Раннее психомоторное развитие ребенка таблица

Психомоторное развитие детей первого года жизни.

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней!

почему такие рубрики «зрение», «слух» и т.д., а следующее за ними содержание относится совершенно к другому ?! Например: в 10 месяцев «Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.» Но это говорит не о качестве зрения, а о развитии речи и мышления, об уровне развития сознания. Так можно разбирать почти по каждому пункту.

В специальной литературе есть ориентиры, когда надо бить тревогу. Их действительно надо знать маме, чтобы чего-то не пропустить. Предлагаю познакомиться.

Схема развития ребенка до 3 лет (критические сроки)

Умение ползать. Когда ребенок постепенно учится ползать, следу­ ет обратиться к врачу, если:

· к концу 1-го месяца жизни он в вертикальном положении не мо­ жет на мгновение удержать головку;

· к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 сан­ тиметров от поверхности и удержать ее;

· к концу 3-го месяца он не может, лежа на животе, удержать голов ку в течение 1 минуты; <?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />

· к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;

· к концу 5-го месяца он плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;

· к концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;

· к концу 8-го месяца он еще не может ползти назад;

· к концу 9-го месяца он не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;

· к концу 11-го месяца он не может ползать на четвереньках.

· Умение сидеть. Следует насторожиться, если:

· к концу 2-го месяца ребенок совершает хаотичные движения руч ками и ножками;

· к концу 3-го месяца он не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;

· к концу 4-го месяца головка у него отклоняется назад в тот мо­ мент, когда его поднимают из положения лежа на спине;

· к концу 5-го месяца он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине;

· к концу 7-го месяца он при поддержке за руку родителей не пыта­ ется сесть;

· к концу 9-го месяца он при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;

· к концу 11-го месяца он не может сидеть с вытянутыми ногами.

· Умение ходить. Нужно обратиться к врачу, если:

· к концу 4-го месяца ребенок, когда его поддерживают в вертикаль­ ном положении под мышками, не пытается опереться на стопы;

· к концу 6-го месяца он в таком же положении не «пританцовы вает»;

· к концу 8-го месяца он не может короткое время стоять при под держке за руки;

· к концу 10-го месяца он не пытается стоять, удерживаясь за ме бель или стенки манежа;

· к концу 11-го месяца он не может передвигаться, держась за опору;

· к концу 12-го месяца он не может сделать несколько шагов, дер жась за руки взрослого;

· к концу 13-го месяца он не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 секунд;

· к концу 15-го месяца он не может свободно пройти 20 шагов;

· к концу 16-го месяца он не бегает свободно;

· к концу 20-го месяца он не может без поддержки пнуть мяч;

· к концу 30-го месяца он не может без поддержки спуститься по лестнице;

· к концу 36-го месяца он не может в течение секунды без опоры удержаться на одной ноге.

Рекомендуем прочесть:  Марченко татьяна ивановна старый оскол узи график работы

· Формирование хватательных движений. При формировании осоз­ нанных хватательных движений следует насторожиться, если:

· к концу 3-го месяца ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;

· к концу 4-го месяца он не разглядывает свои ручки;

· к концу 5-го месяца он не может уверенно протянуть ручку к иг­ рушке;

· к концу 6-го месяца он не может ухватить кубик;

· к концу 8-го месяца он не может удержать между указательным и большим пальцами пуговицу;

· к концу 9-го месяца он не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;

· к концу 12-го месяца он не может удержать одной рукой 2 малень ких кубика или подать игрушку взрослому;

· к концу 18-го месяца он не может построить башню из 3 куби ков;

· к концу 20-го месяца он не может чертить прямые линии;

· к концу 24-го месяца он не может отвинтить крышку от банки;

· к концу 33-го месяца он не может аккуратно есть суп ложкой;

· к концу 36-го месяца он не может налить воду в чашку.

· Слух и зрение. Подозрения в нарушении слуха и зрения могут воз­ никнуть, если:

· к концу 1-го месяца ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо-влево;

· к концу 2-го месяца он не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из сто­ роны в сторону;

· к концу 3-го месяца он не ищет глазами, откуда звенит коло кольчик;

· к концу 5-го месяца он не прекращает плакать, когда слышит му­ зыку или пение матери;

· к концу 6-го месяца он уверенно не реагирует на шуршание бума­ ги, находящейся вне поля его зрения;

· к концу 7-го месяца он не может стучать кубиком по столу;

· к концу 8-го месяца он не прислушивается к разговору взрослых; * к концу 9-го месяца он не может стучать кубиками друг о друга;

· к концу 10-го месяца он не сбрасывает игрушки со стола;

· к концу 12-го месяца он не проявляет интереса к автомашинам;

· к концу 15-го месяца он не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;

· к концу 24-го месяца он не может отличить съедобное от несъед обного;

· к концу 32-го месяца он не может выложить кубики в одну линию.

· Развитие речи. Признаки нарушения развития речи налицо, если:

· к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормле­ нием;

· к концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают;

· к концу 5-го месяца он не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба); не пытается, находясь на руках у матери, отыски­ вать глазами те предметы и тех людей, которых она называет («где папа?»);

· к концу 7-го месяца он не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;

· к концу 9-го месяца он не может повторить за взрослым 8 различ­ ных звукосочетаний и слогов;

· к концу 10-го месяца он не машет головой в знак отрицания или н есогласия либо ручкой в знак прощания;

· к концу 12-го месяца он не может произнести ни слова, не при­ слушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);

· к концу 15-го месяца он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»;

· к концу 20-го месяца он не может произнести 6 осмысленных слов;

· к концу 24-го месяца он не может показать части тела, которые ему называет взрослый;

· к концу 29-го месяца он не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;

· к концу 36-го месяца он не может показать, какая линия из трех самая длинная;

· к концу 37-го месяца он не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

· Развитие ребенка в социальном плане. Обратитесь к врачу, если:

· к концу 1-го месяца ребенок не прекращает кричать, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;

· к концу 2-го месяца он не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;

· к концу 3-го месяца он не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;

· к концу 4-го месяца он не выражает радости, когда с ним играют;

· к концу 5-го месяца он не прекращает плакать, когда с ним заго­ варивают; не может отличить доброжелательность или недоволь­ ство в тоне и мимике;

· к концу 6-го месяца он не просится «на ручки», протягивая свои ручки к взрослому;

· к концу 7-го месяца он не ласкается к матери или близкому чело­ веку;

· к концу 9-го месяца он не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку;

· к концу 10-го месяца он не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;

· к концу 11-го месяца он не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь;

· к концу 12-го месяца он не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;

· к концу 15-го месяца он не может играть с матерью в мяч, само стоятельно удерживать стакан и пить из него;

· к концу 19-го месяца он не играет с плюшевым медведем или куклой;

· к концу 20-го месяца он не может сам надеть носки, обувь и шапку;

· к концу 21-го месяца он не может, подражая матери, выполнять некоторые хозяйственные дела;

· к концу 24-го месяца он не может сам вымыть и вытереть руки;

· к концу 29-го месяца он еще не может словами попросить еду;

· к концу 30-го месяца он не может один есть ложкой;

· к концу 34-го месяца он еще не говорит о себе, применяя место имение «я»; не может сам одеться; не ходит своевременно в туалет.

Психомоторное развитие доношенного и недоношенного ребенка

Все дети развиваются по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но в неонатологии существуют определенные нормы психомоторного развития ребенка, на которые опираются педиатры, давая оценку происходящим процессам. О показателях и характерных особенностях психомоторного развития детей раннего возраста, начиная с рождения и до 12-месяного возраста, вы узнаете в этом материале.

Особенности психомоторного развития доношенных детей раннего возраста

С рождением ребенка его нервная система, главным образом головной мозг, еще продолжает развиваться. Но, несмотря на то, что нервная система еще не сформирована полностью, она в достаточной мере обеспечивает ребенка механизмами, необходимыми для связи и познания внешнего мира.

В первый год жизни малыша его нервная система развивается очень активно, особенно такие ее отделы, как кора и подкорковые центры головного мозга. На основе многолетних наблюдений за детьми первого года жизни были выявлены определенные закономерности их нервно-психического развития, соответствующие возрасту в месяцах. С момента появления ребенка на свет его нервная система начинает развиваться по строго определенным этапам. Эти этапы психомоторного развития ребенка и являются критериями оценки нервно-психического становления малыша. В основе этих критериев лежат безусловные и приобретаемые условные рефлексы, постепенное развитие навыков поведения, речи.

С первого дня жизни новорожденный ощущает вкус, запах, боль, тепло и холод. У него хорошо выражены сосательный и глотательный рефлексы, которые в основном и обеспечивают его существование в первые дни жизни. Обнаруживаются также все основные безусловные рефлексы.

Уже к концу первой недели жизни малыша у него вырабатывается условный рефлекс, связанный с определенными промежутками времени между кормлениями, своеобразный биоритм. В это же время у ребенка улучшается слух, появляются первые кратковременные эпизоды напряжения мышц шеи, которые постепенно перейдут в дальнейшем в попытку поднять и удержать головку.

В возрасте 10-20 дней малыш уже умеет удерживать в поле зрения предмет, т. е. следить за движущимся предметом, но при этом зрачки двигаются не плавно, как у взрослых, а как бы рывками (ступенчатое слежение). Иногда движения глаз несколько дискоординированы и может создаваться впечатление, что у ребенка косоглазие. Однако к концу первого месяца жизни эти явления обычно исчезают.

Учитывая особенности психомоторного развития детей, с первого дня жизни ребенка во время его бодрствования нужно общаться с ним, улыбаться, ласкать малыша, выражать свою любовь. Это будет способствовать правильному и своевременному развитию его зрения, слуха, двигательных навыков, а также речи.

Показатели психомоторного развития новорожденного ребенка первого года жизни

Далее описаны этапы психомоторное развитие ребенка по месяцам до года.

В 1 месяц ребенок хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете, подолгу рассматривая его. При наблюдении за движущимся предметом зрачки перемещаются уже плавно. Малыш заметно прислушивается к различным звукам, голосам, особенно родных ему людей, чувствует интонации в разговоре, его слух становится лучше. Чувствуя любовь близких и комфорт, начинает улыбаться. Психомоторное развитие ребенка в этом возрасте позволяет ему в положении на животе пытаться поднять головку и несколько секунд удерживать ее в таком положении. Движения рук и ног в этом возрасте размашистые, резкие. Конечности находятся в согнутом состоянии. В этом возрасте ребенок спит до 18-20 часов в сутки, устанавливается определенная продолжительность ночного сна и сна в промежутках между кормлениями.

В 2 месяца ребенок длительно фиксирует взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого. Может долго следить за движущимся предметом. На звук поворачивает голову в соответствующую сторону. Лежа на животе, поднимает, и непродолжительное время удерживает головку. Для тренировки мышц шеи и умения удерживать голову с 1,5-2-х месяцев рекомендуется регулярно брать ребенка на руки и, придерживая под грудку и ягодицы, удерживать в вертикальном положении. В этом возрасте тонический рефлекс и рефлекс ползания исчезают. Психомоторное развитие ребенка до года в этом возрасте усиливается. Малыш в 2 месяца уже начинает произносить отдельные звуки. Продолжительность сна составляет в среднем 18 часов в сутки.

В 3 месяца ребенок способен длительно удерживать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого, находясь в вертикальном положении. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Мышцы рук и ног приобретают нормальный тонус, движения становятся более свободными и точными. При поддержке подмышками уверенно опирается ножками в горизонтальную поверхность с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Говоря о психомоторном развитии детей до года, нужно отметить, что в 3 месяца малыш уже способен переворачиваться и долго лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Живо реагирует на попытки общения с ним близких людей: улыбается, громко смеется, машет ручками (так называемый комплекс оживления). Узнает голос матери. Испытывает эмоции, как положительные, так и отрицательные. Продолжительность сна в этом возрасте около 16-18 часов.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли пить уголь во время беременности

В 4 месяца ребенок начинает узнавать близких родственников, бурно выражая свою радость от их присутствия. Реагирует на незнакомые лица. Ищет глазами невидимый источник звука. Способен захватывать ручками висящую игрушку и долго рассматривать ее, поэтому рекомендуется вешать игрушки низко, так, чтобы малышу удобно было их захватывать. Это способствует развитию точных и целенаправленных движений рук. Во время кормления придерживает ручками грудь матери или бутылочку. При виде любимой или красивой игрушки либо при звуках музыки появляется комплекс оживления. Раннее психомоторное развитие ребенка в этом возрасте уже позволяет малышам различать цвета. Обычно в возрасте 4-х месяцев ребенок начинает гулить — произносить нараспев гласные, гортанные звуки.

В 5 месяцев ребенок по-разному реагирует на попытки общения с ним близких и незнакомых людей. Хорошо узнает голос матери, способен различать ласковые и строгие интонации при обращении к нему. Быстро и крепко берет игрушку из рук взрослого и хорошо удерживает ее. Может долго лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, высоко поднимая голову и грудь, поворачивая голову в разные стороны, переворачиваться со спины на живот. При поддерживании его подмышками стоит на ногах ровно и уверенно. Если в этом возрасте строго соблюдать режим кормления, сна и бодрствования, то ребенок хорошо и быстро привыкает к нему и начинает ему следовать.

В 6 месяцев малыш способен различать свое и чужое имя. Легко берет игрушку из любых положений, подолгу занимается ею, рассматривая с разных сторон, перекладывая из одной руки в другую. Психомоторное развитие детей раннего возраста позволяет полугодовалым малышам переворачиваться с живота на спину. Ребенок самостоятельно сидит, начинает ползать, хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. При поддержке подмышками не только уверенно стоит на ногах, но и пытается сделать шаг. Начинает произносить отдельные слоги — «ма», «да», «ба» и иные (начало лепета). Для того чтобы ребенок быстрее научился говорить, нужно поворачиваться к нему лицом при общении с ним, чтобы он следил за движениями губ при произнесении слов. К концу первого полугодия жизни малыша формируется начальное понимание речи. Ребенок поворачивает голову в сторону предметов, которые до этого ему показывали и называли.

В 7 месяцев малыш самостоятельно сидит, ползает, хорошо переступает при поддержке взрослого. Активно и подолгу занимается с игрушкой: машет, стучит, бросает. На вопрос «Где?» способен отыскивать взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Просится на руки к матери и хорошо знакомым людям. Учится пить из чашки. С 7-ми месяцев ребенок начинает подражать действиям взрослых.

В 8 месяцев ребенок самостоятельно садится и ложится, встает и переступает, держась за барьер. Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослых. На вопрос «Где?» находит несколько предметов, находящихся на своих местах. Появляется мимика, выражение на лице не только радости, но и удивления, интереса. Если психомоторное развитие ребенка до 1 года соответствует норме, то уже в этом возрасте по просьбе взрослого малыш может выполнять простые действия, выученные ранее (дать ручку, похлопать в ладоши). Поворачивает голову, когда его называют по имени. Начинает подражать отдельным звукам речи взрослых. В этот период следует поощрять познавательный интерес ребенка и развивать его с помощью правильно подобранных игрушек.

В 9 месяцев начинает «танцевать» под веселую музыку, к спокойной и грустной музыке прислушивается. Переходит от одного предмета к другому, придерживаясь за них руками, садится из вертикального положения. Активно занимается с игрушками и другими предметами, совершает различные манипуляции в зависимости от их свойств (гремит погремушками, катает шарики, открывает коробочки). На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их расположения. Хорошо знает свое имя и отзывается на него. Подражает речи взрослых, произносит с ними отдельные слоги. Продолжительность сна составляет 15-16 часов.

В 10 месяцев по просьбе взрослого выполняет различные Действия с предметами: открывает, вынимает, катает и т. п. Долго занимается с игрушками, особенно с кубиками и пирамидками. Может ставить кубики один на другой или нанизывать колечки на стержень пирамидки. По просьбе «Дай» находит и дает знакомые предметы. Психомоторное развитие ребенка в 10 месяцев позволяет ему подниматься по лестнице, подлезать под предметы. Продолжительность сна составляет 14-15 часов.

В 11 месяцев самостоятельно выполняет различные действия с игрушками по команде взрослого: ставит кубики один на другой, складывает и разбирает пирамидку. Способен стоять без поддержки и делать первые самостоятельные шаги. Делает первые попытки обобщения понятий «Дай», «На». Продолжительность сна — около 14 часов.

В 12 месяцев ребенок узнает на фотографиях знакомых, самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками. Если психомоторное развитие ребенка 1-го года жизни соответствует норме, то в этом возрасте он уже самостоятельно ходит, но продолжает много ползать. Переносит разученные действия с одного предмета на другой. Понимает без показа названия предметов, частей тела, имена знакомых, команды, выполняет поручения взрослых («Найди», «Отдай», «Принеси»), находит среди множества игрушек именно ту, что назвал взрослый. Легко подражает новым слогам, произносит до 10-12 слов. Различает значения слов «можно» и «нельзя», поэтому к концу первого года жизни ребенка его поведением можно управлять с помощью речи взрослого.

Психомоторное развитие недоношенных младенцев

Нервная система ребенка активно развивается на первом году жизни. При рождении он получает рефлексы, позволяющие ему существовать в первые месяцы жизни, и постоянно приобретает новые навыки общения с окружающим миром. Овладение определенными навыками, отражающими нервнопсихическое развитие малыша, должно фиксироваться в определенные сроки его жизни. Существуют утвержденные нормы нервно-психического развития детей. Психомоторное развитие недоношенного ребенка имеет ряд особенностей, так как такие дети рождаются с еще несозревшей нервной системой, и это сказывается на темпах их нервно-психического развития. Поэтому многие такие малыши несколько отстают от своих доношенных сверстников. Степень отставания зависит от степени недоношенности.

Недоношенные дети, родившиеся с массой тела от 2500 г, почти не отличаются по срокам своего развития от доношенных. Отставание показателей психомоторного развития недоношенных детей первого года жизни в получении тех или иных навыков может составить 1-2 недели. Чем меньше масса тела ребенка при рождении, тем сильнее выражено его отставание в нервно-психическом развитии.

Психомоторное развитие недоношенных младенцев, родившихся с массой тела от 1500 до 2000 г, позволяет им ощущать запахи, вкус, холод и тепло. Врожденные рефлексы могут быть выражены в первые недели после рождения недостаточно, особенно сосательный и глотательный, что препятствует нормальному кормлению.

Календарь психомоторного развития недоношенного ребенка 1-го года жизни по месяцам

В первый месяц жизни врожденные рефлексы активно развиваются и затем уже мало отличаются от рефлексов доношенных детей. Зрение и слух обычно не отличаются от таковых у доношенных детей. Далее описаны особенности психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам.

В возрасте 1-2-х месяцев ребенок учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете, разглядывать его. В 2 месяца внимательно прислушивается к различным звукам, голосам, так как его слух улучшается. Первую улыбку малыша родители обычно замечают на 2-3-м месяце его жизни.

В 2,5-3 месяца ребенок уже довольно уверенно удерживает головку в положении лежа на животе.

В 3,5 месяца он уже отвечает улыбкой на улыбку и обращение к нему взрослого.

В 4-5 месяцев малыш поворачивает голову на звук, пытаясь рассмотреть источник звука. В 5 месяцев он уже хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете, может длительно рассматривать лицо матери, находясь у нее на руках в вертикальном положении. Психомоторное развитие недоношенных детей первого года жизни позволяет им к этому возрасту следить взглядом за движущимся предметом.

В возрасте 5-5,5 месяца малыш бурно реагирует на обращение к нему близких родственников: улыбается, машет ручками, издает гласные звуки, это так называемый комплекс оживления. Хорошо узнает голос матери, пробует схватить игрушку или другой интересный для него предмет. В 5,5 месяца он отвечает на нравящиеся ему события или обращение взрослых громким смехом. В полгода ребенок начинает гулить — произносить долгие гласные или гортанные звуки. Психомоторное развитие недоношенного новорожденного в этом возрасте уже позволяет малышу хватать подвешенные игрушки. Различает близких и чужих людей и часто проявляет свое отношение к ним: понравившимся он улыбается, а на неприятных ему реагирует плачем или отворачивается. Ребенок не только реагирует на звук и поворачивается в его сторону, но и определяет для себя невидимый источник, его издающий.

В 6,5 месяца малыш берет из рук взрослого игрушку и самостоятельно удерживает ее. К 7-ми месяцам гуление малыша становится более длительным и разнообразным. Он уже хорошо находит контакт с окружающим миром и вполне в нем адаптировался. Ребенок более подвижен, его движения становятся слаженными, постепенно утрачивая беспорядочный характер. Психомоторное развитие недоношенного новорожденного ребенка в этом возрасте активно продолжается. Малыш пытается переворачиваться на живот. В этом возрасте ребенок не только пьет молоко и соки, он уже довольно уверенно кушает с ложки пюре, снимая пищу губами.

В среднем с 7,5 месяца ребенок начинает лепетать — произносить отдельные слоги, иногда много раз, пытается повторять отдельные слоги из речи взрослых.

В 7,5-8 месяцев ребенок пытается ползать на животе, пока не опираясь на колени и ладошки, пробует переворачиваться с живота на спину. Он уверенно берет игрушки, которые подвешены, лежат в кроватке или предлагаются ему взрослым.

К 8,5-9 месяцам лепет малыша становится более длительным и разнообразным, он четко произносит отдельные слоги. В 9,5 месяца малыш начинает есть уже более твердую пищу, он, например, хорошо удерживает в руке кусок хлеба и откусывает от него.

В возрасте 10 месяцев ребенок уже умеет довольно хорошо ползать и учится сидеть. Он может долго заниматься игрушками, рассматривая их, пытаясь перекладывать из руки в руку, кладет одни и берет другие. К концу первого года жизни недоношенный ребенок, родившийся с массой тела от 1500 до 2000 г, овладевает всеми необходимыми навыками, и его отличия в этом плане от доношенных сверстников постепенно сглаживаются.

В 10-11 месяцев он уже самостоятельно встает, держась за неподвижную опору, и переступает, придерживаясь за нее. Уверенно сидит. Может из положения стоя около опоры сесть, а затем лечь. Хорошо стоит, удерживаемый за руки взрослым, и пытается шагать.

К 10,5-11 месяцам понимает обращенную к нему речь, знает мать и отца, свое имя, на вопрос «Где?» находит нужный предмет. В 11 месяцев становятся более сложными и его действия с игрушками: он не только уверенно перекладывает их из одной руки в другую, но и размахивает ими, стучит по полу, бросает.

К 11-12 месяцам он уже хорошо стоит и ходит, придерживаясь за руку взрослого или опору. К году ребенок повторяет за взрослыми слоги, пытается самостоятельно, без опоры, ходить.

К 13 месяцам он уже произносит некоторые простые слова, хорошо понимает и пытается повторить слова взрослых. Довольно уверенно ходит без опоры, залезает на невысокую поверхность, например на диван, и слезает с него. С поддержкой взрослых учится шагать по ступенькам, перешагивать через лужи и небольшие препятствия.

Рекомендуем прочесть:  Грудничок вертится во время кормления

Конечно, приведенный выше календарь психомоторного развития ребенка до года усреднен, показатели могут несколько отличаться у детей с разной массой тела при рождении. Недоношенные малыши, родившиеся с массой тела до 1500 г, отстают в нервно-психическом развитии от описанной группы примерно на 2-4 недели и догоняют доношенных несколько позже.

Психомоторное развитие ребенка до года

В период новорожденное малыш физически беспомощен, его движения хаотичны.

Но с момента рождения он уже обладает рядом физиологических безусловных рефлексов, обеспечивающих процесс жизнедеятельности. Здоровый ребенок с первого дня жизни сосет грудь матери и тянется к ней в начале кормления, в положении лежа на животе поворачивает голову в сторону, что позволяет ему дышать. Только что родившийся ребенок может демонстрировать шаговые движения (передвигать ноги по опоре), пытаться ползать, ориентироваться глазами на источник света, хватать палец или предмет, прикоснувшийся к ладони ребенка, «разбрасывает» руки при неожиданном громком шуме и многое другое. Все эти рефлексы сохраняются обычно 1-3 месяца и потом угасают.

Ослабление или асимметрия указанных рефлексов у новорожденных либо их сохранение в том возрасте, когда они должны уже исчезнуть, может говорить о патологии нервной системы. В этих случаях следует непременно проконсультироваться у опытного детского невропатолога.

На первом году жизни ребенок не только растет, но и развивается. Чтобы оценить правильность и своевременность психомоторного развития ребенка и своевременно принять меры в случае существенного отставания в развитии, мама должна ориентироваться, когда и что ее малыш должен уметь делать.

В возрасте 1 месяца малыш, лежа на животе, начинает ненадолго поднимать голову, реагирует на звук, прислушивается к тому, что происходит вокруг, вздрагивает или мигает при громких звуках, начинает замечать яркие предметы, вглядываться в лица, улыбаться, хватает вас за палец. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползать. Появляются первые неопределенные звуки — гуление. Малыш пока еще не умеет осознанно управлять руками и ногами, его движения беспорядочны, тонус мышц-сгибателей повышен.

В 2 месяца ребенок способен довольно продолжительно (20-30 сек.) следить глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову на звук, прекращает сосать, если ему показать яркий предмет. Он активно пытается определять местоположение звучащего объекта, поворачивает голову вправо-влево, пытаясь его найти. Малыш реагирует на человеческие голоса. Если заговорить с ним, находясь вне его поля зрения, он повернет голову в вашу сторону. Он улыбается в ответ на улыбку, издает горловые и воркующие звуки, гулит более отчетливо и, лежа на животе, поднимает голову и 1-2 минуты удерживает ее вертикально.

В 3 месяца малыш, находясь в вертикальном положении, уверенно удерживает голову и контролирует ее положение, может сосредоточить взгляд и 5-6 минут следить за предметами, узнает ваше лицо, четко определяет направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается.

Он уже умеет быть собеседником — пока, правда, не особенно разговорчивым.

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, он поворачивает голову и фиксирует взглядом лицо обратившегося к нему человека. При кормлении ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот при ее приближении.

Лежа лицом вниз на твердой поверхности, он обычно способен приподняться на согнутых в локтях руках. Делает попытку повернуться на бок (может упасть!). Движения его рук становятся свободнее и осмысленнее: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушками, хлопает в ладоши и тянет пальцы в рот. Теперь малыш узнает не только маму: он улыбается родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то не так.

В этом возрасте интенсивно продолжается подготовительный этап развития речи — гуление. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку. С каждой прожитой неделей звуки, издаваемые ребенком, становятся все разнообразнее — они нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у», что свидетельствует о хорошем настроении ребенка.

4 месяца. В этом возрасте ребенок проявляет ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение к нему, проявляющуюся не только внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. На разговор с ним он отвечает воркованием, дольше гулит, и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем и умеет сразу выделять собственную мать из окружения. Увидев незнакомое лицо, он может испугаться или, наоборот, заинтересоваться.

Он способен различать яркие цвета, может уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его поля зрения.

Большинство детей этого возраста уже не просто рассматривают предметы (в том числе и на значительном удалении), но и пытаются дотянуться до них руками, ощупать, а то и схватить. Во время кормления ребенок уверенно пускает в ход свои руки — старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Заметно совершенствуется работа мышц, появляются новые движения. Стремясь дотянуться до заинтересовавшего его предмета, малыш поворачивается со спины на бок и пытается перевернуться на живот либо подползти к игрушке. Приподнимаясь на руках, опирается только на ладони, хватает, гладит предметы. На четвертом месяце он уже легко поднимает голову из положения на спине. При поддержке хорошо опирается на ноги.

Особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети, которых он изучает с повышенным вниманием.

В 5 месяцев малыш по-разному реагирует на разных людей (отличает «своих» и «чужих»), поворачивается лицом, услышав голоса и другие звуки, подражает звукам, пускает пузыри, уверенно перекатывается со спины на живот и обратно. Появляется способность рассматривать предмет на близком расстоянии, различать основные цвета и формы. Он узнает маму, папу и тех родственников, кто ухаживает за ним. Эмоции становятся богаче и ярче. Малыш реагирует на тон речи, улавливает смысл обращения к нему по интонации, не понимая слов. Подолгу певуче гулит. Свое отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, когда мама читает ему детские стихи.

6 месяцев. Быстрыми темпами идет психическое развитие. Это возраст становления эмоционального общения. Малыш поворачивается в сторону звуков и голоса, умеет смеяться, хныкать, плакать, реагировать на эмоции окружающих, подражать звукам речи (лепетать). Он пытается произносить слоги — «мама», «ба-ба», начинает искать исчезнувшие предметы, хватает их одной рукой, поднимает выпавшую игрушку, размахивает ею, пытается ползать. Если его поддерживать — поднимается на ножки и делает первые попытки переступить с одной ноги на другую. К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно и есть с ложки.

7 месяцев. Его движения становятся целеустремленными. Например, он умеет перекладывать предметы из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает уверенно неосознанно повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» (не обращаясь к кому-либо конкретно), сидит, встает на колени, становится на четвереньки, начинает ползать, шагает при поддержке. В ответ на вопрос «Где?» находит предмет, находящийся на постоянном месте. Он тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему, самостоятельно поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку. В этом возрасте его уже можно учить пить из чашки.

8 месяцев. Малыш начинает понимать слово «нет», слитно произносит слоги, издавая звуки, напоминающие слова, улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового, очень любит заводные игрушки, мячи, за которыми активно ползает. Он сам садится и сидит без поддержки, встает из положения лежа и стоит, держась одной рукой, а при поддержке пытается пройтись. Он учится играть в «ладушки» — старается хлопать в ладоши. Подползая к опоре (краю манежа или стене), ребенок пробует встать на ноги, падает и снова повторяет попытку. Некоторые дети уже достаточно хорошо стоят с опорой. Многие ползают так быстро, что с трудом удается их догнать.

К 9 месяцам ребенок уже знает свое имя и поворачивает лицо к тому, кто его зовет, начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и др., осваивает жесты, например качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет, машет ручкой при прощании. В возрасте 8-9 месяцев ребенок начинает испытывать тревогу при расставании с матерью. Иногда произносит слова-обозначения: «кис-кис» (кошка), «ав-ав-ав» (собачка), «би-би» (машина).

С игрушками предпочитает играть сидя, совершая повороты корпусом, садится и встает из любого положения, глазами следит за падением предметов, сам их ищет и может собирать, захватывая всей кистью. Он делает попытки стоять самостоятельно и ходить с опорой (например, держась за спинку стула и двигая его вперед), уже может переступать при поддержке за одну или обе руки.

В 10 месяцев малыш поднимается без опоры и стоит в течение нескольких секунд, делает попытки передвигаться, держась за подвижную опору или мамину руку и переступая с ноги на ногу. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет объекты отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение. По просьбе «Дай» дает знакомый предмет, играет в ладушки.

В это время рекомендуется, по-называя ребенку новый предмет, громко и четко его называть. Ребенок пока еще не в состоянии повторить это название, но может его запомнить.

11-12 месяцев. Осознанно произносит первое слово (помимо «папа» и «мама») . В конце первого года жизни малыш уже может положить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается, не приседая, чтобы поднять что-либо, хорошо ходит, держась за одну руку, делает первые шаги сам. Он знает названия многих вещей, понимает слово «нельзя», различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова. Узнает на фотографии знакомых, с удовольствием имитирует действия других людей.

На втором году жизни малыш самостоятельно ходит, начинает бегать, сначала поднимается, а затем и спускается с лестницы, придерживаясь одной рукой за перила, сам может снять что-то из одежды. Он учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых. Он знает и показывает, где находятся нос, глаза, различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Его словарный запас постоянно расширяется, но следует отметить, что возраст, когда ребенок начинает разговаривать, может быть различным.

В возрасте 15 месяцев большинство детей правильно называют 4-6 предметов, когда им на них указывают. К двум годам они употребляют до 50 слов и начинают строить предложения из двух слов. Но иногда и совершенно здоровые дети до 18-месячного возраста, а то и позднее могут вообще не произносить слов. В дальнейшем они быстро наверстывают упущенное и, как большинство их сверстников, к 2 годам способны произнести предложение из нескольких слов. Мальчики несколько отстают в моторном развитии и по сравнению с девочками немного позже начинают сидеть, ходить, разговаривать.

Источники: http://www.baby.ru/blogs/post/4147691-2686812/http://vkapuste.ru/?p=8090http://www.sweli.ru/deti/do-goda/razvitie-rebenka/psihomotornoe-razvitie-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию