Детская Психология От 1 До 3 Лет

Детская Психология От 1 До 3 Лет

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз,
когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи,
беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками.

При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.
Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого индикатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества. Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса.

Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками; или дома «тиран», а вне дома пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно. И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

В 2-3 года у детей, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров.

Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями . В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей от 1 до 2 лет является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники). К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей до 4 лет к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Источник: Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей».

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей до 4 лет к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Психология детей от 1 до 3 лет

Психологическое развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет отличается большой интенсивностью: если примерно до года шло, условно говоря, спонтанное накопление информации об окружающем мире, то сейчас малыш учится сознательно «извлекать» ее из памяти и ею оперировать. Вы учите ребенка говорить, он привыкает классифицировать предметы и явления (для этого ему нужно развитое абстрактное мышление), выявлять причинно-следственные взаимосвязи (логика), моделировать явления и события в уме ( воображение ). Кроме того, сейчас он активно продуцирует свое отношение к окружающим его объектам, явлениям и людям (эмоции), и пока эти эмоции интенсивны и неконтролируемы. В ближайшие 1-2 года ему предстоит научиться в какой-то мере управлять ими и приводить их в соответствие с нормами общества (для этого ребенку на самом простом уровне предстоит познакомиться с такими понятиями, как мораль и этика, что ознаменует начало самого «тонкого» момента социализации — приобщения к культуре). А устанавливать дружественные и конструктивные взаимоотношения с другими людьми ему поможет такое замечательное качество, как эмпатия (способность понимать чувства других людей и сопереживать им).

Психологическое развитие ребенка 1-3 лет с точки зрения психоанализа

«Отец психоанализа» Зигмунд Фрейд утверждал, что примерно в год заканчивается «оральная» стадия развития личности (связанная с сосательным рефлексом, когда основное удовлетворение младенец получал «через рот») и начинается новая, «анальная» стадия, ключевым моментом которой становится обретение ребенком контроля над своей выделительной системой и связанные с этим переживания. С тем, насколько успешно карапуз пройдет эту стадию, будет связано развитие у него в дальнейшем таких качеств характера, как самоконтроль, щедрость, позитивная самооценка или, наоборот, беспокойство, мелочность, жадность, грубость, скупость и т.д. Зависеть развитие этих свойств характера будет в первую очередь от поведения родителей, от того, насколько спокойно, деликатно и тактично они приучат ребенка к горшку .

Рекомендуем прочесть:  20 Недель не чувствую шевелений плода

Несмотря на то что в последнее время все больше специалистов в области детской психологии критически относятся к теории Фрейда, считая ее в чем-то необоснованной, его утверждения, связанные с приучением ребенка к горшку, в целом представляются здравыми. По крайней мере, сложно отрицать тот факт, что грубое и неделикатное поведение родителей в этом вопросе может эмоционально травмировать ребенка, что впоследствии скажется на формировании его личности.

Роль родителей в формировании гармоничной личности ребенка

Помогать в познании окружающего мира

Если у детей до года ведущей является потребность в безопасности, то у карапузов более старшего возраста на первый план выходит потребность в познании окружающего мира. Дети невероятно любопытны, им интересно все: они с равным удовольствием листают и рвут книжки, разбирают папин телефон и помогают маме на кухне. Поощряйте любознательность карапуза: отвечайте на его вопросы, вовлекайте в свои дела, не запрещайте ему слишком много, и тогда он вырастет развитым, активным и инициативным.

Дарить ощущение безопасности

Безусловно, ваш малыш уже довольно взрослый и в чем-то самостоятельный, но он все еще очень зависим от родителей, в первую очередь — от мамы. Именно мама призвана научить ребенка справляться со своими эмоциями (которых он сам пока боится), переживать неудачи и первые «удары судьбы». Еще одна важная задача мамы — отучить ребенка от грудного вскармливания так, чтобы это не нанесло ему психологической травмы. Кроме того, у детей после 1,5-2 лет появляется еще одна проблема — страхи. Интенсивное восприятие малышом новой информации имеет свою оборотную сторону: часто «перегрузки» ребенка выливаются в усталость, эмоциональные срывы, страхи и ночные кошмары. Кстати, страхи и кошмары будут приобретать новые, все более изощренные формы по мере интеллектуального и речевого развития ребенка и знакомства его с культурой (со сказками, фильмами и т.д.) Задача родителей — помочь ребенку научиться конструктивно относиться к этому явлению и контролировать его.

Формировать правильную самооценку

К 2,5-3 годам уже можно говорить о формировании личности ребенка, то есть о том, что карапуз способен идентифицировать себя с определенными качествами, каким-то образом анализировать свои мотивы и побуждения и сознательно контролировать свое поведение. Для того чтобы у малыша сформировалась адекватная самооценка (незавышенная и незаниженная), общайтесь с ним правильно: не сравнивайте его с другими детьми, не навязывайте чувство вины за проступки. Не злоупотребляйте «методом кнута» — положительная мотивация часто эффективнее (читайте статью о том, как наказывать ребенка правильно). Если малыш не прав, спокойно и аргументированно объясните ему, в чем его ошибка и как можно в следующий раз ее избежать.

Побуждать к самостоятельности

Процесс социализации зачастую воспринимается малышом как череда утрат. Так, отнятие от груди — утрата первой и самой тесной близости с мамой, приучение к горшку — утрата абсолютной свободы и вседозволенности. Нужно, чтобы родители объяснили ребенку, что эти минусы меркнут на фоне тех преимуществ, которые он получает, становясь взрослым и самостоятельным.

Развивать сильные стороны и «работать» со слабыми

С возрастом ребенок все ярче проявляет свои личные качества и способности. После полутора лет обычно уже заметно, к какому виду деятельности тяготеет малыш: предпочитает ли он шумные игры со сверстниками, манипуляции с разными предметами или готов часами сидеть и слушать, как мама читает ему книги (можете также пройти тест на раннюю диагностику способностей ребенка ). Таким образом, внимательный родитель сможет легко разглядеть в малыше как сильные, так и слабые стороны, чтобы их вовремя скорректировать

Психологическое развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет отличается большой интенсивностью: если примерно до года шло, условно говоря, спонтанное накопление информации об окружающем мире, то сейчас малыш учится сознательно «извлекать» ее из памяти и ею оперировать. Вы учите ребенка говорить, он привыкает классифицировать предметы и явления (для этого ему нужно развитое абстрактное мышление), выявлять причинно-следственные взаимосвязи (логика), моделировать явления и события в уме ( воображение ). Кроме того, сейчас он активно продуцирует свое отношение к окружающим его объектам, явлениям и людям (эмоции), и пока эти эмоции интенсивны и неконтролируемы. В ближайшие 1-2 года ему предстоит научиться в какой-то мере управлять ими и приводить их в соответствие с нормами общества (для этого ребенку на самом простом уровне предстоит познакомиться с такими понятиями, как мораль и этика, что ознаменует начало самого «тонкого» момента социализации — приобщения к культуре). А устанавливать дружественные и конструктивные взаимоотношения с другими людьми ему поможет такое замечательное качество, как эмпатия (способность понимать чувства других людей и сопереживать им).

Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет

В период от одного годика до трех лет в развитии ребенка происходят большие изменения. От внимания и умения родителей направить это развитие в нужном направлении во многом зависит дальнейшее формирование личности малыша.

В чем же заключаются основные особенности воспитания ребенка в возрасте от года до трех лет? На что родителям следует обратить особое внимание?

Давайте узнаем, что советуют специалисты.

Общие рекомендации

Одним из важных моментов в воспитании детей в этот период является то, что в этом возрасте в развитии девочек и мальчиков появляются психологические различия. В этот период очень важно, чтобы поведение взрослых в присутствии ребенка было правильным, а семья была полной, потому что дети формируют свое поведение, подражая взрослым, которые находятся рядом. У девочек в это время активнее происходит развитие социального мышления, а у мальчиков – абстрактного.

В период от 1 года до 3 лет нужно стараться вовлекать ребенка в занятия, развивающие мелкую моторику рук – лепка, рисование, игры с пирамидками, матрешками, занятия с несложными конструкторами. Может быть, на первых порах у малыша не все будет получаться, поэтому взрослым нужно обязательно помогать ребенку, быть терпеливыми и доброжелательными. Мелкая моторика рук благотворно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, в частности — на развитии речи.

С детьми старше года нужно больше уделять времени чтению. Для этого нужно читать малышу вслух и давать разглядывать книжки с картинками. При подборе книг, нужно учитывать особенности возраста ребенка.

Подбирайте книги с большими яркими картинками, понятными для ребенка. Старайтесь следить, при этом, чтобы чтение не утомляло ребенка. Иначе малыш может вскоре утратить к чтению всякий интерес.

Приучение малыша к горшку

Обычно в полутора — двухлетнем возрасте дети начинают проситься на горшок сами. Но небольшие неприятности, бывает, случаются и до 3-х, 4-х летнего возраста. Не ругайте ребенка, если это произошло, не заставляйте его сидеть на горшке, тем более, если он противится. К горшку нужно приучать деликатно и мягко, при этом нужно следить за поведением малыша. Об этом более подробно вы можете прочитать в статье «Как приучить ребенка к горшку?».

Приучение малыша к опрятности и порядку

В возрасте 3 лет уже нужно приучать ребенка следить за своим внешним видом, одеждой, учить заправлять постель, складывать вещи, убирать игрушки. Нужно показать малышу в легкой игровой форме, как накрыть на стол и убрать за собой чашки и тарелки. Старайтесь приучать ребенка вешать одежду на вешалку, ставить обувь на место, а также самостоятельно застегивать и расстегивать молнии и пуговицы.

Обязательно постарайтесь приучить ребенка чистить зубы и умываться. У малыша должна быть специальная зубная щетка для детей и детская зубная паста с приятным вкусом.

Нужно показать, как правильно зубную щетку держать в руках и как пользоваться пастой. В этом случае вам не придется впоследствии тратить время на лечение кариеса молочных зубов.

Приучение ребенка к самостоятельности

Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Даже если вы очень торопитесь, запаситесь терпением и дайте ребенку самому обуться и одеться. Он поверит в свои силы и научится одеваться самостоятельно быстрее, если обувь и одежда будут просты в использовании, на них не будет лишних завязок и застежек. Приучайте малыша к самостоятельности.

К трем годам ребенок уже идентифицирует себя, как личность. Малыш осознает, что он — самостоятельный человек, поэтому появляются разные сложности в поведении, происходит формирование его характера. Начав ощущать себя самостоятельной личностью, в этом возрасте дети нередко начинают бунтовать, выказывая протест против родительских указаний. Если вы заметили, что ребенок не слушается, казалось бы, без особых на то причин, то это, возможно, как раз и есть тот самый протест маленького человечка, старающегося заявить о своей индивидуальности. На этом этапе родители должны быть особенно терпеливыми, логичными и последовательными в своих поступках и требованиях.

Старайтесь быть максимально внимательными и доброжелательными к своим малышам. Но не попустительствуйте детским прихотям, чтобы потом не ломать голову над вопросом Как справиться с детскими капризами?. Будьте в своих требованиях мягки, но настойчивы. Этим вы поможете задать ребенку верный вектор развития, что впоследствии окупится сторицей.

С детьми старше года нужно больше уделять времени чтению. Для этого нужно читать малышу вслух и давать разглядывать книжки с картинками. При подборе книг, нужно учитывать особенности возраста ребенка.

Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный, и порой его плоды становятся видны только по истечение какого-то периода времени. Некоторые родители считают, что пока ребенок мал, о воспитании задумываться рано. Но, как ни странно, воспитанием следует заниматься чуть ли не с самого рождения.

Как воспитывать ребенка от 1 года до 2 лет, на какие моменты обратить внимание и какие психологические приемы для этого использовать, читайте в материалах этой статьи.

Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет

В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.

Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.

Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним. Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки.

В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.

Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.

Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года

Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.

Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.

Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.

Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли есть арбуз при беременности на ранних сроках

Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.

Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.

Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы. Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание.

Особенности воспитания ребенка в 1-2 года

В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.

Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.

Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.

Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.

Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.

К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте

Когда ребенок достигает возраста 1 года и 3 месяцев, он уже умеет без посторонней помощи ходить, делать приседания и наклоны. Он начинает выполнять простые игровые действия, например, собирает пирамидку, кормит куклу, строит домик.

Может назвать пару предметов, которые ему покажут на картинках или в игрушках. Он уже говорит некоторые простые слова, а также учится обращаться со столовыми приборами.

В полтора года малыш может собрать пирамидку, сложить из кубиков башню. Если его попросят принести какую-нибудь игрушку, он с легкостью это выполнит, так как знает уже все свои игрушки.

В это время у малыша проявляются некоторые изменения в характере. Окружающий большой мир начинает заинтересовывать его. Он исследует квартиру, проверяет все ящички и шкафы. Он уже хорошо понимает, что такое «можно» и что такое «нельзя», но запрет воспринимает плохо.

Он еще не выработал свою модель поведения, и иногда, слыша слово «нельзя», просто не понимает, как нужно повести себя в данной ситуации.

С целью обеспечения ребенку безопасности в квартире или на улице, мало запрещать какие-то действия, необходимо следить, чтобы он не наелся песка из песочницы, не перевернул на себя содержимое кастрюли, не бросил в ванную с водой мобильный телефон.

Возраст 1-2 года считается наиболее сложным в воспитании, потому что занять ребенка каким-либо делом на длительное время еще невозможно, поэтому мамы часто жалуются на недостаток времени для выполнения домашних дел.

К двум годам ребенок уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его словарный запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.

В два годика он уже говорит короткими предложениями, различает, что такое «рядом» и что такое «сзади». Если он говорит о себе, может называть себя по имени. Он уже может без посторонней помощи есть, мыть и вытирать руки, правда зубы чистит только с помощью взрослого.

Он уже любит играть в простые игры, поэтому именно в этот период нужно давать ему играть в развивающие игры, которые очень хорошо дают развитие интеллекту, творческим способностям и мышлению.

Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста

Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки. Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.

Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.

Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.

Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.

Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.

Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет

В возрасте 1-2 лет малышу все более становится интересно. Он исследует любой предмет, все берет в руки, тянет в рот, хочет понять, какой он на ощупь, что он из себя представляет и как его можно использовать.

Очень грубая ошибка состоит в том, что родители стараются все отнять у малыша из рук. Если предмет является действительно опасным, нужно заранее позаботиться о том, чтобы он не попадал в поле зрения маленького следопыта.

Очень важно присутствовать при таких исследованиях окружающей действительности. Во-первых, малыш будет на виду, а во-вторых, ему можно будет давать ответы на все вопросы. Он рассматривает и трогает все предметы и вещи потому, что они его окружают, и он попросту хочет понять их назначение и разбираться в них.

Если малыш орудует на кухне, отворяет ящики, шкафчики и достает баночки с крупами, можно насыпать ему содержимое интересующих банок в блюдечко и пусть малыш исследует или пересыпает из одной посудины в другую.

В эти моменты ребенок нарабатывает свой жизненный опыт и навыки. Ведь откуда он возьмется у ребенка, если ему запрещать все подряд? Запретная интонация должна звучать только при настоящей необходимости, а не все время.

Теперь малыш уже не так много спит, как раньше, все его время уходит на игры и познавание окружающего мира. Ребенок играет не только с куклами, машинками и медвежатами, ему интересно играть абсолютно со всеми предметами домашнего обихода, какие попадаются ему на глаза.

Взрослому очень странно, что ребенок для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Эти игрушки ни в коем случае не стоит отбирать у ребенка. Лучше взять такую игру под контроль, чтобы ребенок не поранился или не проглотил что-нибудь. Сейчас у него формируются необходимые умения.

Вместо заключения

Занимаясь воспитанием маленького ребенка, следует относиться к этому процессу с огромным терпением и любовью. Объясняйте элементарные вещи малышу на примерах, сказках, обыгрывайте каждую ситуацию. Не требуйте от него сразу многого.

Если он начнет понимать, что в транспорте нельзя громко кричать, на прогулке в песочнице нельзя обсыпать песком других деток, что нехорошо убегать от мамы на улице – это уже большой успех. В этом возрасте ребенок не понимает абстрактных вещей, все должно быть подкреплено примером, рассказом. Только в этом случае воспитание будет эффективным.

К двум годам ребенок уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его словарный запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.

Полезные игрушки детям от 1 до 3 лет

Скомпановано из материалов сайта psytoys.ru.

1. Пирамидки. Начиная с раннего возраста пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету), в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.

Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера. Это может быть как пластиковая, так и деревянная пирамидка, важно, чтобы в деталях были достаточно большие отверстия и они легко надевались на штырек. Для этого возрастного периода хороши пирамидки, имеющие элементы образных игрушек, завершающиеся вместо обычных шишечек, головкой курочки или клоуна. Такой образный завершающий элемент пирамидки мотивирует малыша к ее нанизыванию.

После освоения самого действия нанизывания можно предложить пирамидку с колечками разного размера (их также должно быть не много). Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса.

От 1 г. 5-6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. У такой пирамидки края колец скошенные, так, что сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), эта игрушка на ощупь гладкая.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. В этом возрасте с помощью пирамидки можно учиться различать не только размеры, но и цвета.

2. Вкладыши — это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки.

К вкладышам также относят коробки для форм и предметных изображений. Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки.

Детям от 1,5 лет подойдут наборы, состоящие из 5 и более предметов. Лучше, если это будет 5 и более местная матрешка и, соответствующий ей по количеству предметов и размеру, набор мисочек или кубиков. Подойдут вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко, особенно хороши такие, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно будет разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.

3. Транспортные игрушки. Это могут быть машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и милиции и пр.), железнодорожный, авиа — или водный транспорт, приспособления для механической транспортировки — тачки, коляски, кареты, тележки и пр. Игрушечный транспорт служит развитию детской моторики, воображения, эмоционально-личностной и познавательной сферы.

Для детей от 1,5 лет первым игрушечным транспортом станет «игрушка-каталка». Причем вначале лучше купить каталку на палочке — яркую бабочку или птичку, которую малыш будет приводить в движение, толкая ее перед собой. С ее помощью он научится связывать движения предметов с собственными действиями. Кроме улучшения координации.

Одновременно можно начать знакомить малыша с различными видами транспорта. Для этого понадобятся:
небольшой паровозик с крупными деталями (особенно хороши для этого возраста паровозики с дополнительными функциями конструктора или пирамидки);
— легковой или грузовой игрушечный автомобиль — он должен быть достаточно крупным, чтобы малыш мог катать в нем любимых персонажей (хорошо также, если у него будут открываться дверки или багажник и будет пружинный механизм – это позволит в полной мере реализоваться исследовательской активности малыша);
— кораблик или лодочка пригодится для игр в ванной (при выборе следует обратить внимание, чтобы они хорошо держались и не заваливались на воде)
— небольшой легкий самолет, удобный для руки ребенка, должен вмещать в свою кабину маленькую матрешку или любого другого персонажа.

Рекомендуем прочесть:  Для Чего Нужна Подушка Для Беременных

4. Составные картинки — представляют собой различные вариации игры-головоломоки, суть которой — из отдельных кусочков собрать целое изображение.

Картинки-вкладыши представляют собой рамки, в которые собираются картинки с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2-х лет. Занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления.

Разрезные картинки могут быть разрезаны по прямым линиям или по контуру нарисованной части (голова, туловище, лапы и хвост собаки).

5. Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т.д.). Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаики для малышей около 1 года обычно не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: полу, столе и др.

Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши пособия, в которых ножки (штырьки) имеются на поле, а не на фишках.

6. Материалы для творчества – это все, из чего можно творить, создавать что-то свое, новое. Таким образом, в эту категорию попадает не только товар, который продается под этим названием в магазине, но и и все, что может пригодится в этом качестве из домашних запасов, даров природы и т.д.

Создание всевозможных объектов своими руками полезно и для моторного, и для психического развития ребенка (развивается эмоциональная сфера, эстетическое восприятие и многое другое). В том числе, творчество способствует развитию самосознания.

Для детей от 1,5 до 3 лет основное требование к материалам для творчества – безопасность и соответствие моторным возможностям ребенка. В этом возрасте все, с чем сталкивается малыш, он воспринимает, как материал для экспериментирования — его интересует сам процесс, а не результат.

Для творческих открытий детишек этого возраста подойдет:

Белая альбомная бумага для рисования;

Тонкая цветная бумага, обычная и гофрированная;

Хлопчатобумажная или льняная ткань, на которых тоже можно рисовать;

Нетоксичный клей. Лучше всего подойдет самодельный клейстер из муки.

Пальчиковые краски — лучше выбирать те, которые рекомендованы для самых маленьких (от года до трех лет).

Пластилин также лучше использовать только специальный, созданный на основе муки и натуральных красителей.

Вместо покупного пластилина можно также использовать соленое тесто домашнего приготовления или специальный воск с ланолином для лепки.

В качестве дополнительного материала для перебирания, пересыпания и пр. пригодятся:

Крупы мелкие (такие как гречка, рис);

Фасоль;

Макаронные изделия различных форм.

7. Кубики, конструкторы. Строительство из кубиков и конструирование развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение.

Около года можно предложить малышу его первые кубики. Вначале лучше использовать звучащие кубики, сочетающие в себе свойства кубика и погремушки. Это могут быть мягко-набивные игрушки, обшитые тканью или специальным моющимся виниловым материалом. Такие кубики можно подбрасывать и даже использовать для игр типа «лови-бросай». Играя с такими кубиками, ребенок не поранится и не сделает себе больно.
Звучащие кубики из дерева более устойчивы, строить из них малышу будет удобнее. Кроме того, поверхность деревянных, не покрытых лаком, кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений.

К 1,5 годам количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. В это время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п.

Около 2-х лет ребенок приобретает достаточную ручную ловкость для действия с блочными конструкторами из пластмассы. Самый известный такой конструктор – «Лего». Для малыша раннего возраста он должен быть достаточно крупным, с большими деталями для скрепления.

8. К образным игрушкам относятся все игрушки, несущие в себе образ человека или животного. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Образные игрушки способствуют социально-эмоциональному развитию.

Для детей от года до трех лет общение с куклой — это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним — кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима не меньше, чем для девочек кукла-девочка. Важно также, чтобы образные игрушки в этом возрасте были реалистичными, при этом следует избегать чрезмерно детализированных и натуралистичных игрушек .

Тряпичные – гибкие куклы (высота – 30 — 40см). Они могут быть полностью тряпичными или частично, например, с пластиковой головой, руками и ногами. Главное условие для таких кукол, чтобы, благодаря мягкому корпусу, кукла могла принимать различные позы, передающие движения и эмоции.

Кукла-голыш с набором одежды. Основное предназначение этой игрушки – игры в воде.

Маленькие «пупсики» в разных позах. Благодаря своему крошечному размеру и устойчивым позам они идеально подходят для самых простых сюжетных игр.

Маленькие пластиковые фигурки животных С ними ребенок сможет освоить первые сказочные сюжеты. Они должны быть узнаваемыми и максимально реалистичными.

Мягкие игрушки, изображающие животных также должны быть максимально приближены к настоящим. С ними можно разыгрывать те же сюжеты что и с куклами.

9. Кукольное хозяйство. Кукольные аксессуары включают в себя всевозможные приспособления для «кукольной жизни» — расчески и флакончики «духов», посуду и мебель, ванночки и полотенца, и, конечно же, дома с соответствующей обстановкой. Кукольные атрибуты необходимы для полноценной детской игры. Они помогают малышам найти и удержать сюжет, придают игре динамику и особую «реалистичность». В то же время, в раннем и дошкольном возрасте, слишком большое их количество ограничивает игру, сводит ее к набору действий по применению всех предметов, и может затормозить развитие воображения и мышления ребенка.

10. Динамические (движущиеся) игрушки отображают различные виды движения – качение, вращение, хождение, кувыркание.

Для данного вида игрушек типично простейшее преобразование одного вида движения в другой, например, поступательного движения во вращательное (волчок). Эти закономерности, при восприятии и действии самого ребёнка, могут быть доступны детскому наблюдению и пониманию.

Очевидно, что представление о движении не должно быть противоречиво. Поэтому в эту группу не входят игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, который стирает, нивелирует, к примеру, действие гравитации, и ее освоение, преодоление самим ребенком.

«Верхолазы» — образные игрушки, которые при выполнении нужных действий поднимаются по веревочкам вверх.
Волчки и юлы могут быть разных размеров и с разным способом запуска: кнопочным, с помощью поступательного движения (когда много раз нажимается ручка юлы), с помощью двух ладоней, пальцев.

«Воздушные» игрушки, которые движутся от легкого потока воздуха, например, дуновения.

Кугельбан — это специальная конструкция с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка.

Заводные игрушки приводятся в движение заводным механизмом (например, ключиком или надавливанием ручки юлы).

11. Игрушки для песка и воды. Игрушки для игр с песком и водой обеспечивают детское экспериментирование, разнообразие игровых действий.

К основному арсеналу для песка, который будет актуален для ребенка в возрасте от года до трех относятся традиционные лопатки, ведерки, формочки, игрушечное сито, грабельки. Лопаток должно быть несколько: маленьким совочком ребенку будет удобно насыпать песок в формочки и ведерки.

Для игр с водой на улице ребенку этого возраста пригодятся лейки, а также те же ведерки, лопатки и мельница, что и для песка.

Для игр в песке и воде, начиная с первого года жизни, пригодятся разнообразные емкости (с ручкой или двумя, с дырочками на дне и без, прозрачные и нет и т.д.), деревяшки, камушки.

Детям от 2,5 лет особенно понравятся стеклышки, обкатанные в море — ведь они так волшебно преображаются в воде. Понравятся малышам этого возраста самодельные кораблики из бумаги, скорлупы орехов, пенопласта.

12. Музыкальные игрушки. В качестве первых музыкальных инструментов для малыша в возрасте около года хорошо подходят звучащие шары. Такие деревянные шары с различным наполнителем продаются как по отдельности, так и в наборе.

Чтобы стучать, уже годовалому малышу подойдет небольшой барабан.

Не меньший интерес представляет для малышей колокольчик или бубенчик.

С 2,5 лет к барабану можно присоединить бубен. Эта музыкальная игрушка хороша для развития внимания: два способа извлечения звука, сосредоточенные в одном инструменте, требуют от ребенка навыка быстрого переключения.
Кастаньеты и и всевозможные «хлопушки» тренируют моторику кисти.

13. Игрушки для физ. развития.

Детям от года для развития координации движений и общей моторики необходимыигрушки-каталки. Первой каталкой может стать тележка или какой-нибудь персонаж на палке для толкания перед собой, малышам от двух лет подойдут задние каталки – на веревочке.
Обязательно должны быть под рукой у малыша и мамы мячики:
Текстильные – для перекатывания;
Надувные – для отбивания и подбрасывания;
Небольшие деревянные или пластиковые шары для закатывания в воротца, скатывания с горки;
Резиновые – пригодятся для игр на улице.
Для развития мелкой моторики, координации руки и глаза очень полезны:
игрушки-кугельбаны – конструкции для скатывания шариков или колесиков;
динамические игрушки-потешки (клюющие петушки, игрушки –дергунчики и т.п.)
Дополнительную тренировку силы и ловкости пальчиков можно осуществить с помощью
панели с колышками или шариками для забивания молотком, всевозможных шнуровок.

Хорошо тренируют руку игра в кегли и кольцеброс. Для малыша от 2-х лет детали игры должны быть достаточно крупными и легкими (наборы, подходящие для самых маленьких как правило, пластмассовые).
Непременным атрибутом подвижных игр станет лошадка-скакалка на палочке. Особенно хороша такая игрушка на колесиках с перекладиной в верхней части.
Лошадь-качалка также очень полезная игрушка для детей от 2-х лет. Она помогает малышу научиться держать равновесие и укрепляет мышцы ног.

Для физического развития малыша от двух с половиной лет, помимо соответствующих игрушек, комнату хорошо оборудоватьспециальным спортивным комплексом.

14. Книжки-картинки. Книжки становятся привлекательной и полезной игрушкой уже со второй половины первого года жизни.

Книжки-картонки для малышей от года должны быть толстые, с небольшими стихотворениями или короткими историями и сказками.
Книжка-раскладушка
раскладывается в гармошку, и малыш может сразу увидеть всю историю целиком.
Книжки в форме животного обычно содержат короткую историю про изображенного персонажа, встречаются такие книжки с подвижными частями.
Книжка с вращающимся кругом
подходит детям от года для рассматривания вместе с взрослым, который рассказывает ребенку историю и побуждает его искать подходящих персонажей.
Книжки
-задвижки
бывают разные. Например, часто под скользящие задвижки, которые малыш должен отодвинуть, спрятана часть иллюстрации. Встречаются также книжки, действующие по тому же принципу, изображающие какого-нибудь персонажа. Если потянуть за язычок внизу, домашний или лесной зверь открывает рот.
Серия книжек для ванной, которые в тёплой воде меняют цвет наверняка заинтересует малыша. На его глазах свершается чудо – в воде он может видеть спрятанные картинки.
Книжки с одним или несколькими персонажами на веревочке нравятся многим детям. Их можно использовать для чтения и одновременной наглядной демонстрации сюжета, а затем для самостоятельного рассматривания и игры малыша.
Мягкая книжка – пальчиковый театр
пригодится для тех же целей. Отверстие посередине переплёта позволяет кукольным героям появляться на любой странице.

Для детей от двух лет предназначены тематические наборы картинок типа «Мои игрушки», «Семья», «Кто в доме живет?».

Детям от 2,5 лет особенно понравятся стеклышки, обкатанные в море — ведь они так волшебно преображаются в воде. Понравятся малышам этого возраста самодельные кораблики из бумаги, скорлупы орехов, пенопласта.

Ссылка на основную публикацию