Развивающие Занятия Для Детей От 3 Лет

Развивающие Занятия Для Детей От 3 Лет

Чему обучать ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет? Как построить занятия, какие навыки и умения развивать у малыша? Ничего ли вы не упустили в своей программе развития?

Ответить на эти вопросы вам поможет план развития детей в возрасте от 1,5 до 2 лет — быстрый список по всем направлениям развития и шпаргалка для мам!

Осень с детьми от 1,5 до 2 лет — развивающие игры и идеи для занятия.

С малышами от 1,5 до 2 лет тоже можно изучать осень. Если осенняя тема в играх вас интересует — то эта подборка идей для развивающих игр с детьми вас не оставит равнодушной.

Статья будет полезна как родителям, так и педагогам, работающим с малышами.

Как развивать ребенка в 2 года? План развития.

Ребенку исполнилось 2 года. Какие новые навыки и умения можно развивать у малыша? Как по-новому построить с ним развивающие игры и занятия?

Ответить на эти вопросы вам поможет план развития ребенка от 2 до 3 лет. В нем собраны самые актуальные игры и развивающие занятия, направленные на развитие логики, математики, рисования, творческих способностей, моторики, развитие речи, музыкальное и физическое развитие и многое другое.

Статья будет полезна как родителям, так и педагогам, работающим с малышами.

Развивающие занятия с детьми от 1 года до 3 лет

Занятия с дидактическим материалом

Главная задача всех разновидностей занятий с малышом — развитие у него гармоничного восприятия себя в окружающем мире. Самым важным в этом процессе является чувственный опыт ребенка. Занятия с дидактическим материалом помогают малышу освоить широкий спектр задач, необходимых для полноценного развития.

По мнению исследователей, познавательная деятельность детей данной группы формируется за счет сенсорного опыта, который они получают в результате занятий, что, в свою очередь, способствует восприятию окружающей действительности соответственно возрасту.

Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентацию в цветовых различиях, отличие предметов по форме, величине и весу.

Прежде всего малышей раннего возраста необходимо знакомить со следующими цветами:

Также ребенок должен распознавать пять разновидностей предметных форм:

Занятия, направленные на различие цвета, формы и величины предметов, рекомендуется начинать с помощью сравнительного анализа их свойств и качеств в соответствии с показанными образцами. Следует отметить, что на первой стадии занятий ребенок не может назвать предметы, поэтому внимание следует акцентировать на том, чтобы он находил только различия между ними.

Во избежание нежелательных затруднений не нужно предлагать ребенку сразу различать много предметов. Иначе могут возникнуть трудности из-за того, что малыш может запутаться или растеряться. Однако различия между большими и маленькими предметами в большинстве случаев дети усваивают быстро. Об этом нужно помнить при самостоятельном изготовлении дидактического материала или его подборке в магазине. Многие дети лучше запоминают словесные обозначения предметов, поэтому новые предметы желательно предлагать с помощью сравнения с уже изученными. Например, квадрат сравнивается с кубом, круг — с мячом, овал — с дыней и т. д.

Гораздо сложнее малыш воспринимает названия цвета, поскольку у детей раннего возраста еще недосформировалась связь между словом и восприятием цветов. В первое время ребенок будет называть цвет исключительно в хорошо освоенной им игре. Взрослым рекомендуется не забывать про такую особенность и не заострять внимание на том, чтобы ребенок обязательным образом называл все цвета. В этой ситуации наиболее результативно использовать метод сравнения предмета с цветом. Например, зеленый — листочки, красный — вишня, желтый — цыпленок и т. д.

При этом взрослый в разговоре с малышом должен стараться чаще называть цвет и форму предметов, не требуя повторения названий.

Напомним, что предметная деятельность является основной для ребенка раннего возраста. Не следует забывать, что игры, предложенные малышу, должны включать в себя форму, величину и цвет предметов. Например, если разделить предметы на две группы, учитывая сходства по цвету, форме или весу, это будет наиболее доступно для малыша. Материалы для такого занятия можно купить в детском магазине, а лучше сделать самостоятельно. Главная цель игры — концентрация внимания ребенка на характеризующих свойствах предметов. Она развивает внимание, наблюдательность и способность к сравнительному анализу. Однако взрослым рекомендуется учитывать, что в процессе занятия необходимо как можно чаще говорить характеризующие слова: «большой», «маленький», «разные», «одинаковые».

Когда ребенок запомнит главные понятия, рекомендуется постепенно усложнять задания. Существует множество игр-вкладышей — вложения, разные по величине, форме и цвету, которые нужно вставлять в соответствующие гнезда на доске или в специальной папке. Цель таких занятий — выработка у ребенка умения различать предметы.

Дидактические занятия следует проводить по нескольку раз в день, задания должны усложняться или упрощаться в зависимости от выявленной результативности.

Чтобы занятия давали больше эффекта и не наскучили малышу, надо регулярно поддерживать вовлеченность его в игру с помощью новых разнообразных предметов.

Обратимся к более подробной методике проведения дидактических занятий. На первых этапах с малышами в возрасте от одного года трех месяцев и старше лучше предложить раскладку однородных предметов на две группы, учитывая исключительно их размер. Цвет и форма предметов должны совпадать, а размер различаться от одного до трех сантиметров, при этом самый маленький предмет не должен быть меньше пяти сантиметров.

Рекомендуем прочесть:  За сколько дней до овуляции начинает болеть яичник

Следует напомнить, что важнейшей задачей этого занятия является развитие у малыша способностей различать предметы и находить их сходства. Ребенок должен постепенно запомнить такие понятия, как «большой» и «маленький».

На первых этапах занятия лучше всего использовать круглые и квадратные предметы, изготовленные из плотного картона, разной величины. Диаметр самого маленького круга должен составлять пять сантиметров, а большого — семь. Сторону меньшего квадрата лучше сделать пять с половиной, а большого — семь с половиной сантиметров.

Взрослый показывает ребенку пять маленьких и пять больших произвольно перемешанных кругов. Затем начинает поочередно показывать то большие, то маленькие кружки, называя, какой большой, а какой маленький, синхронно большие круги откладываются в правую сторону, а маленькие — в левую. При этом взрослому следует спрашивать у малыша, в какую сторону нужно положить маленький или большой предмет (не акцентируя внимание на «право» — «лево»), и выполняет это самостоятельно. Например, взрослый показывает малышу большой круг, спрашивая: «Куда надо положить большой кружок?» Дождавшись правильного ответа, он откладывает большой круг к другому, соответствующему ему по размеру, и объясняет, что этот круг такой же. То же самое выполняется и с малыми фигурами. Первый этап занятия длится до того момента, пока фигуры не будут сгруппированы в две стопы. Затем взрослый переходит на второй этап занятия. Большие и малые фигуры перемешиваются, и ребенку предлагается выполнить самостоятельную группировку, при этом взрослый указывает, где большой кружок, где малый.

С квадратами занятие проводится аналогичным образом.

Не следует затягивать занятие, его время не должно превышать десяти минут. Наибольшего эффекта можно добиться, занимаясь с ребенком ежедневно. После окончания занятия можно попросить малыша убрать материал в специально предназначенную для него емкость или коробку.

Даже если взрослый решил в процессе занятий разнообразить дидактический материал, введя новые предметы, направленность занятий необходимо сохранять. Желательно предлагать детям все разновидности больших и маленьких геометрических фигур: квадраты, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, ромбы; не меняя принцип занятия. Первые пары фигур взрослый сортирует сам и только после этого предлагает выполнить группировку ребенку. Изменение фигур и усложнение задачи производят тогда, когда ребенок самостоятельно сгруппирует дидактический материал.

Когда у ребенка окончательно закрепятся условия занятия, их можно усложнить, предложив различить размер разных фигур, перемешав большие и малые круги, овалы, ромбы. Таким образом, он научится сортировать разные по форме фигуры, придерживаясь прежнего принципа (большие предметы с большими, а малые — с малыми). Если ребенок затрудняется выполнить усложненное задание, лучше вернуться на более ранний этап занятия и закрепить пройденный материал. Также можно предложить малышу приложить разные по величине, но одинаковые по форме предметы один на другой, чтобы он мог увидеть, чем они отличаются, при этом поясняя — это маленький предмет, а это большой.

Если дидактический материал был изготовлен самостоятельно, то лучше всего его размещать на уплотненной белой ткани, чтобы избежать скольжения фигур.

Когда ребенок научится группировать дидактический материал, можно смело переходить на третий этап и предложить для отбора три разновидности предметов.

Для этого можно использовать три круга, вырезанных из плотного картона. Первый круг — самый большой — диаметром девять сантиметров, второй — семь, третий — пять. Взрослый показывает ребенку большой круг с пояснением «большой», затем поменьше— «меньше», затем самый малый —: «маленький». После чего малышу предлагается назвать величину окружностей самостоятельно.

Когда ребенок успешно справится с заданием, условия занятия постепенно усложняются. Ребенку предлагаются разные геометрические фигуры, и он должен сравнить их по форме, размеру или цвету. Такие условия игры можно давать детям в возрасте от двух лет.

Рассмотрим условия занятия более подробно. Взрослый заранее заготавливает четыре больших круга диаметром шесть сантиметров и четыре малых круга диаметром четыре сантиметра, четыре квадрата со стороной шесть сантиметров и пять маленьких — со стороной четыре сантиметра.

Также изготавливаются две доски или папки с прорезанными окошками — большими и малыми, размер которых соответствует размеру геометрических фигур. Ребенку разъясняется, что окошки бывают большими и маленькими; как и фигуры, ему нужно закрыть окошки: большое — большой, малое — малой. Если ребенок выполняет задание неправильно, ему объясняется, что малым кругом нельзя закрыть большое окошко, а большим — малое.

На первом этапе размещение фигур на досках показывает взрослый, делая пояснения: «Большое — большим, малое — малым». После чего ребенку предлагается самостоятельно закрыть окошки.

На следующих этапах используются другие геометрические фигуры, заготовки выполняются аналогичным способом. Эти занятия направлены на формирование у ребенка навыков группирования фигур по форме и их сравнение.

Обратимся к другой разновидности занятия. Для его организации понадобятся пять одинаковых по размеру вкладышей круглой и квадратной формы и папка с десятью кармашками. На каждом кармане нарисованы квадрат или круг. Условие — поместить фигуру в соответствующий карман. На первом этапе взрослый сам группирует фигуры, объясняя: «На этом кармашке нарисован круг, значит, мы вставляем в него кружок, а на этом — квадрат, значит, квадратик мы вставим сюда». Затем малышу предлагается выполнить самостоятельную группировку фигур.

Особое внимание следует уделить занятиям, направленным на цветовые различия. Как уже упоминалось, малышам данной возрастной группы это дается сложнее, чем различие формы, веса и размера, поскольку цвет нельзя потрогать, его можно только увидеть и запомнить. А у малышей больше развито кинестетическое восприятие действительности по принципу: «Трогаю— запоминаю, вижу, но запомнить сложно».

Рекомендуем прочесть:  Через 4 месяца после родов выделения

Лучше всего начинать группировку фигур по цветам с двух групп. Для организации занятия потребуются разные геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона двух цветов, например красного и синего. Взрослый показывает фигуру и поясняет: «Это синий круг, положим его сюда. А это красный квадрат — его сюда. Это синий треугольник, положим его к синему кругу, а это красный овал, положим его к красному». Затем малышу предлагается выполнить группировку самостоятельно.

Также для таких занятий можно использовать цветные карандаши.

Следует напомнить, что ребенок должен запомнить следующие цвета:

Для занятий лучше использовать сочетания:

Для организации занятия нужно пять карандашей одного цвета и пять карандашей другого. Взрослый предлагает малышу сгруппировать карандаши по цветам на две группы. Сначала он показывает ребенку принцип группировки, при этом спрашивая, куда следует положить тот или иной карандаш.

Если малыш ответил правильно, взрослый поясняет: «Правильно, молодец, потому что они одного цвета». Поле чего малышу предлагается самостоятельно выполнить сортировку.

На втором этапе ребенок сортирует карандаши других цветов. Если малыш хорошо справляется, можно усложнить задание и сортировать три цвета карандашей, потом четыре и т. д.

Максимальная длительность занятия — десять минут, в противном случае малыш устанет, и знания не усвоятся.

Следует отметить, что занятия с цветом должны проходить при хорошем освещении, а дидактический материал размещать на белом плотном материале или картоне. Затачивать карандаши не нужно.

На заключительных этапах рекомендуется усложнить задания и выполнять сортировку по родственным цветам: желтый — белый, зеленый — синий, красный — желтый.

При этом взрослый в разговоре с малышом должен стараться чаще называть цвет и форму предметов, не требуя повторения названий.

Развивающие занятия для детей 3 лет

Развивать интеллект и познание ребенка необходимо в любом возрасте. Естественно, что по мере взросления развивающие занятия для детей претерпевают серьезные изменения, поскольку малыши с каждым годом расширяют свой кругозор и речевой запас, приобретают новые навыки и совершенствуют умения.

Трехлетний ребенок уже кардинально отличается от новорожденного младенца, ведь он обладает огромной долей самостоятельности, а благодаря обширному речевому запасу с ним уже можно общаться, задавая различные вопросы и получая нехитрые ответы.

Некоторые родители ошибочно полагают, что если их чадо посещает детский сад, с ним не нужно заниматься дома. В действительности, это далеко не так. Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь развивался полноценно и разнопланово, обязательно уделяйте время для развивающих занятий со своим малышом в любом возрасте.

В данной статье мы расскажем вам, на что следует обратить внимание во время игр с ребенком, которому недавно исполнилось 3 года, и какие развивающие занятия с ним можно проводить дома и на улице.

Какие развивающие занятия подходят для детей 3 лет?

В первую очередь, во время занятий с трехлетними малышами необходимо обращать внимание на развитие речи. Когда вы находитесь вместе со своим ребенком, старайтесь постоянно с ним разговаривать и сопровождайте словами каждое свое действие.

Например, гуляя на улице, говорите своему чаду, как называются различные породы деревьев, по каким признакам они отличаются и так далее. Если ребенок интересуется, вы можете аналогичным образом знакомить его с марками автомобилей, причем это касается не только мальчиков, но и девочек. Дома вы можете показывать крохе различные предметы в книжках и на картинках, в частности, для этого очень полезно использовать специальное детское лото.

В трехлетнем возрасте с ребенком уже необходимо вести диалог. Задавайте карапузу вопросы и побуждайте к этому его самого, вместе с малышом разгадывайте короткие загадки, сочиняйте небольшие стишки и рассказы и подбирайте рифмы к словам. Как дома, так и на улице, можно предлагать крохе поиграть в различные пальчиковые игры. Загибайте свои пальцы под веселую присказку, и карапуз с удовольствием начнет за вами повторять.

Кроме того, развивающие занятия для малышей 3 лет должны обязательно включать в себя элементы простейшей математики. Познакомьте ребенка с основными геометрическими фигурами, понятиями «один» и «много» и постепенно учите кроху считать от 1 до 10, а также складывать и вычитать.

Немаловажно развивать также крупную и мелкую моторику трехлетнего карапуза. Для этого отлично подойдут любые игры с кеглями или мячом – их можно подбрасывать, перекидывать через всевозможные препятствия и так далее. Поскольку подобные развлечения больше подходят для улицы, находясь дома, уделяйте внимание творческим занятиям.

Показывайте крохе, как рисовать карандашом круги, овалы и прямые линии. Как только он сможет справиться с этим заданием, он очень быстро начнет рисовать простые рисунки самостоятельно. Также большинство деток в этом возрасте с удовольствием рисуют кисточкой и красками, лепят из пластилина или специального теста и так далее. Все эти занятия также способствуют развитию моторики, а значит, и речи малыша.

Особенное место среди всех развивающих занятий для детей 3-5 лет занимают сюжетно-ролевые игры. Обязательно разыгрывайте со своим малышом различные сценки, например, «пациент и врач», «покупатель и продавец», «учитель и ученик», «парикмахер и клиент» и другие. Подобные развлечения не только доставляют крохе огромное удовольствие, но и позволяют ему «примерить» на себя новые роли и приобрести множество разнообразных навыков.

В данной статье мы расскажем вам, на что следует обратить внимание во время игр с ребенком, которому недавно исполнилось 3 года, и какие развивающие занятия с ним можно проводить дома и на улице.

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

Познавательные занятия для детей дошкольного возраста (от трех до пяти лет)

Рекомендуем прочесть:  Жаропонижающие Средства Для Детей От 4 Лет

Как эффективно организовать занятия детей в возрасте от трех до пяти лет.

Здесь подробно изложены комплексы упражнений, направленных на развитие артикуляции, мелкой моторики, расширение кругозора, чувства ритма, музыкального слуха и чистоты интонирования.

Занятия, направленные на формирование правильного произношения звуков

Очень часто дети данной возрастной группы не могут выговаривать правильно некоторые звуки. Чтобы избежать развития дефектов речи, обратимся к комплексу упражнений для развития артикуляции, которые рекомендуется проводить с ребенком в форме увлекательной игры. Нельзя не отметить, что при выявлении серьезных речевых нарушений необходимо незамедлительно обратиться к специалисту-логопеду.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что во время формирования у ребенка правильного звукового произношения главную роль играет сбалансированная работа артикуляционного аппарата. В нее входят движения челюсти, мягкого нёба, губ и языка.

Для организации занятий необходимо удобно расположенное зеркало. Правила занятия требуется объяснить ребенку до его начала. Чтобы достигнуть положительного результата, лучше всего заниматься с малышом каждый день не менее пяти минут.

Положение ребенка — сидя или стоя. Количество упражнений увеличивается по мере проявления положительных результатов и запоминаемости материала.

Чтобы ребенок не заскучал, а направленность занятий была увлекательной и интересной, можно выполнять упражнения под музыкальное сопровождение.

Рассмотри первый комплекс упражнений для нижней челюсти:

■ ребенку предлагается широко открыть рот и держать в таком положении десять секунд;

■ ребенку предлагается плотно прижать верхнюю и нижнюю губы и выполнить движения, напоминающие жевание, в течение десяти секунд;

■ ребенку предлагается разомкнуть губы и без особых усилий, потихонечку постукивать зубами в течение десяти секунд;

■ ребенку предлагается поднять верхнюю челюсть выше нижней и улыбнуться, сохраняя положение в течение десяти секунд.

Упражнения для губ

«Улыбнись миру». Ребенок плотно смыкает зубы, губы в разомкнутом положении, и медленно десять раз улыбается.

«Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой, после чего возвращается к непринужденному положению губ, повторяя упражнение десять раз.

«Улыбнись миру и покажи трубочку». Ребенок повторяет упражнение «Трубочка», улыбается и возвращает губы в позицию «Трубочка», повторяя упражнение десять раз.

«Губки-зубки». Ребенок втягивает губы так, чтобы они прижимались к зубам, повторяя упражнение десять раз.

«Верхняя губка над нижней». Ребенок втягивает нижнюю губу под верхнюю. Упражнение повторяется десять раз.

Упражнения для языка

«Покажем язычок». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, потом показывает язык, затем прячет и вновь показывает, повторяя упражнение десять раз.

«Покачаем язычком». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык и двигает им вправо-влево, повторяя упражнение десять раз.

«Вверх-вниз». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык и выполняет им движения вверх-вниз.

«Цок-цок». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык и выполняет цокающие щелчки, повторяя упражнение десять раз.

«Язычок отдыхает». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, затем показывает язык, кладет на нижнюю губу, положение сохраняется десять секунд.

«Язычок вперед». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, напрягает его и пытается свернуть в трубочку. Положение сохраняется десять секунд.

«Язычок-лопатка». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, делая его как можно шире, лопаткой, затем ему предлагается вдохнуть, втянуть щеки и задержать дыхание на пять секунд.

«Чаша». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, тянет его вперед и поднимает вверх в форме чаши, края языка прижимаются к верхней губе. Положение сохраняется десять секунд.

«К зубкам». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, показывает язык, тянет его вперед, затем опускает его вниз, таким образом, чтобы кончик языка прижался к нижним зубам. Положение сохраняется десять секунд.

«Играющие зубки». Ребенок широко раскрывает рот, нижняя челюсть неподвижна, помещает язык между зубами и выполняет легкие покусывания, после несколько раз прижимает язык губами.

Дыхательно-голосовые упражнения

«Охлаждаем подбородок». Ребенок втягивает нижнюю губу под верхнюю, и дует на подбородок. Малыш должен почувствовать ветерок на подбородке. При выполнении упражнения нельзя разговаривать. Упражнение выполняется в течение нескольких секунд, на одном дыхании.

«Дуем на ладошку». Ребенок растягивает сомкнутые губы и помещает ладонь под подбородок. Потом дует, чтобы воздух шел по подбородку и попадал на ладонь.

«Греем ладони». Ребенок сгибает руки в локтях, ладони вытягиваются вперед на расстоянии десять сантиметров ото рта, и дует на них теплым воздухом. При повторе упражнения, на выдохе произносится слог ха.

Скорость усвоения и результаты зависят от индивидуальных особенностей детей. Когда все дыхательные упражнения выучены и закреплены, рекомендуется переходить к звуковым упражнениям.

На первом этапе работы с произношением звуков рекомендуется предложить ребенку произнести на одном выдохе слог ха, после чего таким же способом звуки: [а], [о], [э], [у], [и], [ы].

После успешного выполнения задания его условия усложняются. Далее предлагается произнести на выдохе сочетания из двух гласных: ау, уа, ао, оа, аи, иа, иу, уи.

Затем задание усложняется, и на одном выдохе произносится три звука: ауи, аиу, уаи, уиа, аои, оаи, оиа.

Затем упражнение становится еще сложнее, и на одном выдохе произносятся уже слоги:

После того как ребенок запомнит вышеизложенные упражнения, условия становятся еще сложнее, и нужно на одном выдохе произносить разные гласные:

Прежде всего следует обратить внимание на то, что во время формирования у ребенка правильного звукового произношения главную роль играет сбалансированная работа артикуляционного аппарата. В нее входят движения челюсти, мягкого нёба, губ и языка.

Ссылка на основную публикацию