Как Ребенка Научить Говорить В Три Года

Содержание

Как научить ребенка говорить в 2 года?

Как научить ребенка разговаривать в 2 года? Какие упражнения, видео, советы, книги?

Как без помощи логопеда научить ребенка говорить в домашних условиях?

Для начала необходимо понаблюдать за ребенком, дите вообще не издает никаких звуков, или все же какие-то слоги или короткие слова проскакивают, вроде, как дай, ням, ма, ба, па и т.д.

У меня есть знакомая, так у нее мальчик 3,5 года — звуки и некоторые короткие слова издает, но редко, в основном молчит или жестами показывает. Но у него отец до 4-х лет тоже молчал.

2 года это еще не повод для беспокойства, попробуйте себя перебороть несколько дней, например, если ребенок что-то просит, то не жестом показывает, а скажет: «дай, пить (воды, игрушку) и т.д.»

Если не поможет, то обратитесь к психологу детскому. А в 3 года к логопеду. Сейчас сплошь и рядом у детей проблемы с произношением.

Читайте на ночь сказки в обязательном порядке, старайтесь учить стишки, рассматривайте разные картинки — их можно скачать с интернета и распечатать цветные — это позволит расширить ребенку словарный запас.

Покупайте игрушки, которые развивают моторику пальчиков и заставляют думать.

Когда разговариваете с ребенком, то смотрите ему в глаза, желательно присесть, и четко выговаривайте слова.

Все в комплексе должно дать позитивный результат.

Научить ребенка разговаривать — это непростая задача для любого родителя. если у вашего малыша нет явных признаков ЗРР и ЗПРР. И детский психиатр говорит вам, что с малышом все в порядке, тогда можно самостоятельно дома заниматься. Но если у вас уже стоит диагноз, то следует развивать своего малыша только под пристальным руководством врача.

И так, в чем же дело? Почему малыш в два года не говорит? Возможно Вы сам с ним мало беседуете, ограничиваете общение с другими детьми?

Запомним следующие правила:

  • если мы что-то объясняем малышу, то делаем это глаза в глаза, чтобы малыш видел как вы говорите, как колышется воздух. Можно во время произношения слов положить ладошку малыша на свои губы.
  • одеваем, раздеваем, сажаем на горшок, укладываем спать, кушаем, гуляем-постоянно обо всем рассказываем малышу, пусть он накапливает пассивный словарь. Вам только кажется что малыш ничего не понимает, на самом деле это не так, он все запоминает и впитывает как губка.
  • не забываем заниматься с детьми активно учим цвета (красный, желтый, зеленый, синий) Сортируем предметы по цвету, по несколько раз называя цвет. Мои двойняшкам помогли выучить цвета обычные пластиковые шарики. Так же можно использовать цветной деревянный конструктор, крышечки от бахил и от подсолнечного масла. да мало ли еще что можно придумать:)
  • Активно изучаем животных, малыш в первую очередь учится подражать зверям (аф-аф, мяу-мяу, га-га и т.д) Мне очень понравились занимательные с фотографиями на айпаде. Где малыш сначала знакомиться с животными, а потом как на экзамене из четырех карточек нужно выбрать правильную. Очень интересно и детки с удовольствием тыкают пальчиками в экран и хлопают в ладошки при верном ответе.
  • еще нам очень здорово помогают песенки Железновых. Мы с малышами и старшей семилеткой встаем в кружок и выполняем под песенки движения. Малышам очень нравится повторять за взрослыми. Доходит даже до смешного, они сами включают эти песни и уже без моей помощи начинают танцевать, повторяя все движения правильно:)

Если не поможет, то обратитесь к психологу детскому. А в 3 года к логопеду. Сейчас сплошь и рядом у детей проблемы с произношением.

Как научить 3-х летнего ребенка хорошо разговаривать?

Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок правильно развивался во всех отношениях, вполне понятно. Каждая мама и папа желают, чтобы их малыш был всесторонне образованным человеком, счастливым и здоровым. В этой ситуации все зависит не только от заложенной в генах человека информации. То, что заложено природой, необходимо постоянно развивать.

Развитие ребенка происходит поэтапно, он учится всему постепенно: говорить, ходить и многому другому. Родители часто обеспокоены, когда малыш развивается несоответственно своему возрасту. С наступлением времени говорить, родители ждут с нетерпением от ребенка связанных фраз и вопросов.

В предыдущем материале вы уже ознакомились со статьей как помочь ребенку 9 лет читать быстро, теперь поговорим про речь трехлетнего малыша.

Обратите внимание! Задержка или нарушение развития речи в этом возрасте могут быть связаны с серьезными нарушениями, которые требуют обращения к специалистам. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.

Во многих случаях приходится ждать длительное время, потому что все дети разные. У них разный характер и темперамент, кто-то более замкнутый, а кто-то, наоборот, общительный. Поэтому сразу говорить, что ребенок отстает в развитии, если пока не говорит, рановато. Необходимо просто помочь детям это сделать.

Родители должны правильно оценивать ситуацию, чтобы помочь малышу. А для этого необходимо знать, что умеют делать дети в определенном возрасте. Мы говорим о детишках трех лет, поэтому рассматриваются умения детей в освоении речи этого возраста.

Успехи детей в речевом развитии в период от 2 до 3 лет

Все детки развиваются по-разному. Одни очень быстро улавливают всю информацию, другим приходится ее переваривать дольше. Но, существуют определенные действия, которые ребенок от 2 до 3 лет в этом возрасте выполняет. Это можно отнести и к развитию речи. К трем годам жизни ребенок:

  1. В возрасте после двух лет дети пытаются строить слова из нескольких слогов, могут повторить за взрослыми словосочетания из двух слов и пытаются самостоятельно построить предложения.
  2. Становится более частым употребление множественного числа, прошедшего времени и местоимений.
  3. Ребенок к 3 годам различает смысл нескольких предлогов, знает свой пол и фамилию с именем.
  4. Достигнув возраста почти трех лет, дети различают основные цвета спектра.
  5. Если дети переживают, они уже могут делиться с родителями.
  6. В это время ребятишки засыпают близких разными вопросами и могут составить предложение из нескольких слов.

Вот такие успехи в развитии речи делают наши маленькие непоседы в 3 года. Любой родитель наблюдает за своим малышом, и сможет оценить уровень его развития. Если наблюдается сильное отставание, это сразу заметно.

Установление эмоциональной связи с ребенком

В рассматриваемом возрасте многие дети уже хорошо произносят все звуки, кроме шипящих и «р». Их речь не всегда понимают посторонние люди, но родителям она всегда понятна. На этом этапе развитие речи малыша почти полностью зависит от родителей.

Дети этого возраста полностью копируют не только поведение родителей, но и их речь. Очень важно установить эмоциональный контакт с ребенком, чтобы он слушал маму или папу, понимал, о чем они говорят.

Не стоит засорять свою речь. Это разные ругательные и грубые слова, слова- паразиты, уменьшительные названия. Дети очень быстро их улавливают и запоминают. Впоследствии их трудно будет отучить.

Определенными действиями, направленными на развитие речи ребенка, можно добиться хороших результатов.

Трехлетнего малыша уже можно знакомить с понятием «время». А с 4-х лет учить определять его. Как научить ребенка понимать время по часам — читайте в нашем следующем материале.

Если вы заметили ошибки в речи малыша, следует постараться исправить их как можно скорее. Читайте далее — «Как научить ребенка правильно ставить ударения«.

Важные советы по развитию речи

Итак, как научить ребенка разговаривать? Все советы, которые будут рассмотрены далее, помогут родителям научить ребенка говорить. Эти рекомендации поддерживаются ведущими логопедами, которые постоянно занимаются с детьми и видели результаты этой работы.

А это значит, что такие дети будут лучше учиться, осваивать большой объем информации и в дальнейшем легко общаться с людьми.

Многие советы из этой статьи актуальны и если вы хотите научить ребенка разговаривать в 2 года.

Расширение словарного запаса детей возможно при следующих действиях:

  1. Создать с ребенком игру, в которой будет показываться предмет, проговариваться его название, объясняться его действие и то, для чего он нужен.
  2. Родители должны соблюдать четкую последовательность в этой игре:
    • произнести название предмета;
    • рассмотреть его внимательно вместе с ребенком;
    • назвать отдельные части предмета;
    • научить малыша, как обращаться с вещью и показать, какие действия она может совершать;
    • дать детям время рассмотреть предмет внимательно и поиграть с ним.

К завершению 3-го года жизни дети уже имеют словарный запас около 1 тыс. слов. Все развиваются в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает малыш. Поэтому необходимо, чтобы дети общались с большим количеством людей, проявляли инициативу и стремились к исследованию окружающего мира. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка правильно писать.

Возможно вам также поможет использование разрезных картинок для детей 2-3 лет, о которых мы упоминали ранее.

Как заниматься с ребенком

Для лучшего понимания речи

  1. Читать детям сказки, объясняя, какие действия там происходят. После этого задавать вопросы и слушать ответы детей.
  2. Предлагать рассматривать малышам картинки с разными сюжетами. Отвечать при этом на вопросы, если они возникают.
  3. Играть в игрушки, совершать с ними действия, при этом называя их. Например: машинка едет, кукла спит.
  4. Необходимо поручить ребенку совершить определенные действия.

Для развития правильной интонации:

  1. Повторять вместе с детьми слова и предложения.
  2. Научить ребенка различать вопросительную и восклицательную интонации.
  3. Просить малыша повторять слова за вами с разной громкостью и скоростью.
  4. Вовлекать ребенка в развивающие игры для детей разных возрастов, чаще давать ему возможность общаться.

Как научить детей правильно произносить слова:

  1. Необходимо задавать ребенку разные вопросы и просить отвечать на них. В этой игре и сами отвечайте на вопросы детей, правильно проговаривая ответы.
  2. Читая стихи, можно просить малышей заканчивать фразу, договаривая слова.
  3. Устраивать театр. Показывать детям разные представления, при этом обращая внимания на произношение слов.

При помощи игр и других занятий вы поможете детям познать окружающий мир, а также познакомите с множеством предметов и их назначением.

После того, как навык разговорной речи в достаточной мере освоен, можно переходить к тренировке чтения и письма. Как научить ребенка правильно писать без ошибок подробно рассказывается в одном из наших следующих материалов.

Для мам, которые любят вязать, мы добавили на сайт новый материал — как связать жилетку ребенку 1 год.

Видео о том, как правильно учить разговаривать

Проблемы с пищеварением у детей встречаются не так редко. По вашей просьбе на сайте размещена статья — жидкий стул у ребенка 2 года лечение.

Еще одна новая статья будет полезна родителям очень подвижных малышей — Как выбрать самокат для ребенка 2 лет.

Во многих случаях приходится ждать длительное время, потому что все дети разные. У них разный характер и темперамент, кто-то более замкнутый, а кто-то, наоборот, общительный. Поэтому сразу говорить, что ребенок отстает в развитии, если пока не говорит, рановато. Необходимо просто помочь детям это сделать.

Как быть, если в 3 года ребенок не говорит

Время идет, а ребенок все еще не заговорил.… Когда возраст малыша подходит к трем годам, тревога родителей перерастает в панику. Почему он молчит? Как можно исправить ситуацию? О возможных причинах задержки развития речи и стратегии родительского поведения рассказывается в статье.

Речь — основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти — самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения.

Как развивается речь

Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.

В становлении речи можно выделить три периода:

Первоначальный этап

Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых — гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.

Формирование активной речи

В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.

Рекомендуем прочесть:  Расчет набора веса при беременности по неделям онлайн калькулятор

Монологическая речь

От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.

Речь — это сложный составной навык. Для его развития важна основа — правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому, сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй — с «тренировкой» артикуляционного аппарата.

Задержка в развитии речи

Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение — специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.

Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения.

Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.

Причины отставания в развитии речи

Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины

Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.

Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями — у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.

Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.

Внешние причины

Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.

Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?

Другая причина отставания развития речи — педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.

Еще одна проблема современности — подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.

Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.

Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.

Что предпринимать, если ребенок не говорит

Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.

Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.

Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.

Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.

  1. Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
  2. Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».

Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.

Методики по развитию речи у детей

Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит», в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.

Отличное пособие для родителей — книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.

В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев — мелкой моторики.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук

Некоторые родители не понимают связи между развитием мелких движений пальцев и речью. Связь здесь самая прямая — эволюционная. Головной мозг человека прогрессировал в двух направлениях: усложнение манипуляционных действий руками и развитие речи. Именно эти два фактора обусловили прогресс человечества. Речевая моторная зона (она отвечает за способность произносить слова) и проекция кисти располагаются рядом в двигательной области коры головного мозга. Поэтому любые упражнения по развитию мелкой моторики влекут за собой прогресс в развитии речи.

Для развития мелкой моторики в 3 года подойдут любые упражнения, включающие манипуляции с маленькими деталями и предметами. Важно заниматься с малышом по 5–10 минут каждый день.

Любые упражнения должны нравиться малышу. Если он не заинтересовался тем, что вы ему предложили, подберите другие занятия.

Пойдет на пользу лепка из пластилина и рисование. Очень полезны игры с «живым» и «кинетическим» песком. Это особый вид песка, изготовленный с использованием полимерных соединений, который не высыхает. С ним можно играть дома: он не рассыпается и не пачкается.

Можно организовать игры с небольшими игрушками, которые нужно брать пальчиками. Используйте наборы «Лего» с маленькими деталями. Поощряйте застегивание/расстегивание пуговиц на одежде, пересыпание крупы (риса, гороха, перловки). Можно раскрашивать фасолины или макароны разных форм фломастерами. Возможно, ребенку понравится играть с мелкими гладкими камешками, складывать в коробочку пуговицы или нанизывать бусины на нитку.

Вечером можно устроить теневой пальчиковый театр и показать вместе с малышом сказку.

Ольга, мама Егора 3,5 года: «Егор в 3 года плохо говорил, во рту была «каша» из звуков. Его никто не понимал, и он вообще замкнулся. Помимо занятий с логопедом, мы каждый день вечером играли с мелкими предметами. С папой они постоянно собирали конструкторы, а со мной устраивали игры с крупами. Из белой фасоли делали пингвинов, рисуя им черные «фраки». Пищевыми красителями я покрасила рис, и он в нем ковырялся, искал маленькие игрушки из киндеров. Прогресс налицо, Егора уже понимают посторонние люди».

Массаж кистей рук тоже поможет в развитии движений пальчиками. Его можно выполнять каждый вечер перед сном. Для этого ладошку малыша поглаживают кончиками пальцев сверху вниз и по кругу, затем переходят на тыльную сторону, делая то же самое. Пальчики гладят от ногтя вниз. После поглаживания выполняют растирающие движения кончиками пальцев: по кругу, по спирали. Лучше при этом использовать детский крем.

Кроме того, многие дети, которые не разговаривают даже в 3 года, с удовольствием играют в пальчиковые игры. Во время игры разговаривать не обязательно, зато действия, производимые пальчиками и кистями рук способствуют развитию речи.

Игры и общение

Как научить ребенка разговаривать в 3 года? В этом возрасте вы можете сделать многое, ведь малыш уже ходит, умеет и любит манипулировать разными предметами, играть. Все эти навыки можно использовать в общении с ним.

Подталкивайте ребенка к диалогу незаметно, задавая вопросы между делом, и никогда не ругайте, если он не отвечает. Не просите малыша повторить что-либо, а просто вставляйте во все режимные моменты такие фразы, которые предполагали бы ответ. Например: «Давай будем одеваться. Принеси, пожалуйста, свои брюки. Что ты принес?». Задавайте альтернативные вопросы: «Что тебе налить: молоко или кефир?».

Создавайте ситуации, когда малышу нужно что-то попросить. Не давайте ему все по первому жесту, а делайте вид, что не понимаете, о чем он просит. В играх просите у ребенка спеть колыбельную кукле или поругать ее за плохое поведение. Хвалите малыша за любое произнесенное слово и пока не исправляйте его ошибок.

Чтение сказок и стихов вслух помогает обогатить словарный запас ребенка. Используйте книги с яркими, но простыми иллюстрациями. Привлекая внимание ребенка, называйте изображенные предметы, рассказывайте, что происходит с ними, что делают герои. Разучите несколько стишков и, проговаривая их, оставляйте ребенку возможность вставить последнее слово в строчке. Этот простой детсадовский метод помогает многим ребятам «разговориться», особенно если стишки смешные и действительно им нравятся.

Словарный запас ребенка может быть небольшим из-за недостатка общения в семье. Всегда комментируйте все свои действия, громко и четко называйте предметы, которые показываете ребенку. Всегда проговаривайте все свои действия вслух, рассказывайте малышу на прогулке о том, что видите вокруг. Старайтесь говорить эмоционально, вызывая интерес к своим словам и привлекая внимание. Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть лицо взрослого, его артикуляцию и мимику. Покажите ему любимую игрушку, затем медленно, почти по слогам называя и показывая части тела, расскажите, что он любит делать: «Мишка любит прыгать, умываться, кушать кашу», тут же демонстрируйте эти действия.

Хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика, позволяющая тренировать мышцы губ, неба, языка, отвечающие за произношение. Занятие становятся интересной игрой для ребенка, поскольку он может «корчить рожицы», повторяя движения за взрослым. Например, упражнение «улыбка», когда необходимо на некоторое время удерживать на лице улыбку с сомкнутыми губами. Или «хоботок» – вытягивание губ трубочкой. Главное посвящать занятиям нужно не менее 5–10 минут в день.

Коррекционные занятия

В специализированных детских садах или группах предлагаются, кроме занятий с логопедом, проверенные методики развития речи. Одна из них — логоритмика. Она включает пение и проговаривание стихов под музыку, сопровождающееся движениями рук. Эта комплексная методика решает сразу множество задач: координирует движения рук, фонематическое восприятие и артикуляцию. Логоритмика развивает чувство ритма, музыкальный слух. Она позволяет детям общаться друг с другом в непринужденной обстановке, что помогает малышам раскрыться.

В целом, общение со сверстниками является мощным стимулирующим фактором для развития речи. Необходимость объясняться словами (в отличие от родителей, которые нередко понимают и без слов), договариваться и решать конфликты приводит к быстрому развитию вербальных навыков. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы организовать среду для общения малыша, будь то группа детского сада или развивающие занятия.

Видео по теме

Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых — гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.

Ребенку 3 года не разговаривает

Как разговорить «молчуна»: что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Как в норме развивается речь?

Почему ребёнок не разговаривает?

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?

Как научить ребенка говорить в 3 года?

Игрушки для неговорящего ребёнка

  • Просмотров: 30 072
Рекомендуем прочесть:  Как Измерить Вес Ребенка Во Время Беременности

Хотите обсудить статью? Не пропустите ни одного комментария!

Получайте самые свежие мнения на почту

Советуем прочитать

Ребенок 2 года не слушается

Как научить ребёнка переворачиваться

Когда ребёнок начинает переворачиваться

Как научить ребенка разговаривать

Когда ребенок начинает говорить первые слова

Когда ребенок начинает улыбаться

Топ-15 рецептов: Народные средства от кашля для детей

Поздравления маме с днем рождения дочери или сына (в стихах)

    Трогательные поздравления Маме на День рождения в рифму

    Как правильно выбрать велосипед ребенку?

    7 советов психолога и педагога: Как помочь ребенку хорошо учиться?

    Причины, лечение, профилактика детского бруксизма

    Выход из декрета: секреты успешного восстановления на работе

    Что такое дидактические игры для детей: кратко и понятно

    Когда ребенок начинает улыбаться

    Учим ребёнка разговаривать

    Второй год жизни — это сенситивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка. Давайте разберемся, что же происходит с ребенком в этот момент.

    Функция понимания речи развивается до полутора лет. После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса. Часто бывает так, что в лексиконе вашего ребёнка есть несколько слов, обозначающих порой целую фразу. Например, «ня» обозначает и просьбу взять его на ручки, и требование какой-либо понравившейся вещицы, и предложение вам игрушки. И вы, как любящая и заботливая мама, чудесно понимаете своего малыша.
    Однако, если до полутора лет такое предвосхищение и понимание потребностей ребенка давало ему ощущение стабильности, то после полутора лет оно становится серьезным препятствием развитию.

    СОВЕТ: Вам просто необходимо перестать быть догадливой мамой и удовлетворять потребности ребенка до того, как он их озвучил. Старайтесь, чтобы ребенок произнес слово целиком, точно выражая свои желания. При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов, среди которых присутствуют названия предметов, названия их качеств. Далее появляется фразовая речь.
    Здесь же необходимо помнить, что существует индивидуальный темп развития у каждого ребенка. А мальчики начинают говорить несколько позднее девочек.
    Кроме этого для развития каждой отдельной функции существует своя динамика. Дети, начинающие говорить позже других как правило говорят более правильно и понятно.
    Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить что-либо или повторять за вами! Просто «не понимайте его».

    Давайте обсудим это
    Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: дети, окруженные нашим вниманием, все позже начинают говорить. Почему?
    Молодая мамочка жалуется: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» До боли знакомая ситуация!
    Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. В большинстве своем семьи живут в квартирах со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при всем этом комфорте детишки молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет. Да и тогда детскую болтовню можно понять только через переводчика. Детей, которые говорят нормально, в младших возрастных группах детских садов можно буквально по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Льва Толстого, очень похожи друг на друга — они веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по-своему.

    Причин речевых нарушений множество. Говорить о них, не видя и не слыша конкретного ребенка, нет смысла. Лучше поговорим о том, как преодолеть речевые задержки. Все пути тут в общем-то идут в одном направлении, разница — в незначительных деталях. На начальных этапах все строится примерно одинаково. Ребенку необходимо, чтобы о нем заботились и неустанно оказывали внимание. Приветствуется массаж артикуляционных органов, а также разнообразные развивающие пальчиковые игры. Массаж лучше доверить специалистам. А вот игры с успехом могут проводить родители, бабушки-дедушки и даже старшие братья и сестры.

    Условия игры
    Весь процесс «вызывания речи» проходит в определенных условиях:
    — во-первых, ребенку нужны положительные эмоции;
    — во-вторых, со стороны близких не должно быть каких-либо насильственных действий;
    — в-третьих, необходимо непосредственное участие взрослых.

    Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же взрослые предпочитают все свободное время проводить у телевизора, за компьютером или просмотром фильмов, записанных на DVD, молчание малыша вполне объяснимо.

    Родителям полезно знать, что нервная система ребенка 1—3 лет не отличается особой прочностью. Потому игры (и прежде всего обучающие) не должны длиться более 10—20 минут (в зависимости от возраста).

    О том, что ребенок устал, можно судить по его поведению. Если он капризничает, отказывается выполнять инструкцию, это говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе, а игру пора заканчивать.

    О чем еще следует помнить, занимаясь с ребенком?
    Маленького человечка больше всего привлекают яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Так что, прежде чем браться за обучение крохи, сядьте перед зеркалом и расскажите себе самому сказку, например про курочку Рябу.

    Ну и как, собственное лицедейство вызвало у вас живой интерес? Если нет, то и малыша оно вряд ли привлечет. Неудачный опыт — тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию ваших самых любимых актеров. В конце концов в каждом из нас дремлет талант. А без него в последующих играх мы просто никак не сможем обойтись!

    Песочек, камешки.
    Молодые родители часто жалуются, что у них не остается свободного времени для общения с ребенком! Вся жизнь посвящена в основном работе. Ведь именно она обеспечивает достойное существование малышу!

    Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?
    Возьмите отпуск, ведь в нашей стране всем работающим положено отдыхать хотя бы две недели. Так проведите их с пользой не только для себя, но и для ребенка. И появление первых слов у крохи не заставит себя ждать.

    Собираетесь в отпуск к теплому морю (это сейчас можно устроить в любой сезон)? Начинайте заниматься уже в пути. Почитайте ребенку сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков. Перелет покажется не столь утомительным, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам.

    Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми пробелами.

    Многие родители знают, как приятны игры с песком. Они снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют умственную деятельность малыша. Возьмите пример с тех родителей, которые пакуют в чемодан не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками.

    Малыш может пересыпать песочек, сооружать из него замки, просто шлепать ладошками по мокрой поверхности — все это способствует развитию мелкой моторики.

    Занятия, где есть дело для пальчиков, активизируют и речевые центры. Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для того, чтобы кроха произнес первые слова. Ему так хочется выразить СВОЕ ощущение счастья! Поэтому именно на отдыхе он обязательно заговорит!

    Говорящие пальчики
    Пальчиковые игры — тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев пробуждают и заставляют работать дремлющие речевые центры в коре головного мозга.

    Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного — просто рассматривайте пальчики. Назовите каждый из них, ласково погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст мышцам руки нужный тонус, подготовит их к выполнению следующих упражнений.

    На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем пусть он и сам поиграет — надо зажать горсть камешков в руке и потереть между ладошками.

    Очень важно развить тактильные и двигательные ощущения всех пальцев.

    Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают камешек и направляют его прямиком в ведерко.

    Сначала медленно покажите малышу, как это следует делать. Подобную работу вслед за указательным должен выполнить каждый пальчик в паре с большим. Сначала — правой рукой, а затем и левой. Одновременно с движениями детских пальчиков мама или папа должны комментировать игру крохи, выбирая самые добрые и ласковые слова.

    Помните, ребенок до трех лет развивается только благодаря совместным играм, наполненным действием. Он пока не умеет занимать себя сам, играя в одиночку. Так что, несмотря на занятость, заботливые взрослые (это могут быть не только мама и папа, но также бабушки и дедушки) должны составить ребенку компанию.
    Игра увлечет малыша, он непременно попытается вслед за вами проделать не только движения руками, но и повторить слова. Естественно, далеко не все будет получаться с первого раза. Терпение и еще раз терпение. Как говорится, повторение — мать учения. Вот так, изо дня в день (но отнюдь не от случая к случаю) прилежно занимайтесь со своим крохой.

    Результат не заставит себя ждать. Вы наверняка сумеете разговорить маленького человечка.

    Пальчикам крохи найдется занятие
    Когда будут освоены «Коза-дереза», «Мальчик-с-пальчик» и подобные игры, можно разучить что-нибудь посложнее.

    Пчелиный улей
    — Что за дом-кубышка?
    (Вы вместе с ребенком сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.)
    — Кто живет там? Мышка?
    (Со всех сторон рассматриваем детский кулачок.)
    — Нет! Что вы, что вы!
    (Возмущенно машем руками.)
    — Живут в доме пчелы.
    (Потрясем кулачком, поднесем его к уху, пожужжим.)
    — Пчелы летают…
    (Ладони скрестим у запястья и помашем обеими кистями, как крыльями. Пожужжим.)
    — Деток в домике считают.
    (Ребенок снова сжимает кулачок.)
    — Один, два, три, четыре, пять…
    (Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)
    — Мы не будем им мешать.
    (Заведем обе руки за спину — как будто что-то спрятали.)
    — Пчелки мед соберут…
    (Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.)
    — И Дашутке (Андрюше, Данюше, Катюше. ) дадут.
    (Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.)

    Кто в домике живет?
    — Улитка, улитка!
    (Сжатая в кулак рука «ползет»
    по столу.)
    — Высунь рога!
    (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.)
    — Дам пирога!
    (Показываем раскрытые ладошки.)
    — Мне не надо пирога!
    (Отрицательно мотаем головой.)
    — Мне свобода дорога!
    (Вертим сжатыми кулачками.)
    — Я ползу по дорожке…
    (Кулачки снова «ползут» по столу.)
    — Захочу — высуну рожки!
    (Высвободим и выпрямим указательный и средний пальцы.)
    — А дотронешься слегка…
    (Прикосаемся к указательному и среднему пальцам малыша.)
    — Убираются рога!
    (Улитка снова прячет «рожки».)

    Черепаха
    — Здравствуй, черепаха!
    (Сжимаем кулачки.)
    — Вот тебе рубаха!
    (Накрываем кулачок ребенка своей рукой и слегка сжимаем.)
    — У меня своя защита…
    (Покрутим сжатыми кулачками.)
    — Она прочно сшита!
    (Кулачки стучат друг о друга.)
    — Вот тебе сапожки.
    (Взрослый, собрав пальцы в горсть, гладит ими каждый пальчик на ручках малыша от основания до самых кончиков.)
    — Есть у тебя ножки?
    (Снова сжимаем кулачки.)
    — У меня — лапки!
    (Раскрываем, растопыриваем
    пальцы на обеих руках.)
    — Они играют в прятки.
    (Снова крепко сжимаем кулачки.)
    — А где твоя головка?
    (Высвобождаем и показываем большие пальцы.)
    — Спряталась ловко!
    (Большие пальцы снова убираются в кулак.)

    Сорока-белобока
    Сорока-белобока,
    Кашку варила —
    Деток кормила,

    (По часовой стрелке с лёгким нажимом гладите ладошку малыша пальцем.)

    Этому дала,
    Он воду носил.
    (Надавите на кончик мизинца и слегка потеребите его.)
    Этому дала,
    Он дрова колол.
    (Надавите на кончик безымянного пальца и слегка потеребите его.)

    Этому дала,
    Он в избе подметал.
    (Надавите на кончик среднего пальца и слегка потеребите его.)
    Этому дала,
    Он печку топил.
    (Надавите на кончик указательного пальца и слегка потеребите его.)

    А этому — не дала!
    Он воду не носил,
    Дрова не колол,
    Избу не подметал,
    Печку не топил,
    Кашку не варил —
    Нет ему каши!

    (Отводите большой палец в сторону по кругу, надавите на кончик большого пальца и с усилием потеребите — «побейте» его).

    Пальчик
    Этот пальчик в лес пошел
    Этот пальчик гриб нашел
    Этот пальчик чистить стал
    Этот пальчик жарить стал
    Этот пальчик все съел
    От того и потолстел
    (загибать пальчики нужно, начиная с мизинца, можно проводить в виде массажа)

    Ладушки (на ударных слогах хлопаем в ладоши)
    Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
    А что ели? Кашку!
    А что пили? Бражку!
    Кашка масленька!
    Бражка сладенька!
    Бабушка добренька!

    Попили, поели, ш-у-у-у…
    Шуууу. Домой Полетели!
    На головку сели! «Ладушки» запели
    Сели посидели,
    Дальше Домой полетели.

    Сонный слон (звеним в колокольчик)
    Динь-дон. Динь-дон.
    В переулке ходит слон.
    Старый, серый, сонный слон.
    Динь-дин. Динь-дон.
    Стало в комнате темно:
    Заслоняет слон окно.
    Или это снится сон?
    Динь-дон. Динь-дон.

    Пальчиковая гимнастика:
    Упражнения для пальцев рук- развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям, известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребёнка, вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день.

    Ладони на столе— ребёнок сидит за столом, руки лежат на столе ладонями вниз, на счёт- раз- пальцы врозь, два- вместе.
    Пальчики здороваются— малыш сидит, руки держит перед собой, на счёт раз- соединяются большие пальцы обеих рук, два- указательные, три- средние, четыре- безымянные, пять- мизинцы.

    Человечек— ребёнок, сидя за столом, изображает человечков, сначала указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, затем- левой. Дети бегут наперегонки- движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выполняют одновременно.
    Коза— малыш изображает козу, вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.

    Козлята— то же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно. Очки— ребёнок изображает очки, образовав два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.

    Зайчик— малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой и безымянный, и мизинец соединяет (зайчик слева).
    Ладошка- кулачок- ребро— ребёнок сидит за столом, на счёт- раз- кладёт руки на стол ладонями вниз, два- сжимает кулачки, три- кладёт кисти ребром.

    Деревья— малыш поднимает обе руки ладонями к себе (деревья стоят), широко разводит пальцы (ветки раскинулись).
    Флажок— большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

    Гнездо— соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
    Корни растения— прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

    Пчела— указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси. Солнечные лучи— скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы. Паук— пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

    Стол— правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую.

    Ворота— соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

    Мост— поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

    Ромашка— соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
    Ёжик— ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
    Бочонок с водой— слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

    Игра «прятки»(сжимание и разжимание пальцев рук)- в прятки пальчики играли и головки убирали, вот так, вот так, так головки убирали.

    Игра «сорока»— при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец, кроме мизинца: сорока, сорока кашу варила.

    Игра «пальчик-мальчик»— ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

    Игра «белка»— малыш держит руку ладошкой кверху, указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочерёдно загибает пальцы: сидит белка на тележке, продаёт она орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.

    Игра «этот пальчик»— ребёнок поочерёдно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем- на другой, начиная с большого: этот пальчик- дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папочка, этот пальчик- мамочка, этот пальчик- я, вот и вся моя семья, затем поочерёдно сгибает пальцы: этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул, тише, пальчик, не шуми, братиков не буди, встали пальчики, ура, в детский сад идти пора.

    Игра «по грибы»— малыш поочерёдно сгибает пальцы, начиная с мизинца: раз, два, три, четыре, пять- мы грибы идём искать, этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик всё съел, оттого и потолстел.

    Игра «апельсин»— малыш поочерёдно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца: мы делили апельсин, апельсин всего один, эта долька для кота, эта долька для ежа, эта долька для бобра, эта долька для чижа, ну, а волку кожура.

    Игра «ну-ка, братцы, за работу»— ребёнок разгибает пальцы, на одной руке, поочерёдно постукивая по ним указательным пальцем другой: ну-ка, братцы, за работу, покажи свою охоту, большому- дрова рубить, печи все тебе топить, а тебе воду носить, а тебе обед варить, а малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять.

    Игра «алые цветы»— малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана, медленно раскрывает пальцы: наши алые цветки раскрывают лепестки (покачивает кистями рук): ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно закрывает пальцы): наши алые цветки закрывают лепестки (покачивает сложенными кистями): тихо засыпают, головой качают.

    Можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например:
    Уронили мишку на пол,
    Оторвали мишке лапу.
    Все равно его не брошу,
    Потому что он хороший.

    Наша Таня громко плачет,
    Уронила в речку мячик.
    Тише Танечка, не плач!
    Не утонет в речке мяч.

    Идет бычок, качается,
    Вздыхает на ходу:
    «Ох, доска кончается,
    Сейчас я упаду!»

    Я люблю свою лошадку,
    Причешу ей шерстку гладко,
    Гребешком приглажу хвостик
    И верхом поеду в гости.

    Зайку бросила хозяйка,
    Под дождем остался зайка — Со скамейки слезть не мог,
    Весь до ниточки промок.
    Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

    Игры с куклой:
    Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, укладывать спать, гулять с ней… Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.

    Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?»

    Игры по ролям:
    К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.
    Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться).

    Далее меняетесь с ребенком ролями.

    Или поиграйте в «Мишку-косолапого»:
    Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

    Мишка косолапый по лесу идет,
    Шишки собирает и в карман кладет.
    Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
    Мишка рассердился и ногою — топ!

    Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

    Смотрите книжки с картинками
    Взрослый вместе с ребенком рассмат­ривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? — спрашивает взрослый. — А это кто? Что он делает?», «Агде птичка?», «Покажи дерево»… Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку.

    Для детей постарше (на 3-м году жизни) вопросы взрослого могут быть более сложными. Например: «Куда пошел мальчик?», «Где сидит птичка?», «Что делают дети?», «Почему девочка плачет?» Для ответов на эти вопросы требуется не только узнавать знакомые предметы и действия, но и понимать сюжет и смысл ситуации, изображенной на картинке.

    Речевое сопровождение действий.
    Этот прием очень важен для по­строения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что дей­ствия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными сло­вами. Например, когда малыш (1,5 — 2 года) бежит или танцует, он может говорить «топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком -«тук-тук», когда рисует капли дождя — «кап-кап»… Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, который внимательно следит за действиями ребенка. Потом малыш вторит взрослому, и они уже вместе сопровождают звуками действия ребенка, а затем сам малыш и действует, и произносит звуки одновременно. В более старшем возрасте (после 2 лет) этот прием можно усложнять и сопровождать действия детей уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Для этого нужно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать ему вопросы о них: «Коля бежит, Коля умывается, Коля копает… Что Коля делает? Что Коля хочет?» Здесь хорошо также использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать. Например: «Заинька, топ­ни ножкой, заинька, бей в ладоши, заинька, повернись. »

    Называние пространственных ощущений.
    Ребенка учат различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения, что не только обогащает словарь, но и развивает мыш­ление. Взрослый демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух игрушек (зайчик и мишка, или два утенка, или кукла и лисичка. ). Игрушки то располагаются близко, то расходятся далеко, то одна забирается на другую (одна вверху, другая внизу), то одна убегает от другой (одна впереди, другая сзади). Ваши вопросы побуждают малыша осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы произносите, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище — главное условие усвоения новых и достаточно трудных для них слов.

    Однако подчеркиваем: обозначение пространственных отношений -очень трудная задача для малышей, предлоги и наречия они осваива­ют позднее. Поэтому такой прием обучения речи лучше использовать к концу раннего возраста (после двух с половиной лет).

    Спектакль c игрушками.
    Ребенку показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание сценок должно быть очень простым. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его, или кукла вышла на улицу гулять и замерзла без ботинок. Для такого спектакля пригодны самые обычные игрушки, и вовсе не обязательно приобретать реквизит для кукольного театра. Гораздо важнее, чтобы показ взрослого обязательно сопровождался словами, которые бы малыш узнавал. Ваш маленький спектакль должен вызывать у него сочувствие игрушкам и желание помочь им: вытереть мишке слезы, поискать вместе с куклой мячик, согреть ей ножки… Сразу после сценки можно спросить ребенка, что он видел. С помощью подсказок и вопросов взрослого, малыш по-своему может передать свои впечатления от увиденного. Например: «Миша упал, бо-бо» или «Мячик тю-тю, где мячик?». Эту игру лучше использовать на 3-м году жизни, когда в лексике детей уже достаточно слов, обозначающих действия и состояния. Постепенно можно усложнять и разнообразить действия с игрушками, при этом сами игрушки лучше оставлять теми же — скоро ребенок привыкнет к ним, они станут его любимыми, и он сможет хорошо играть с ними сам. Это всего лишь несколько приемов, активизирующих речь маленьких детей. Конечно, их может быть значительно больше. Все зависит от вашей фантазии и желания общаться с ребенком. Однако при проведении занятий советуем вам учитывать следующее. Занятия должны быть интересны для малыша и приносить ему радость. Заставлять ребенка делать то, чего он не может или не хочет, недопустимо. Все приемы, направленные на развитие речи, включаются в собственную деятельность малыша, в его интересы. Слова обязательно связаны с конкретными впечатлениями и активностью малыша. Пассивное повторение слов не ведет к развитию активной речи. Ребенок должен быть сосредоточен на том, что вы говорите и показываете. Продолжительность таких занятий — не более 3-5 минут. Дольше этого времени ребенок от года до трех не может удержать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях.

    Пальчиковые игры:


    Пальчиковые игры от Екатерины Железновой — развивающий мультик «Музыка с мамой»:
    Пальчиковые игры. Раннее развитие. Пальчиковая гимнастика. Игры для малышей:
    —-

    Ребенок не просто учится говорить, он учится:
    — запоминать внешний вид предмета – картинку;
    — запоминать название предмета в виде определенного набора звуков;
    — проводить аналогию картинки с названием (пример аналогового мышления);
    — и затем только, произносить название предмета.
    Это серьезная логическая и аналитическая работа его головного мозга. Такая работа развивает, тем более постоянная и постепенно усложняющаяся… По этой причине, обучение надо начинать постепенно.

    По теме:
    http: //evrikak.ru/info/kak-pravilno-nauchit-rebenka-vyigovarivat-slova-i-kogda-eto-nachinat-delat/
    —-

    Муха, Муха-Цокотуха
    Муха, Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо!
    Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.

    Пошла Муха на базар
    И купила самовар:
    «Приходите, тараканы,
    Я вас чаем угощу!»
    Тараканы прибегали,
    Все стаканы выпивали,
    А букашки —
    Потри чашки
    С молоком
    И крендельком:
    Нынче Муха-Цокотуха
    Именинница!

    Приходили к Мухе блошки,
    Приносили ей сапожки,
    А сапожки не простые —
    В них застежки золотые.

    Приходила к Мухе
    Бабушка-пчела,
    Мухе-Цокотухе Меду принесла.
    «Бабочка-красавица, Кушайте варенье!
    Или вам не нравится
    Наше угощенье?»

    Вдруг какой-то старичок
    Паучок
    Нашу Муху в уголок
    Поволок —
    Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!
    «Дорогие гости, помогите!
    Паука-злодея зарубите!
    И кормила я вас,
    И поила я вас,
    Не покиньте меня
    В мой последний час!»

    Но жуки-червяки
    Испугалися,
    По углам, по щелям
    Разбежалися:
    Тараканы
    Под диваны,
    А козявочки
    Под лавочки,
    А букашки под кровать —
    Не желают воевать!
    И никто даже с места
    Не сдвинется:
    Пропадай-погибай Именинница!

    А кузнечик, а кузнечик,
    Ну, совсем как человечек
    Скок, скок, скок, скок!
    За кусток,
    Под мосток
    И молчок!
    А злодей-то не шутит,
    Руки-ноги он Мухе веревками крутит,
    Зубы острые в самое сердце вонзает
    И кровь у нее выпивает.
    Муха криком кричит,
    Надрывается, А злодей молчит,
    Ухмыляется.

    Вдруг откуда-то летит
    Маленький Комарик,
    И в руке его горит
    Маленький фонарик.

    «Где убийца? Где злодей?
    Не боюсь его когтей!»
    Подлетает к Пауку,
    Саблю вынимает
    И ему на всем скаку
    Голову срубает!

    Муху за руку берет
    И к окошечку ведет:
    «Я злодея зарубил,
    Я тебя освободил,
    И теперь, душа-девица,
    На тебе хочу жениться!»

    Тут букашки и козявки
    Выползают из-под лавки:
    «Слава, слава Комару —
    Победителю!»

    Прибегали светляки,
    Зажигали огоньки —
    То-то стало весело,
    То-то хорошо!

    Эй, сороконожки,
    Бегите по дорожке,
    Зовите музыкантов,
    Будем танцевать!

    Музыканты прибежали,
    В барабаны застучали.
    Бом! бом! бом! бом!
    Пляшет Муха с Комаром.
    А за нею Клоп, Клоп
    Сапогами топ, топ!

    Козявочки с червяками,
    Букашечки с мотыльками.
    А жуки рогатые,
    Мужики богатые,
    Шапочками машут,
    С бабочками пляшут.

    Тара-pa, тара-ра,
    Заплясала мошкара.
    Веселится народ —
    Муха замуж идет
    За лихого, удалого,
    Молодого Комара!

    Муравей, Муравей!
    Не жалеет лаптей —
    С Муравьихою подпрыгивает
    И букашечкам подмигивает:

    «Вы букашечки, Вы милашечки,
    Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
    Сапоги скрипят,
    Каблуки стучат —
    Будет, будет мошкара
    Веселиться до утра:
    Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

    Игры с куклой:
    Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, укладывать спать, гулять с ней… Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.

Ссылка на основную публикацию