С какого возраста стоит ребенок

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?

Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.

В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.

В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.

В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:

После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.

Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.

1 мес. – улыбается;

2 мес. – гулит (воркует);

4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.

Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.

5 мес. – оборачивается на звуки;

6 мес. – имитирует речь (лепечет);

8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;

9 мес. – жестикулирует;

10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;

11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);

12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;

15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.

Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.

16 мес. – речь понятная;

18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;

21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;

24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.

(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. — СПб.: СпецЛит, 2003. — 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

Следующие два месяца жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

Рекомендуем прочесть:  Утягивающий пояс для живота женский после родов

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития

У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

С какого возраста стоит ребенок

от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений — одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову — это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции — улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия — рассматривания рук — в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Рекомендуем прочесть:  Пульсационный индекс венозного протока 12 недель норма таблица

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции — улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед — это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, — это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова — «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

В каком возрасте дети начинают сидеть? Узнаем!

Следить за своевременным развитием ребенка – это первостепенная задача каждого ответственного родителя. На эту тему написано множество научных работ – ведь первый год жизни человека является настоящим чудом с точки зрения обычного человека и очень ответственным для специалистов-неонатологов и педиатров.

В каком возрасте дети начинают сидеть?

Как известно, при рождении ребенок не умеет ни ходить, ни говорить, ни даже сидеть. Первые месяцы жизни он только осваивает окружающий мир, учится быть наблюдателем, а также потихоньку общаться посредством крика, смеха, улыбок и плача. И только потом малыш переходит к более сложной деятельности. Давайте сегодня поговорим о том, в каком возрасте дети начинают сидеть. Это первое серьезное достижение на пути взросления маленького человечка.

Рекомендуем прочесть:  Что можно есть в 4 месяца при грудном вскармливании

Многие родители озабочены тем, когда ребенок должен начать сидеть. Они паникуют, если у соседей, знакомых, друзей дети уже достигли значительных результатов, и начинают подозревать у совершенно здорового малыша множество проблем. Но ведь развитие ребенка – дело индивидуальное. Как не бывает абсолютно одинаковых людей, так и процесс развития всех детей невозможно причесать под единую гребенку. Но тем не менее вопрос, в каком возрасте дети начинают сидеть, является одним из самых популярных на приеме у невролога.

Конечно же, существует определенная тенденция, когда от малыша следует ожидать тех или иных изменений. При наблюдении за своим чадом можно руководствоваться ею, однако для начала следует делать поправки на собственную наследственность. Поэтому, если вы беспокоитесь, почему ребенок не сидит, спросите у своих родителей, во сколько месяцев начали сидеть лично вы, а также задайте аналогичный вопрос своей второй половине – может, малыш просто сразу освоит науку сидения, а не будет учиться постепенно.

Когда же начинается подготовка младенцев к принятию вертикального положения в пространстве? Первое, что необходимо ребенку, чтобы сесть – достаточно крепкий позвоночник и мышечный корсет. При рождении ни один младенец не может держать головку – спина и шея еще очень слабые, требуют развития. Чтобы достичь этого, в течение первых месяцев жизни малыша необходимо делать с ним легкую гимнастику – сводить и разводить ручки, сгибать и разгибать ножки, поглаживать шейку и спинку. Такие несложные упражнения усиливают тонус мышц, улучшают кровоснабжение, а значит – и насыщение тканей кислородом. С этой же целью все абсолютно врачи говорят молодым родителям о пользе прогулок – дети, проводящие много времени на свежем воздухе, растут более выносливыми, здоровыми и развитыми. Как говорят педиатры старой школы, препятствиями для прогулки могут быть только сырость и сильный ветер. А мороз пойдет только на пользу.

Чтобы не переживать за развитие малыша, постарайтесь гулять с ним побольше. Ну а какой вид спорта помогает укрепить спину? Конечно же, плавание. Раньше считалось, что купать ребенка необходимо только в ванночке, но современный подход в педиатрии предлагает крохе сразу осваивать ванну или даже бассейн. Благодаря такой методике, как грудничковое плавание, дети раньше начинают развивать опорно-двигательный аппарат. Существуют специальные секции для малышей с первого месяца жизни. Но и без них можно помочь ребенку – придерживая его за головку, при купании в большой ванной нужно давать ему побарахтаться в воде.

Еще один важный этап в развитии – малыш научился держать головку ровно. Это его первый серьезный рывок. Начинает он свои первые попытки в этом направлении месяцев с двух. Поначалу удержать голову он может не более пары секунд, но постепенно мышцы шеи крепнут, и с каждым днем ребенок делает это все увереннее. Для того чтобы помочь ему тренироваться, необходимо почаще выкладывать малыша на животик. В этом положении он приподнимается, упираясь на предплечья, и удерживает голову ровно. Можно сказать, что после этого освоенного движения не за горами тот день, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно.

К трехмесячному возрасту малыш уже умеет многое – он активно двигает руками и ногами, совершает хватательные движения, держит голову и упирается на предплечья. В это время делается еще один шаг – он начинает переворачиваться. Сначала это будет перекат со спины на один из боков. Затем, по мере успешности попыток, ребенок начинает переворачиваться на живот. Мышцы становятся все сильнее, и при положении на животике он уже может приподнимать не только голову, но и часть корпуса.

Четыре месяца

И вот в четыре месяца происходит невероятное – ребенок уже настолько сильный, что может принимать сидячее положение. Пока что это очень неуверенное движение. Сидеть в этом возрасте малыш в состоянии только у опоры, и то его может с завидной регулярностью опрокидывать в лежачее положение. Поэтому к этому времени не стоит оставлять его одного на твердой поверхности. Сам садиться он уже пробует – это ведь следующий шаг после переворотов. Но ему требуется рука взрослого, чтобы опереться на нее.

И только к 5-6 месяцам большая часть детей может с уверенностью принимать такое положение тела. И то пока что этот процесс совсем непрост для маленького человечка. Чтобы сесть, ему приходится перевернуться на бок, затем упереться на руку и поднять туловище вверх. В это время начинается прогресс в поддержании равновесия – ему становится проще находиться в одном положении ровно, причем все чаще это положение вертикальное.

Следующий этап

Уже в 7-8 месяцев сидячее положение становится привычным для ребенка. Он уже настолько крепок, что может подниматься без опоры из положения на животе или на спине. Для этого малыш активно использует упор на руки. А после этого нередки случаи, когда он сразу же встает и держится за опору. Но не стоит ждать, что именно в это время он начнет так делать. Если невролог не считает, что у ребенка есть проблемы со здоровьем нервной системы, мышц или позвоночника, не стоит переживать – может, он сядет к 9 месяцам.

Многие мамы, стремящиеся обеспечить своему чаду полноценное раннее развитие, спрашивают, как научить сидеть ребенка. Четкого руководства по этому поводу просто не существует. Большинство врачей и опытных родителей советуют попросту расслабиться и подождать: дескать, малыш сам знает, когда ему сесть, а когда пойти. Но чтобы помочь ему, кроме вышеописанных способов укрепления позвоночника как основного способа улучшения опорно-двигательных функций, можно также к 4-5 месяцам расширить программу тренировок ежедневной гимнастикой. В частности, можно пытаться привести его в сидячее положение при помощи простого упражнения. Нужно поднимать ребенка и садить его из положения на спине, удерживая за ладошки, которыми он сжимает пальцы взрослого. Несколько таких подходов в день приучат малыша к такому состоянию, а потому облегчат его самостоятельный переход в сидячее положение.

Заключение

Таким образом, на вопрос о том, в каком возрасте дети начинают сидеть, нельзя четко ответить. Это растянутый во времени урок для каждого малыша. Он начинается с четырех месяцев и первых неуверенных попыток, а может закончиться месяцев в 8-9 уже полноценным сидением.

Источники: http://eka-roditeli.ru/deti-0-3-nevrolog-razvitie-rebenka.htmlhttp://www.bereg.ru/deti/zdor/nevrol.shtmlhttp://fb.ru/article/132115/v-kakom-vozraste-deti-nachinayut-sidet-uznaem

Ссылка на основную публикацию