пирожки из песка, барит макароны из травы, жарит картошку, заменяя ее шишками. Главное — освоить действия, а играть можно с чем угодно. Такие игры прекрасно развивают различные житейские навыки, фантазию и воображение.

Маленький химик

А сейчас мы проведем настоящий опыт. Налейте в прозрачную пластиковую посуду чистую воду и подкрасьте ее акварельными красками. Что получилось? Красивый раствор яркого, насыщенного цвета.

Возьмите еще три прозрачные пластиковые чашки. Пусть малыш нальет в них раствор: в одну — немного, в другую — побольше, в третью — еще побольше. Теперь добавим в каждую чашку воды и посмотрим, что у нас получилось. В первой чашке вода слегка закрасилась, а в остальных — сильнее и сильнее.

Вместе с малышом сравните получившиеся растворы. Пусть он сам попробует расставить чашки по порядку — от самого светлого оттенка к самому темному.

• Игра развивает познавательные навыки, готовит к рисованию красками.

Послушаем специалистов

У маленьких детей больше разбита крупная моторика, и они рисуют от плеча, поэтому лист бумаги должен быть достаточно крупным. И приготовьтесь к тому, что радиус «жертв и разрушений» равен примерно 3 м, поэтому лучше всего застелить все вокруг газетами.

Лёд — тоже Вода?

Малышу будет интересно смотреть, как оттаивает лед. Но для начала нужно ему показать, что лед получается из воды, Налейте воду в разные формы: стаканчики, тарелочки, формочки для песка и поставьте в морозилку. Можно в одну из чашек положить маленького пупсика, а потом посмотреть, как он будет оттаивать.

Когда вода замерзнет, одну форму со льдом оставьте в холодильнике, другую поставьте в комнате на столе, третью — у батареи. Понаблюдайте вместе с малышом — где лед растает быстрее?

Можно также положить кусочки льда в стаканы с горячей, теплой и холодной водой. Пусть малыш сравнит результаты и попробует объяснить, почему так получилось. Если ему это трудно, подскажите.

• Игра развивает познавательные способности и наблюдательность.

Послушаем специалистов

Дети очень наблюдательны. Иногда нам кажется, что они просто шалят: разливают воду, кидают вещи на пол, ломают игрушки. А на самом деле малыши таким образом познают мир. Им интересно, почему вода растекается, почему мячик отскакивает от пола, а кукла — нет и что будет, если оторвать мишке лапу.

Малыш всегда готов поиграть и повеселиться. Спойте ему веселую песенку-потешку. А одновременно изображайте, что играете на дудочке. Вы знаете, как это делать: держите кисти рук на уровне рта, а пальцами совершайте волнообразные движения.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Вот как малыш весело подыгрывает и подпевает вам!

• Игра способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики.

Послушаем специалистов

Маленькие дети часто что-то требуют. Все, что им нравится, они хотят получить немедленно. И это абсолютно нормально. А как в такой ситуации поступать родителям? Уступать ребенку из каких-то ложных соображений (из чувства вины или из страха, что он будет плакать) не нужно. Малыш быстро усвоит, что вами легко манипулировать. Однако не следует также говорить «нет», просто чтобы показать ребенку, что вы главнее. Он это почувствует и станет еще более требовательным и капризным.

Веселая зарядка

Попросите ребенка нагнуться и достать лежащую перед ним игрушку. Ножки при этом должны быть прямыми — придерживайте его за коленки. Так, хорошо, а теперь можно выпрямиться.

Положите малыша на спинку. Ножки его согнуты в коленях. Приложите ладони к его ступням, а он пусть старается отодвинуть ваши руки. Вот какие сильные ножки!

Малыш лежит на спине, а в руках держит палочку. Придерживая его одной рукой за коленки, другой тяните за палочку до тех пор, пока он не сядет. Получилось? Умница!

• Упражнения развивают силу и тренируют мышцы.

Послушаем специалистов

Дети от полутора до трех лет часто впадают в, казалось бы беспричинную, раздражительность и даже в истерику. Подобные припадки гнева сильно изматывают родителей. Однако краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка. Они снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям.

Волшебный мешочек

В волшебный мешочек можно играть вдвоем с малышом, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс, когда соберется веселая компания из нескольких ребят. Положите в небольшой мешочек несколько хорошо знакомых ребенку предметов: расческу, шнурок, карандаш.

Завяжите малышу глаза и попросите его вытащить из мешочка один предмет. Пусть он попробует узнать этот предмет на ощупь. Угадал? Прекрасно! Значит, полагается приз!

Когда ребенок узнает все предметы, находящиеся в мешочке, замените их другими. Вы можете положить в мешочек предметы, названия которых начинаются на одну букву. Пусть малыш постепенно осваивает алфавит!

• Игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность.

Послушаем специалистов

В этом возрасте дети развиваются столь стремительно, что двухлетний и пятилетний малыши — это жители разных галактик. Если новые друзья по развитию будут сильно опережать вашего ребенка, то он всегда будет лишь на вторых ролях. Если же вокруг окажутся дети младше его, ему будет с ними скучно.

Картинки-парочки

«Где-то у нас было лото? Надо его достать. Наверняка там найдутся парные карточки с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т. д, Сейчас мы поиграем по-другому!»

Выложите четыре пары картинок, чтобы малыш хорошенько их рассмотрел. Пусть он скажет, что на них нарисовано, и запомнит, где находятся одинаковые.

Запомнил? Тогда переверните картинки изображениями вниз. А теперь откройте одну из них и попросите малыша найти ей пару.

Открывайте карточки до тех пор, пока все пары не будут найдены. С каждым разом ребенок будет все быстрее находить парные карточки. Постепенно усложняйте задачу: увеличивайте их количество.

• Игра развивает зрительную память, внимание, усидчивость.

Послушаем специалистов

Привлекайте ребенка к выполнению домашних дел. Малышу очень важно чувствовать себя полезным и ощущать гордость за самостоятельно выполненную работу. Не лишайте его этого удовольствия!

Кубики с картинками

В кубики малыш уже давно играет, но таких у него еще не было. На них что-то нарисовано, а что — непонятно. Может быть, мама объяснит? Мама составила кубики, и получилась картинка!

Если малыш понял, в чем секрет, раздвиньте немного кубики, но не переворачивайте их.

Теперь переверните кубики на другие грани и составьте другую картинку. Снова немного раздвиньте их и попросите малыша собрать. Справился, молодец!

Когда малыш чуть-чуть подрастет, купите ему кубики с буквами и цифрами и научите его по ним читать и считать.

• Игра в собирание картинки развивает память, координацию, сообразительность, мелкую моторику.

Послушаем специалистов

Прежде чем начать собирать кубики, малыш должен представить, что у него должно получиться. Такое мышление называется наглядно-образным, поскольку ребенок мысленно оперирует образами, опираясь при этом на наглядный материал.

Учимся рисовать

Рисовать можно по-разному. Изображать все, что хочется, призывая на помощь фантазию и воображение. Можно положить перед собой картинку и стараться повторить рисунок на альбомном листе. Или обвести контуры по заранее заготовленным шаблонам. Это тоже очень полезно.

Купите или сделайте из картона шаблоны с контурами предметов, которые малышу хорошо знакомы. Это могут быть рамки с рисунками внутри, а могут быть фигурки, которые нужно обводить снаружи. Покажите малышу, как это делается, и пусть он попробует,

Продвигайтесь от простого к сложному. От простых геометрических фигур — к силуэтам животных и птиц. От картонных шаблонов — к картинкам, нарисованным на бумаге. Когда малыш научится обводить сплошные линии, переходите к картинкам, нарисованным пунктиром,

• Шаблоны для рисования развивают согласованность движений глаз и рук, помогают научиться рисовать.

Послушаем специалистов

В трехлетнем возрасте любой ребенок охотно рисует. Не следует ждать, что в три года малыш сможет правильно нарисовать человека, дом, машину. Не нужно поправлять его и учить рисовать «правильно». У него свое видение мира и свое присущее его возрасту умение передавать то, что он видит.

Солнечные зайчики

Выглянуло солнышко — какая радость! Где наше маленькое зеркальце? Сейчас мы будем пускать солнечных зайчиков! Вот так — на пол, на потолок, на стены!

А теперь пусть малыш поймает зайчика. Подержите зеркальце неподвижно — дайте малышу коснуться зайчика рукой, а потом быстро переместите его.

Малыш тоже хочет пускать зайчиков — дайте ему зеркальце! Подвигайте маленькой ручкой — малыш почувствует, что передвижение зайчика зависит от его движений. Пусть ребенок поиграет самостоятельно.

• Игра развлекает ребенка, заставляет его двигаться, способствует развитию мышления.

Послушаем специалистов

Детям-зрителям интереснее рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием рисуют, лепят. Малышей-слушателей легко успокаивают музыка или знакомые голоса. Они любят петь, рассказывать стихи и предпочитают разговорные игры. Малыши-деятели много двигаются сами и любят, когда их кружат и подбрасывают на руках взрослые. Им больше нравятся подвижные игры.

Без веревочки, а едет!

У малыша большая радость: ему подарили машину на дистанционном управлении!

Запустите машину и покажите, как ею управлять. Вот как она едет! И вперед, и назад, и направо, и налево. А вот — остановилась.

Вложите дистанционное управление в руку ребенка и нажимайте его пальчиками на кнопки. Пусть малыш почувствует, что это он управляет машиной. А вы иногда присоединяйтесь к игре: просите малыша направить машину в ту или иную сторону

• Игра развивает мелкую моторику, воображение, ориентирование в пространстве, внимание.

Послушаем специалистов

Двухлетнего ребенка уже не надо побуждать к игре: она становится его самостоятельной потребностью. Делайте акцент на обыгрывании различных Житейских ситуаций, доступных его пониманию, используя замещающие предметы (камешки вместо пирожков для кукол, нитки вместо макарон и т. д.).

Совершенствуемся в лепке

Покажите малышу основные способы лепки. Попросите его раскатать небольшие кусочки пластилина между ладонями. Отлично — получилась колбаска. Заострите один конец колбаски — готов карандашик.

А теперь слепите разноцветные колечки. Или бублики. Малыш постепенно начнет работать не ладошками, а пальчиками.

• Лепка развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, память, глазомер и воображение.

Послушаем специалистов

Раньше было распространено мнение о том, что дети-вундеркинды, как правило, отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Однако в последние десятилетия это мнение учеными опровергнуто. Установлено также, что ранние успехи ребенка не связаны с каким-либо особым нажимом со стороны воспитателей.

Играем в «классы»

Нарисуйте на асфальте самые простые «классы», из пяти клеток, и пронумеруйте их. Покажите малышу, как бросать биту. Это может быть камешек или круглая коробочка от гуталина. Главное — не слишком маленькая и не острая.

Пусть малыш допрыгает на одной ноге до клетки с битой. Если на одной ноге пока не получается, можно — на двух. Задача малыша — постараться не наступить на линию. Допрыгал — снова кидаем биту. Можно позвать других ребят — будет еще веселее!

• Игра развивает координацию движений, чувство равновесия и навыки счета.

Послушаем специалистов

Если ваше решение отвести ребенка в детский сад находится в стадии обсуждения, имейте в виду, что детский сад не является обязательной ступенью в развитии ребенка. Самостоятельность и умение общаться со сверстниками не хуже развиваются и при домашнем воспитании.

Кукольный театр

Подберите к спектаклю специальные куклы-бибабо, которые надеваются на руку, как перчатки. Рассмотрите игрушки вместе с малышом: «Узнаешь, кто это? Помнишь сказку?»

Пусть малыш выберет себе игрушку, а вы помогите ему надеть ее на руку. Вторую игрушку наденьте себе на руку и сразу войдите в роль: «Я — Лиса. А ты кто?»

Малыш слегка растерялся: не знает, что отвечать. Подскажите ему: «А ты — Колобок. Спой мне песенку!» Поговорите с маленьким артистом, введите его в спектакль,

Отрепетируйте пьесу, а потом позовите всех домашних смотреть представление. И пусть все громко хлопают в ладоши.

• Игра развивает фантазию, стимулирует речевое развитие и артистизм.

Послушаем специалистов

Обыгрывая любимые сказки, дети активно усваивают ролевые отношения и эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

Времена года

Найдите четыре красочные картинки, на которых изображены осенний, зимний, весенний и летний пейзажи. А теперь подберите еще много-много картинок, меньших по размеру, но тоже посвященных временам года. Покажите малышу четыре большие картинки. Спросите его, какое сейчас время года, и вспомните с ним вместе, какие бывают еще.

Разложите маленькие картинки поверх больших: сезон к сезону. Каждый раз объясняйте: «Видишь, здесь нарисован снег — значит, это зима. Кладем туда, где лежат зимние картинки», и т. д. А потом смешайте все картинки — пусть малыш сам разложит их по группам.

• Игра способствует развитию зрительной памяти, внимательности и умению анализировать.

Послушаем специалистов

Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Математические паззлы

Принцип таков: на картинке изображена цифра, а под картинкой располагается кармашек, в который нужно вкладывать соответствующее количество предметов.

Сначала научите ребенка считать до 3, потом — до 5. Покажите ему, как вкладывать паззлы в гнезда с соответствующей цифрой.

Сложите вместе с малышом все паззлы. Назовите цифры по порядку.

Возьмите несколько предметов, попросите малыша пересчитать их и вставить в кармашек, расположенный под нужной цифрой.

• Игра помогает освоить порядковый счет, запомнить изображение цифр, учит соотносить число с количеством предметов.

Послушаем специалистов

Детские представления о мире остаются в памяти очень надолго. Общаясь с малышом, всегда поддерживайте и стимулируйте его стремление к новым познаниям. Ведь это — основа умственных и творческих способностей.

Ещё порисуем!

Как приятно рисовать пальцем на запотевшем окне или по насыпанной тонким слоем на столе или подносе крупе! А еще можно намочить пальчик и водить им по доске. Вариантов множество, и все они нисколько не исключают рисования.

Прежде всего покажите малышу, как проводить вертикальные линии снизу вверх и горизонтальные — слева направо. Пусть малыш нарисует дорожку или цветные ленточки.

Освойте с ним вместе рисование красками методом «тычка»: кисточкой или палочкой с прикрепленным на ее конце кусочком поролона. Получится снег или дождь.

Обратите внимание малыша на то, что карандаш и фломастер оставляют на бумаге тонкий след, а кисточкой можно провести широкие линии. «Они похожи на ленточки, ручейки и дорожки — правда, малыш?»

• Рисование развивает воображение, чувство цвета и композиции.

Послушаем специалистов

Педантичность и строгость родителей приводят к тому, что ребенок растет тревожным, плохо воспроизводит информацию, боясь ошибиться и быть наказанным.

Железная дорога

Соберите железную дорогу вместе с малышом. Расскажите, для чего она нужна, как по ней ездят поезда и как далеко на них можно уехать.

Ну что ж, самое время запустить паровоз. Сперва — один, без вагонов. Покажите малышу, как его останавливать на станциях. Если станций в комплекте нет, постройте их сами — из кубиков.

Ну а теперь можно прикрепить к составу вагоны — и в добрый путь!

• Игра расширяет кругозор, развивает мелкую моторику и умение играть в сюжетные игры.

Послушаем специалистов

Нарушения развития речи у детей в наше время зачастую объясняются тем, что родители не находят времени с ними просто поговорить. И маленькие дети подолгу смотрят телевизор. Не перекладывайте свои родительские обязанности на телевизор. Ведь это всего лишь техника, а вашему малышу нужны мама и папа.

Игрушечный баскетбол

Прикрепите кольцо к стене на уровне вытянутой руки ребенка. Покажите ему, как забросить мяч в сетку.

Сначала пусть малыш забрасывает мяч с близкого расстояния. А вы стойте рядом и считайте меткие попадания. Каждый раз отмечайте его успехи: «Надо же, в прошлый раз ты попал пять раз из десяти, а сегодня — целых восемь!»

Ну а теперь можно отойти подальше от сетки. И кольцо мы перевесим чуть-чуть повыше. Да, так будет потруднее, но зато гораздо интереснее!

• Игра развивает крупную моторику, координацию, способность управлять собственным телом.

Послушаем специалистов

Трехлетнему малышу важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его игру, что он для них — самый интересный человек на свете. В этом возрасте у него формируются привязанности, которые он пронесет через всю жизнь.

Строительный конструктор

Соберите несколько маленьких домиков. Получился настоящий город лилипутов! Огородите его крепостной стеной с воротами.

Расскажите малышу историю про Гулливера в Стране лилипутов. Он обещал быть осторожным и перешагивать через маленькие дома, чтобы не сломать их.

А теперь расставьте домики из конструктора так, чтобы между ними можно было пройти. Малыш будет Гулливером! Он будет шагать по улицам города лилипутов, переступая через препятствия. Не очень-то легко: нужно поднимать ножки и при этом сохранять равновесие.

• Игра способствует развитию мелкой моторики, фантазии, координации движений и равновесия.

Послушаем специалистов

В три года у ребенка совершенствуется координация движений, усваиваются более сложные навыки. Ест сам, как взрослый, держит ложку. Может полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, натягивать колготки. Причем делает не только то, что хочет, но и то, о чем его просят.

Веселые картинки

Ваш малыш уже не раз пробовал рисовать, и ему это занятие очень понравилось. А значит, пришло время не просто делать «каляки-маляки», а что-нибудь изобразить. Порисуйте вместе. Сначала вы изобразите шарик, а малыш пусть дорисует к нему ниточку. Вот и первая картинка: шарик в небе!

Не забывайте расспрашивать малыша, какие цвета он использует. Попросите ребенка нарисовать солнышко с лучиками, цветочек и другие изображения, которые сочетают округлые и прямые линии.

Ну, что нарисовал юный художник? Попытайтесь угадать. Если не получается, осторожно задайте ему несколько наводящих вопросов.

• Игра развивает мелкую моторику, фантазию, мышление.

Послушаем специалистов

В некоторых семьях чаще используется система наказании, а не поощрений. Родители скупы на ласку и похвалу. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется тревожный тип личности. Он имеет низкую самооценку и крайне неуверен в себе.

Машинка с мелкими деталями

Малыш немного подрос, и теперь ему можно купить машинку более сложной конструкции. Ведь так интересно открывать дверцы и капот, крутить руль!

Покажите ему какие детали машинки открываются и двигаются. Посадите в машинку пупсика или зверюшку. Открываем дверцу садимся, закрываем дверцу крутим руль — поехали!

Сядьте друг против друга на пол и катайте машинку. Придумывайте различные игровые ситуации: аварии, езду по горке или по дороге-змейке.

• Игра развивает фантазию, мелкую моторику и координацию движений.

Послушаем специалистов

Обычно двух-, трехлетние малыши очень не любят, когда кто-то берет их игрушки. Они плачут, кричат, топают ногами! Родители начинают перевивать: малыш растет жадиной! Если мама требует отдать игрушку, малыш обижается: может, мама больше любит другого мальчика?

Музыкальные прятки

Что может быть веселее игры в прятки? Только музыкальные прятки.

Пусть малыш отвернется, а вы возьмите какой-нибудь музыкальный инструмент, спрячьтесь и сыграйте на нем. Малыш прислушается: откуда раздается музыка? — и найдет вас. А вы удивитесь: «Ой, а как же ты меня нашел?»

Теперь — очередь малыша прятаться. Вручите ему инструмент и дайте побольше времени, чтобы он успел куда-нибудь укрыться. И конечно, долго изображайте, что не можете его найти. Найдете вы его или он сам выскочит- неважно. Все равно будет весело!

• Игра способствует развитию слуха, сообразительности и воображения.

Послушаем специалистов

Если у малыша наблюдается задержка речи, то есть, если в (5 года он не реагирует на простые слова и не знает названий окружающих предметов, а в возрасте 2 лет не пытается повторять слова, обратитесь к врачу, ведь в 2,5 года он уже должен составлять фразы из двух слов, а в 3 года — произносить простые предложения.

Игрушечный городок

Конструктор у вас есть, но пока вы с малышом собирали из него самые простые сооружения. Сядьте рядышком с ним и соорудите из конструктора какую-нибудь постройку. Пусть ребенок сделает нечто похожее.

Обсуждайте с малышом его действия: детали какой формы и какого цвета ему понадобятся.

Так у вас появится игрушечный городок, в котором будут проживать пупсики и зверюшки. Вместе вы придумаете интересные сюжеты для игр. Задавайте побольше вопросов: малыш с удовольствием расскажет вам о своем городке и его обитателях.

• Игра развивает мелкую моторику, наблюдательность, фантазию и творческие способности малыша.

Послушаем специалистов

На третьем году жизни малыш играет все более самостоятельно. Его действия уже не разрозненны, а вполне последовательны и осмысленны. Малыш сам придумывает сюжет игры, состоящий из разнообразных событий и действий, и старательно ему следует.

Поймай рыбку!

Опустите в банку с водой несколько пластмассовых рыбок с металлическими вставками. Сделайте удочку из карандаша и лески. К свободному концу лески привяжите магнит. Покажите малышу, как ловится рыбка. Опуская удочку в воду, приговаривайте:

Большая и маленькая!

Ну что ж, первая рыбка поймана. А следующую поймает малыш — дайте ему удочку!

Спрашивайте его, сколько рыбок он поймал и какого цвета. Если ребенок выловит ту рыбку, которую наметил, это — большой прогресс!

• Игра развивает координацию движений, умение сосредоточиваться.

Послушаем специалистов

Катать шарик длинной палочкой или спицей по лабиринту, сделанному из кубиков; забрасывать шарики и мячи в кастрюли и миски — это веселые и полезные задания на тренировку координации и согласованности движений.

Детям очень нравится не только рисовать, но и раскрашивать картинки. Купите ребенку раскраску, карандаши и фломастеры.

Покажите, как это делается: закрасьте один рисунок. А малыша просите подавать вам карандаши определенного цвета. Говорите примерно следующее: «Так, а сейчас мне нужно закрасить травку. Какого цвета травка? Правильно, зеленого. Значит, дай мне зеленый карандаш».

Следующий рисунок раскрасит малыш. А вы все так же обсуждайте с ним, какого цвета огурец и листья на деревьях, какого цвета солнце, какого — яблоко и т. д. Похвалите своего маленького художника — он так старался!

• Игра развивает изобразительные навыки, умение соблюдать границы рисунка, совершенствует мелкую моторику рук и память.

Послушаем специалистов

Ребенок не должен считать себя главой семьи. При всей любви к малышу не давайте ему собой манипулировать. Общайтесь с ним на равных, не сюсюкая и не заискивая. Уважайте и любите себя — тогда и малыш будет испытывать по отношению к вам такие же чувства.

Узоры из кубиков

Предложите малышу собрать одноцветную дорожку. Пусть он сам подберет кубики. Прекрасно получилось! Теперь соберите дорожку с чередующимися цветами, например, красно-синюю.

Составляйте с ним вместе квадраты из различных частей. Сначала соберите квадрат из двух прямоугольников. Теперь разберите и попросите малыша составить квадрат заново. Так он понемножку освоит соотношение части и целого.

Постепенно усложняйте задачу, используя все больше и больше кубиков.

Не забывайте спрашивать малыша, какого цвета квадрат он складывает. Пусть малыш учится обращать внимание на цвет и на форму.

• Игра развивает пространственное представление, мышление, память, усидчивость.

Послушаем специалистов

Как ни странно, подчинение правилам игры доставляет ребенку большое удовольствие. Он придает этим правилам огромное значение и не разрешает никому их нарушать. Для него очень важно, чтобы в игре было все «как в жизни». Так что не нарушайте правил — в игре это главное условие.

Мячик, поскачи!

Если дома есть мяч, скучно никогда не будет. Сколько же с ним можно придумать веселых игр и развлечений!

Бросайте мяч об пол или стенку и ловите его двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!» Теперь пусть малыш попробует сделать то же самое. Если мяч несколько раз ударится об пол, прежде чем он его поймает, ничего страшного.

Покажите малышу, как можно ударять мяч об пол одной или двумя руками. А в такт ударам мяча читайте стихотворение С, Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не расстанемся с тобой!

И малыш тоже хочет, и ему дайте мяч! Вот как он делает, вот как бьет по мячику! Укатился мячик — побежали догонять!

• Игра способствует физическому развитию ребенка, совершенствованию координации движений.

Послушаем специалистов

Если постоянно указывать ребенку на его промахи и ошибки, а удачные действия воспринимать как нечто само собой разумеющееся, он начнет сочинять истории о своих достижениях. Хвалите малыша за его успехи: потом не придется ломать голову над тем, почему он вдруг стал обманывать.

Играем на кухне

Покажите малышу овощи. Проговаривайте названия четко и ясно: «Вот это морковь, свекла, репа, картошка».

Загадывайте ему загадки. Например, про морковку: «Сидит девица в темнице, а коса — на улице». Или про лук: «Сто одежек — все без застежек».

Попросите его разложить яблоки по двум мискам: маленькие — в одну, большие — в другую.

Можно рассортировать овощи и фрукты по форме, можно — по цвету. И постепенно усложнять задачу. В конце концов, вы попросите малыша: «Выбери из этих овощей не зеленый и не красный, не большой и не маленький».

• Игра способствует развитию логического мышления и памяти ребенка.

Послушаем специалистов

Большинство малышей демонстрируют разнообразные таланты и способности. И тем не менее родители с грустью замечают, что по мере того, как малыш растет, эти способности почему-то становятся значительно скромнее. Для того чтобы так не происходило, нужно с раннего детства развивать у детей память и логическое мышление.

Где же наши ручки?

Читайте малышу стишок и показывайте то, о чем говорите. А малыш пусть повторяет за вами названия частей тела и выполняет те же движения.

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои (руки за спиной)?

Раз, два, три, четыре, пять!

Покажитесь мне опять (покажите руки).

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои (закройте уши ладонями)?

Раз, два, три, четыре, пять!

Покажитесь мне опять (покажите уши)!

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои (закройте глаза ладонями)?

Раз, два, три, четыре, пять!

Покажитесь мне опять (уберите ладони от глаз)!

• Игра способствует развитию координации движений,

Послушаем специалистов

Для развития речи у малыша подберите стишки или песенки-потешки, в которых рифмуются слова, различные по смыслу, но отличающиеся одним только звуком («наша — Маша»).

Угадай, что на картинке?

Возьмите картинку, на которой изображено что-то хорошо знакомое ребенку: стол, яблоко, кошка, собака и т. д. Разрежьте картинку пополам, покажите малышу одну половинку и попросите угадать, что здесь нарисовано. Картинку можно не разрезать, а просто закрыть часть рисунка белой бумагой.

Когда картинки будут малышу хорошо знакомы, вы сможете показывать не половину, а треть или четверть изображения. А потом дадите малышу несколько частей одной картинки — пусть попробует составить.

• Игра развивает зрительную память и сообразительность.

Послушаем специалистов

Если у вашего малыша зрительное восприятие разбито в большей степени, чем слуховое, то учите с ним стихи следующим образом. Прочитав строку, покажите ему соответствующую картинку в книге. В воображении малыша Возникнет связь между этим изображением и текстом. Подобная ассоциация очень поможет ему запомнить стишок.

Больше или меньше?

Пришло время научить малыша сравнивать различные предметы и живых существ. Для начала пусть он научится сравнивать их по размеру. Назовите какие-нибудь предмет или животное, а малыш скажет, что или кто из них больше.

Итак, начнем: муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар и т. д.

Точно так же назовите пары предметов или животных, а малыш скажет, что или кто из них меньше.

• Игра развивает интеллект, сообразительность, способность к аналитическому мышлению.

Послушаем специалистов

Необходимо разобраться в причинах, побуждающих малыша жаловаться. И помнить, что основная причина — доверие к взрослому и надежда на помощь с его стороны. Именно совета, как поступить в той или иной ситуации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись родителям на свои трудности.

Игрушки пляшут

А сейчас мы устроим танцы! Нам понадобятся две мягкие игрушки. Предположим, заяц и мишка.

Пусть малыш выберет, кем из них он будет играть. Договорились: он — мишкой, вы — зайцем.

Зайчик умеет плясать веселый танец и хочет научить танцевать мишку: «Мишка, давай потанцуем!» Он показывает движения, а мишка в руках у малыша их повторяет. Напевайте песенку:

Мы танцуем весело,

Хлопаем в ладоши,

Мы такие ловкие,

Куколка, с тобой!

Вместо слова «куколка» вы можете говорить «мишенька», если у малыша в руках мишка,

А теперь поиграйте по-другому. Возьмите обе игрушки и «танцуйте» за них, а малыш пусть танцует сам.

• Игра способствует развитию координации движений и мышления малыша.

Послушаем специалистов

Зачастую в сюжете игры отражаются его глубинные переживания и внутренние конфликты. А для вас игра вашего малыша — это окно, через которое бы можете заглянуть в его мир.

Найди половинку

Для этой развивающей игры вам понадобятся два одинаковых набора красочных открыток. Разрежьте их из одного набора пополам. Положите перед малышом целую открытку и 3-4 половинки от разных открыток.

Покажите малышу половинку открытки и попросите найти подходящую к ней. Трудно? Не получается? Тогда начните вместе прикладывать эту половинку к другим разрезанным картинкам. Нет, эта не подходит. И эта не подходит. А эта подошла — вот какая получилась картинка!

Понравилась малышу игра? Получается у него? Значит, усложните задачу: предложите ему уже не 3-4, а 8 половинок,

• Игра развивает логику и мышление,

Послушаем специалистов

Малыш может совершенно по-разному вести себя с мамой и папой, бабушкой и воспитательницей в детском саду. Это напрямую связано с характером взаимоотношений, складывающихся у ребенка со взрослыми.

Если к вашему малышу пришли в гости другие детишки вы можете затеять с ними веселую игру в мячик. Усадите всю компанию в круг — прямо на пол. Пусть малыши широко расставят ножки и катают мячик друг другу. А вы тем временем читайте им стишок:

По небу солнце холит

И в домики заходит.

И к Ване заходит (мячик катится к Ване),

И к Кате заходит (мячик от Вани катится к Кате),

И к Пете заходит (мячик от Кати катится к Пете),

И к Маше заходит (мячик от Пети катится к Маше).

• Игра способствует физическому развитию, совершенствует координацию движений и чувство ритма, учит находиться в коллективе.

Послушаем специалистов

Когда ребенок окажется в коллективе сверстников, ему придется соотносить сбои желания с их желаниями, иначе с ним никто не захочет играть. Поэтому, даже когда вы играете с ребенком вдвоем, приучайте его к правилам коллективной игры. Ведь другие дети ему так потакать не будут!

Расскажу про кошку

А вот прекрасная игра для пальчиков:

(возьмите детскую ручку и поверните ладошкой вверх)!

Расскажу про кошку (погладьте ладошку).

Будем пальчики считать (малыш шевелит пальчиками)?

Будем пальчики считать

(малыш сжимает пальчики в кулак и разжимает)!

(поочередно загибайте ему пальчики)!

Вот — кулак (ладошки сжаты в кулачок),

А вот- ладошка (малыш разжимает ладошку),

На ладошку села кошка

(«пробегите» своими пальцами по детской ладошке)!

И крадется потихоньку

(«пробегите» пальцами по его руке до плеча),

И крадется потихоньку

(спрячьте свою руку малышу под мышку).

Видно, мышка там живет!

Вот как весело малыш смеется — под мышкой щекотно!

• Игра развивает мелкую моторику рук, воображение и артистизм.

Послушаем специалистов

Вы можете помочь своему карапузу избавиться от неуклюжести с помощью игры. Скажите ему, например, так: «Сейчас ты — зайчик. Прыгай так, чтобы тебя не услышала лиса». Увидите, насколько точными станут его движения!

Кто что делает?

А вот сразу несколько хороших устных игр. Вы начинаете, малыш — продолжает. А можно — наоборот.

Машина едет, гудит .

Кошка бегает, спит.

Назовите два предмета или два живых существа. Пусть малыш назовет, какое общее действие они совершают:

И лягушка, и зайчик . (прыгают).

И птица, и муха . (летают).

А теперь нужно перечислить предметы, выполняющие одно действие:

Едет- машина, поезд, велосипед, а еще .

Тает — мороженое, лед, а еще .

• Игры расширяют кругозор и способствуют развитию интеллекта, сообразительности, памяти.

Послушаем специалистов

Случается, что совсем маленькие дети очень охотно произносят бранные слова. Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова употребляются. Во-вторых, дети видят, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, и используют их именно с этой целью.

Играем в прятки

Покажите малышу игрушку например, зайчика. Пусть он внимательно его рассмотрит. А вы расскажите ему что зайчик любит быстро бегать и прятаться. Попросите малыша отвернуться к стене или закрыть глаза. Положите зайчика на какое-то новое, но видное место, можно среди других игрушек. И позовите малыша: «Все, открывай глазки! Найди зайчика, где он спрятался?»

Если малыш легко справился с задачей, в следующий раз спрячьте зайчика так, чтобы он не был виден целиком. Прикройте его платочком так, чтобы видны были только ушки.

• Игра не только забавляет детей, но и развивает их внимание, память, воображение.

Послушаем специалистов

Очень часто от взрослых можно услышать следующие изречения: «Ты же мальчик, что же ты плачешь, как девочка?» Может быть, не стоит обострять отношения между будущими мужчинами и женщинами?

Какой игрушки не хватает?

Разложите перед ребенком 5-6 игрушек — пусть он хорошенько рассмотрит их. Через минуту попросите его отвернуться и уберите одну или две игрушки, а остальные переставьте.

Попросите малыша вспомнить, какой игрушки не хватает. Сразу он, может, и не назовет, но постепенно будет играть в эту игру все лучше и лучше. А вы постепенно усложняйте задачу: с каждым разом раскладывайте все больше игрушек и убирайте по две-три сразу.

• Игра способствует развитию наблюдательности и памяти.

Послушаем специалистов

Чем старше становится ребенок, тем лучше у него работает память. Это связано с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Став постарше, он начнет прибегать к определенному приему — связывать новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации.

Какие разные звуки!

Читайте стихотворение и произносите выделенные слова вместе с малышом:

На лугу паслась корова: «Му-у-у, му-у-у!»

Полосатый шмель летел: «З-з-з, з-з-з!»

Летний ветерок подул: «ф-ф-ф, ф-ф-ф!»

Колокольчик зазвенел: «Динь, динь, динь!»

Стрекотал в траве кузнечик: «Тр-р-р, тц-с-с!»

Еж колючий пробегал: «Пх-пх-пх!»

Птичка маленькая пела: «Тиль-ль, тиль-ль!»

И сердитый жук жужжал: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж!»

Пусть малыш сначала послушает, а потом попытается повторить. Если сразу не получается, не приставайте к нему! Все придет со временем.

• Игра предназначена для тренировки артикуляционного аппарата.

Послушаем специалистов

Наиболее легко детское ухо воспринимает низкочастотные звуки (у, о, м, н, л, р, п, в, д, г). Большинство из этих звуков, за исключением «л», «р», появляются в детской речи одними из первых (мама, баба, папа, дядя). Многие высокочастотные звуки (и. з, с, з, ш, ж, ч, щ, ср) усваиваются детьми в произношении несколько позже, после 3-4 лет.

Елочки и грибочки

У вас есть цветная бумага? Отлично! Значит, можно поиграть с малышом в мозаику. Вырежьте 10 карточек зеленого цвета и 10- красного. Обрадуйте малыша: скажите ему, что сейчас вы будете играть в елочки и грибочки.

Возьмите карточку зеленого цвета и положите на стол. Объясните малышу, что в вашей игре это — елочка. Рядом положите красную карточку — это будет грибочек. Размещайте карточки на столе поочередно: елочка-грибочек, елочка-грибочек. И приговаривайте:

Встали все в рядок,

А за каждой елочкой –

Пусть малыш попробует продолжить ряд самостоятельно. Если он ошибется, скажите: «Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?»

Иногда дети размещают 2-3 пары правильно, а потом начинают ошибаться. И ваш малыш запутался? Тогда помогите ему немного: пусть он выкладывает карточки под вашу диктовку: «Елочка-грибочек, елочка-грибочек. »

Когда ребенок освоится, добавьте в мозаику цвета и измените последовательность их чередования, например: елочка-грибочек-белый цветочек-желтый цветочек-синий цветочек и т. д.

• В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету, Игра развивает абстрактное мышление и воображение.

Послушаем специалистов

Может быть, вам знакома такая ситуация: не успел малыш родиться, а его уже учат плавать, не успел научиться отличать один предмет от другого, его сажают за разрезную азбуку. А все потому, что иметь вундеркинда очень престижно! Зачастую родители требуют от своего малыша то, что ему пока не по силам, постоянно сравнивают с каким-нибудь соседским ребенком, научившимся читать в три года, и т. д. В результате малыш становится капризным, делает все наоборот, хитрит и изворачивается. Это типичные симптомы недоразвития. Трудновыполнимые требования и неготовность малыша им соответствовать создают для него стрессовую ситуацию. Если и вы заметили нервозность в поведении своего ребенка, сбавьте уровень требований и постарайтесь сделать все, чтобы он сам потянулся к занятиям.

Послушаем специалистов

Рекомендуем прочесть:  Вес и рост плода 28 недель
Ссылка на основную публикацию