Для Чего Нужна Артикуляционная Гимнастика Для Детей

Для Чего Нужна Артикуляционная Гимнастика Для Детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  • Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  • Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
  • Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

    Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
    2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
    3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
    4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
    5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
    6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
    7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
    Рекомендуем прочесть:  С какой недели беременности слышно сердцебиение на узи

    Статья «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» составлена по материалам сайта «Солнышко» и изданиния М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения»

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

    Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она необходима?

    Что такое артикуляционная гимнастика? Ключевые моменты

    Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа. Упражнения для проведения такой процедуры необходимо подбирать тщательно, предусматривая те положения и движения артикуляционных органов, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику данного языка.

    Польза артикуляционной гимнастики:

    — укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

    — навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;

    — увеличение амплитуды движений;

    — снижение напряжённости артикуляционных органов;

    — постановка правильного произношения звуков.

    Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

    Правила выполнения артикуляционной гимнастики

    Виды артикуляционной гимнастики

    Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

    Что такое артикуляционная гимнастика для детей? Для чего она нужна?

    Примеры артикуляционной гимнастики?

    Артикуляционная гимнастика нужна для развития речевого аппарата.

    В неё входят различные упражнения для губ, языка, например,вы предлагаете малышу «поскакать»на лошадке, ребёнок скачет и щёлкает языком. Это упражнение называется «Лошадка».

    С помощью артикуляционной гимнастики детей учат правильно произносить многие звуки, она особенно необходима тем, у кого есть проблемы с произношением. Здесь можно почитать об этом подробнее.

    Артикуляционная гимнастика играет основную и самую важную роль для постановки звуков. С помощью это гимнастики мы тренируем и развиваем мышцы языка, губ, даже мягкого неба. А когда ребенок научится управлять этими своими мышцами, то научится и произносить звуки (даже с помощью постановки звука на наглядном примере, на объяснении, в какой позиции должен находиться язычок, ребенок сможет сделать так же и у него получиться правильно произнести звук.

    Примеры артикуляционной гимнастики?

    Артикуляционная гимнастика — Памятка для родителей

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

    Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

    Рекомендуем прочесть:  Через какое время после овуляции можно узнать о беременности

    Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

    1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

    3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

    4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.

    Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

    Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

    • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

    • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

    • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

    • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

    • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

    • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.

    Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

    Отрывок из комплекса артикуляционной гимнастики

    1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

    Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

    2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

    Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

    3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

    Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

    Тик-так, тик-так,
    Ходит маятник вот так!

    Цель: вырабатывать умение чередовать движение языка к уголкам рта: вправо – влево.

    Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем – влево. Чередовать движения под счет.

    Рекомендуем прочесть:  Рецепт Жареного Хлеба С Яйцом И Молоком

    Вверх – вниз,
    Выше вверх,
    Вверх – вниз,
    И ниже вниз,
    Ты качаться не ленись,
    Язычок не торопись!

    Цель: выработать умение чередовать движения языка вверх – вниз.

    Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы к нижней.

    П О Ч И С Т И М З У Б К И

    Чистить зубки часто надо,
    Мама наша будет рада!

    Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.

    Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы.

    Язычок наш словно бочка,
    Покатился в наши щечки.

    Цель: укрепить мышцы кончика языка.

    Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку.

    Язычок широкий, гладкий –
    Получается лопатка!

    Цель: выработать умение делать язык широким и плоским.

    Выполнение: приоткрыть рот, положить язык (сделать его широким, распластанным) на нижнюю губу. Удержать позу.

    Порядина Анна Ивановна,
    учитель-логопед

    1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика

    Скидка 50% до 30 мая

    Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.

    Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

    Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

    Список использованной литературы:

    1. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Т. А. Куликовская — Москва, ГНОМ и Д, 2007 г.- 64 с.

    2. Артикуляционная гимнастика: Е. А. Пожиленко — Санкт-Петербург, КАРО, 2007 г.- 92 с.

    3. Веселая артикуляционная гимнастика: Н. В. Нищева — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009 г.- 30 с.

    4. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика: Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук — Москва, Литера, 2007 г.- 64 с.

    5. Уроки логопеда для всей семьи: Е. С. Анищенкова, В. И. Мирясова — Москва, АСТ, Астрель, 2008 г.- 176 с.

    Областное государственное автономное общеобразовательно учреждение

    «Центр образования «Ступени»

    Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

    1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

    2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

    3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

    4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.

    2. Каждое упражнение выполнять по 5 – 7 раз.

    3. Статические упражнения выполняются по счету от 5 до 10 – 15 (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    5. Лучше всего, если все упражнения проводятся перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    6. Взрослый показывает выполнение упражнения.

    7. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Областное государственное автономное общеобразовательно учреждение

    Ссылка на основную публикацию