Ребенок Капризничает По Любому Поводу 3 Года

Содержание

Ребенок капризничает по любому поводу

Дневной сон (о режиме дня ребенка)

Вопрос о режиме дня ребенка. Моему сыну 2 года и 4 месяца. Просыпается он где-то между 6 и 7 часами утра и укладывается спать около 10 вечера. Если днем поспит 1 час, максимум 1,5, то вечером укладываем можно сказать без проблем и засыпает быстро. Если 2 часа или разоспится на 2,5, то вечером уложить не можем и в 10 вечера. А если и укладываем в кроватку, то не спит и еще долго толчется в ней — видимо спать не хочет. Вопрос такой, может его вообще днем не укладывать, или укладывать на час, а потом будить? Что предпочтительней, на Ваш взгляд, для ребенка такого возраста? И в каком возрасте можно отказаться от дневного сна? Ребенок подвижный и с рождения спит меньше нормы, которые обычно даются в книжках.

опубликовано 28/11/2006 13:59

Главное в этом вопросе: четко разграничивать физиологическое (биологическое) и социальное. Т.е. с физиологической точки зрения нет никакой трагедии в том, что, проспав 3 часа днем, ребенок уснет в 24.00. Но с социальных позиций это оказывается весьма неудобным для мамы и папы. Так что не будет ничего страшного (опасного, неправильного) если мы направим детскую физиологию в нужное нам русло — разбудим через час после начала дневного сна, дабы не мешал всей семье ночью. Думаю, что не укладывать вообще — хуже. Официальная медицина считает дневной сон обязательным до 7 лет, но с практической точки зрения почти у половины детей в возрасте старше 5 лет без этого вполне можно обойтись.

Как воспитывать ребенка до года, чтобы он вырос оптимистом?

Как воспитывать ребенка до года, чтобы он вырос оптимистом?

Человеку жизнелюбу и оптимисту живется намного легче. Наверно, всем мамочкам хочется, чтобы их ребенок не капризничал и не хныкал по любому поводу, а был весел и улыбчив. Поэтому чувство юмора, позитивный взгляд на мир следует воспитывать, так же как и вежливость, аккуратность, грамотность и т.д.

Начинать стоит самых первых дней появления крохи и в первую очередь обратить внимание на собственное поведение. Для того, чтобы кроха вырос весельчаком, нужно, чтобы и мама всегда сохраняла благодушное настроение и улыбку на лице.

Конечно, в первые месяцы приходится не просто. Усталость после беременности и родов, такие новые хлопотные заботы о маленьком человечке не располагают к постоянному веселью. Но все же постарайтесь даже не допускать мысли о том, что кроха специально капризничает, просыпаясь несколько раз за ночь или требуя, чтобы его постоянно носили на руках. Не забывайте, что ему тоже не легко в этом новом огромном мире. Негатив со стороны мамы малыш принимает на свой счет, ничего не значащие для вас фразы: «Ну, за что мне все это?» , «Когда же все это закончится?», повторенные неоднократно, могут привести к тому, что ребенок исподволь ощутит себя нежеланным. Кажется, крошка еще так мала, но каждое нежное прикосновение, заботливое слово откладывается в сознании крохи, раздражает клетки мозга, образуя синапсы — своеобразный строительный материал интеллекта.

Учите ребенка смеяться. Уже с четырех месяцев младенцы испытывают восторг, когда их целуют в животик или подбрасывают вверх. Пока это всего лишь реакция на приятные ощущения., позже, когда у ребенка сложатся представления о постоянстве объектов, он начнет смеяться только от предвкушения игры со взрослым, когда он только еще соберется пощекотать карапуза.

Пойте с ребенком веселые детские песенки, хлопайте в так ладошками, пританцовывайте.

Один из первых этапов обучения детей смеху — игра в прятки. Когда у ребенка сформируется представление о постоянстве объектов (около 9 месяцев), он сможет догадаться, что последует дальше. Вы прячете заинтересовавшую ребенка игрушку, а он уже в состоянии догадаться, что она скоро появится вновь, а не исчезла навсегда. Это вызывает у ребенка смех.

Если кроха уже ходит, попробуйте поиграть с его плюшевой игрушкой — потанцуйте, попрыгайте с ней, привлекая внимание малыша. Если ребенку понравилось, предложите ему поменяться с игрушкой местами: пусть теперь игрушка смотрит, а вы танцуете. Лучше всего это делать перед большим зеркалом. Особенное удовольствие доставляет детям, если их наряжают в костюмы любимых героев. Главное, чтобы все эти игры малышу нравились и вызывали улыбку и смех.

Ребенок капризничает — что делать?

«Опять капризничаешь!» Кто из родителей не произносил эти слова! Кто не жаловался на капризника! Упреки и нравоучения по поводу капризов, увы, непременны в общении взрослых с ребенком; только в одних семьях они звучат изредка, в других — изо дня в день. Разнятся и сами капризы: в одних случаях дети всего лишь не хотят делать то, что требуют взрослые; в других — как раз хотят, вопреки их требованиям и запретам, поступать по-своему. Почему ребенок капризничает, что делать в этой ситуации, как отличить обычный каприз от насущной потребности малыша? Попробуем разобраться.

Что же вызывает детские капризы? Первая причина — состояние здоровья ребенка. Ослабленный, утомленный, перенасыщенный впечатлениями малыш может капризничать по любому поводу, выражая, таким образом, не столько отношение к требованиям взрослых, сколько просто неблагополучие своего внутреннего состояния.

Частая причина капризов — сверхопека родителей, чрезмерное регламентирование поведения ребенка, лишение доступных ему форм самостоятельности, педантичное навязывание ему множества «правил поведения», нередко мелочных и вовсе не обязательных. Ребенок, что называется, шагу не может ступить, потому что каждый его самостоятельный шаг опережают приказания, требования, просьбы непреклонных «контролеров» — взрослых.

Особенно резкий протест вызывает сверхопека у детей в пору так называемого возрастного кризиса. При переходе от раннего к дошкольному возрасту обычно возникает сильное стремление к самостоятельности: малыш начинает требовать от взрослого признания его возможностей, он как бы стремится поспорить с авторитетами, хочет сравняться со взрослым в своих действиях и правах. Естественно, подобные претензии превосходят его реальные возможности. Возникает конфликтная ситуация: ребенок капризничает, перечит взрослым, бунтует, становится неуправляемым. В условиях сверхопеки конфликт заметно усиливается. Чаще всего это случается с ребенком к трем годам, отсюда и название — «кризис трех лет».

Поведение чада так резко меняется, что родителям кажется, будто его буквально подменили. Прежде капризы возникали, если требования взрослых не совпадали с желаниями самого ребенка; а в период кризиса малыш готов поступать даже вопреки собственным желаниям, лишь бы не подчиняться воле взрослого. Вот вы собираетесь гулять. Он уже надел пальто, шапку, ботинки, осталось только выйти за дверь. «Ну, пошли», — говорите вы. «Не пойду», — вдруг отвечает ребенок. «Хорошо, оставайся дома», — предлагаете вы. «Не останусь. » Малыш отказывается от прогулки не потому, что не хочет идти гулять, а потому, что это предложение исходит от взрослого, и он усматривает в нем посягательства на свои права. Это — типичное проявление негативизма. Если кризис заходит слишком далеко, ребенок может «застрять» на отрицании, стремление противоречить перейдет в стойкое упрямство.

Что же можно посоветовать родителям, чтобы избежать возникновения у ребенка таких нежелательных черт? Как справиться с детскими капризами? Как реагировать на капризы малыша?

Прежде всего, признать тот очевидный (но, увы, на практике часто не признаваемый взрослыми) факт: ребенок вовсе не «заводная игрушка» в наших руках, он имеет право на собственные желания и решения, и надо дать ему возможность почувствовать себя самостоятельным и проявить эту самостоятельность. По словам американского психолога Б. Уайта, мудрые родители дают ребенку время от времени «выиграть небольшое сражение», то есть там, где это возможно, делают ему допустимые уступки.

Своевременное развитие детской самостоятельности помогает избежать появления упрямства и капризов. Наиболее благоприятные предпосылки для этого складываются уже на втором году жизни. В этот период родители должны начинать обучать малыша самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и раздеваться, убирать свои игрушки, приучают его оказывать посильную помощь старшим. Такое воспитание поможет избежать возникновения многих негативных реакций, избавит ребенка от бездеятельного времяпрепровождения, также ведущего к нытью и капризам, поможет формированию многих полезных навыков и привычек.

Смягчить кризис и бороться с капризами помогает и наиболее доступная и привлекательная для дошкольников деятельность — игра. В игре малыш может приблизиться к столь заманчивому для него положению взрослого. Игры, в которых ребенок выполняет роль взрослого (папы, мамы, доктора, шофера), приносят ему то удовлетворение, которое он не находит в обычных житейских ситуациях.

В тех случаях, когда от ребенка требуется более или менее серьезная перестройка сложившейся раньше системы отношений со взрослыми, могут часто возникать капризы.

Каприз (за исключением случаев, когда его причина коренится в состоянии здоровья) — это способ, при помощи, которого ребенок старается утвердить свою индивидуальность, добиться «перевеса» над взрослым, получить желаемое. И здесь родителям нужно очень тонко чувствовать, когда лучше просто «не заметить» каприза, когда — уступить, когда — настоять на своем. Важно, по какому поводу ребенок капризничает или упрямится. Если это — выражение требования (малыш хочет получить игрушку, требует, чтобы ему что-то купили и т. п.), разумнее каприза не замечать и уж, конечно, не спешить сразу же выполнять желание. Если каприз связан с отказом от выполнения требования взрослых (не хочет идти спать, есть, умываться), нужно попытаться понять, почему он отказывается подчиниться и каким образом можно устранить причины его сопротивления.

Родителям часто кажется: когда ребенок капризничает, отказывается одеваться, или есть, или укладываться спать, ему этого не хочется, а хочется делать что-либо другое. В действительности же малыш протестует против насилия над ним — он просто не хочет, чтобы его заставляли. Если дело обстоит именно так, настаивать на своем — это значит разжигать конфликт. Куда лучше немного отложить выполнение пусть даже необходимого дела: договориться с ребенком, что он, например, еще 15 минут поиграет, а потом пойдет умываться.

Вообще, слишком жестко настаивать на неукоснительном соблюдении режима — это скорее вредить, чем помогать делу воспитания. При всех обстоятельствах малыш должен чувствовать, что его любят, о нем заботятся, он защищен, с ним считаются, видят в нем человека, имеющего, как и взрослые, определенные права и обязанности.

Конечно, есть немало случаев, когда уступать просто невозможно, да и нецелесообразно. Это относится главным образом к ситуации, когда поведение ребенка мешает окружающим, приносит вред другим людям. Вот здесь взрослые должны быть и настойчивыми, и несговорчивыми.

Если обобщить сказанное, то вывод будет примерно таким: капризы — результат нарушения равновесия между любовью к ребенку и требовательностью к нему. В какую бы сторону это равновесие ни нарушалось, ребенок становится капризным. И найти необходимую меру, разумное соотношение того и другого — одна из главных задач воспитателя.

Смягчить кризис и бороться с капризами помогает и наиболее доступная и привлекательная для дошкольников деятельность — игра. В игре малыш может приблизиться к столь заманчивому для него положению взрослого. Игры, в которых ребенок выполняет роль взрослого (папы, мамы, доктора, шофера), приносят ему то удовлетворение, которое он не находит в обычных житейских ситуациях.

Ребенок 2 года часто психует и капризничает — что делать?

Любая мама, воспитывающая ребенка, проходила через разные жизненные ситуации, вызывающие сложности, но почти каждый родитель подтвердит – двухлетний возраст малыша является чуть ли не самым сложным. Как правило, именно в этот период даже самый положительный и жизнерадостный малыш внезапно становится настоящим маленьким тираном, который не дает покоя маме и папе постоянными криками и беспричинными капризами.

Детская истерика считается довольно сложным явлением, поскольку найти универсальный рецепт, который поможет справиться с капризами ребенка, не представляется возможным. Родители начинают терять терпение, выходить из себя, и жизнь семьи из идиллии превращается в настоящий кошмар. Начавшаяся истерика ребенка может длиться часами, причём, без видимого повода. В этот момент невозможно ни о чем договориться с малышом, однако успокоить его все-таки нужно.

Рекомендуем прочесть:  Прививка от гриппа как ставить

Внешние проявления детской истерии

Основанный на эмоциональном фоне, вопрос истерики двухлетних малышей заботит детских психологов уже довольно давно. Зачастую приступ сопровождается агрессией и другими проявлениями:

  • беспричинным раздражением;
  • отчаянием;
  • гневом;
  • громким плачем;
  • истеричными криками.

Кроме того, в процессе истерики ребенок перестает контролировать моторику своего тела, в результате чего родители сталкиваются с так называемым «истерическим мостиком», когда малыш сильно выгибается назад во время крика.

Одним из самых страшных проявлений истерики является желание крохи биться головой об твердые предметы. В это время ребенок совсем не испытывает боли, что является очень опасным, поскольку в забытье малыш может себе что-нибудь повредить и не заметить этого.

Некоторые родители ошибочно принимают детские истерики за обычное непослушание. Сходства действительно есть, потому что ребенок начинает демонстративно лежать на полу, колотить ногами и руками окружающих его людей, швырять вещи и ломать всё, что попадает под руку. Малыш становится очень капризным, без всякого повода отказывается от пищи и предъявляет требования, которые кажутся неосуществимыми. Если такие ситуации проявляются часто, то родители должны проявить беспокойство и отвести любимое чадо к невропатологу для консультации.

На что жалуются родители

Чаще всего родители испытывают абсолютную беспомощность в попытке справиться с собственным ребенком. Мама чувствует, что совсем не понимает свое дитя, потому что привычные действия вызывают у малыша только раздражение.

Очень часто родители двухлетних детей замечают, что именно в таком возрасте у крохи появляются проблемы со сном. В дневное время ребенок отказывается спать, а вечером требует к себе внимания. При этом, его становится очень сложно приучить к каким-то действиям: убирать за собой игрушки, слушать колыбельные или сказки. На все кроха отвечает плачем и криками.

Если раньше малыша можно было отвлечь каким-то другим занятием, то сейчас попытка перевести внимание на что-то другое вызывает длительную истерику. Некоторые родители пытаются даже легонько шлепать ребенка в качестве наказания, но тот часто просто смеется в ответ, вызывая ужас мамы и папы.

Причины истеричности ребенка

Вполне логично, что при частых капризах малыша, родители начинают задумываться о методах воспитания своего отпрыска. Рано или поздно молодая мама приходит к выводу, что вина полностью лежит на ней, но это заблуждение. Причиной сложного состояния являются процессы естественного характера: малыш начинает тесно взаимодействовать с миром, начинается процесс социализации, который никогда не проходит легко и безболезненно. Маленькому человечку нужно в кратчайшие сроки освоить новую систему отношений с окружающими его предметами, понять и принять их такими, какие они есть.

Ожидаемо, что ребенок в такой ситуации стремится к определенной доли самостоятельности и пытается справляться с самыми простыми вещами без помощи своих родителей. Когда малыш чувствует, что мама с папой начинают ущемлять его формирующуюся личность, он начинает бороться с помощью истерик и криков.

Среди других причин также указываются:

  • чрезмерное напряжение, которое в конечном итоге принимает формы истерики;
  • большое количество нерастраченной энергии;
  • неудовлетворенные потребности (когда родители отказываются покупать новую игрушку, шоколадку или говорят свое решительное «нет» по другим поводам);
  • недостаток внимания, ревность к другим детям;
  • освоение речи – часто малыш хочет сформулировать и обозначить какое-то свое желание, но элементарно не может, поскольку у него еще не развиты речевые навыки.

Не лучшие способы справиться с детской истерикой

По словам специалистов, посредством воя и плача ребенок также может стараться нащупать границы дозволенного. Если малыш привыкает, что с помощью крика может получить что угодно, то вектор его поведения в будущем искажается, что приводит к сложностям психологического характера. Без границ кроха перестает ощущать свою безопасность, поэтому отказывать ребенку очень важно. Но делать это нужно грамотно.

Многие родители выбирают самый безопасный и простой путь, уступая ребенку во всех его капризах. Однако устанавливать запрет на какое-то либо действие очень важно. Не менее существенно быть последовательным и придерживаться этого запрета дальше. Однажды поддавшись, вы демонстрируете малышу шанс руководить вами, даже если мотивом были такие светлые чувства, как ощущение жалости или нежности к ребенку.

Стрессовая ситуация предполагает еще один простой путь – отвлечение внимания ребенка. Однако родители со временем замечают, что эффективность этого метода существенно снижается и в какой-то момент он уже не помогает. По словам психологов, отвлекать малыша, находящегося в истерике, не стоит по той причине, что это только откладывает проблему, но не устраняет ее источник.

Пособие по воспитанию ребенка. Скачать (PDF)

Что нужно делать, чтобы успокоить ребенка

Первое, что нужно сделать родителям, – это постараться успокоиться. Худшее, что можно сделать в такой ситуации – начать кричать и давить на ребенка. Малыш очень чутко реагирует на родительский голос, поэтому вы должны быть максимально спокойны и убедительны. Не пытайтесь пускаться в пространные рассуждения и стараться достучаться до совести крохи. Не забывайте, что имеете дело с ребенком.

Необходимо четко и ясно объяснить малышу, по какой причине его требования не будет выполнено. Если ребенок не готов прекратить истерику, оставьте его на какое-то время в помещении одного. Такой метод часто действует лучше любых убеждений. После этого малыш чаще всего сам проявляет интерес к родителям. Тогда мама с папой должны быть максимально нежными и приветливыми.

В двухлетнем возрасте у малыша появляется интерес к своим сверстникам. Кроха начинает интересоваться, как его ровесники проводят время, какие игры предпочитают, какую линию поведения выбирают. Именно поэтому очень важно поместить ребенка в ту среду, где ему будет комфортно наблюдать за детьми и налаживать с ними общение. Можно записаться на какие-нибудь групповые занятия вместе с малышом. Это поспособствует правильному развитию крохи и повысит навык его социализации.

Когда нужно обратиться к врачу

В норме двухгодовалый ребенок предается истерикам примерно 2-3 раза в течение недели. Во многом количество капризов зависит от особенностей темперамента малыша. В том случае, если малыш несколько раз за день доводит родителей бесконечными криками, это уже повод обратиться к специалисту. Возможно, кроха переживает стресс и нуждается в помощи. В таких случаях родители отводят ребенка к неврологу или психологу.

Важно понимать, что плач и раздражение в детстве – это вполне нормально. Иначе ведут себя только дети-флегматики.

Видео – Как бороться с детской истерикой

В норме двухгодовалый ребенок предается истерикам примерно 2-3 раза в течение недели. Во многом количество капризов зависит от особенностей темперамента малыша. В том случае, если малыш несколько раз за день доводит родителей бесконечными криками, это уже повод обратиться к специалисту. Возможно, кроха переживает стресс и нуждается в помощи. В таких случаях родители отводят ребенка к неврологу или психологу.

Что делать, если ребенок плачет по любому поводу

Упал – плачет. Не разрешили сидеть перед телевизором – плачет. Заставили убрать за собой игрушки – снова плачет. Он вообще всегда плачет, по любому поводу и даже без него. Да, это ваш ребенок. Нытик, плакса, капризуля – называть его можно как угодно, только от этого его поведение не изменится. Сначала оно вас пугало, потом раздражало, а теперь вы просто в панике, потому что понимаете, что если проблема не будет решена, то либо вы сами сойдете с ума, либо доведете до этого состояния окружающих. Не паникуйте. Вы не одна. В том смысле, что чуть ли не в каждой второй семье наблюдаются похожие проблемы. Так что плачущий по любому поводу ребенок – это не ваше личное наказание, это суровая действительность многих российских пап и мам.

Заблуждения и мифы о детском плаче

Большинство взрослых уже забыли о том, как это непросто – быть ребенком. Они смотрят на своих малышей сверху вниз и абсолютно их не понимают. Непонимание приводит в лучшем случае – к равнодушию, в худшем – к агрессии. При этом взрослые пребывают в уверенности, что уж они-то знают, что нужно сказать плачущему маленькому человеку и как правильно себя с ним вести. Увы – не знают. Поэтому пришла пора развенчать некоторые мифы о детском плаче.

Миф № 1. Дети всегда плачут по пустякам

В мире взрослых существует четкая градация: горе – проблема – неприятность – пустяк. Ребенку такая классификация неведома. Для него всё – горе. Потерял игрушку – катастрофа. Не может найти второй носок – абсолютно безвыходная ситуация. Мама, уходя на работу, так спешила, что не успела поцеловать – да как вообще можно жить после этого? Такова уж детская особенность – обостренное восприятие чего бы то ни было. Так что дети по пустякам не плачут. У них не бывает пустяков.

Миф № 2. Фраза «мужчины не плачут» – ключ к правильному воспитанию мальчиков

Кто и когда первым произнес эти слова, за которые расплачивается своим здоровьем не одно поколение мужчин – уже неважно. Важно понять, что они категорически неправильные и исключительно вредные. Ведь все совсем наоборот: мужчины плачут, а категория мужественности не определяется количеством непролитых слез. Неслучайно все психологи в один голос признают этот прием в воспитании мальчиков чудовищно ошибочным.

Миф № 3. Само пройдет

Многие родители убеждены в том, что если на плачущего и капризничающего ребенка не обращать внимания, то рано или поздно он сам успокоится. Мол, чем меньше реагировать на слезы, тем реже они будут проливаться. Может быть, и так. Может быть, ребенок действительно успокоится на какое-то время. Только проблема в том, что у детских слез всегда есть причина, и если их подавлять, то причина так и останется не выявленной, а значит, и проблема – нерешенной.

Почему дети плачут?

Для начала исключим медицинские факторы – сводим ребенка к неврологу и эндокринологу. Если доктора обнаружат проблемы со здоровьем, то лечимся. Если ребенок с точки зрения медицины в порядке – ищем причины детской плаксивости дальше.

Возможны следующие варианты:

  • Ваш ребенок – великий манипулятор. Однажды поняв, что его слезы не оставляют вас, родителей, равнодушными, он стал проливать их при каждом удобном случае, чтобы получить от вас желаемое. А вы и рады обманываться, лишь бы родная кровиночка не огорчалась или, в худшем варианте, лишь бы замолчала.
  • Ребенку на самом деле больно. Морально или физически – неважно. Важно, чтобы вы это почувствовали и поняли, что слезы не блажь, а лекарство. Это как раз тот самый случай, когда «само не пройдет».
  • Ребенку не хватает вашего внимания. Он знает, что, как только он заплачет, вокруг него все засуетятся. Первый раз это получилось случайно, а потом, движимый одиночеством или каким-либо другим своим негативным состоянием, ребенок через слезы снова и снова звал вас к себе. Может быть, ему просто хочется быть с вами рядом, а вы и не подозреваете об этом.
  • У вашего ребенка повышенная чувствительность, поэтому и слезы у него всегда где-то поблизости. Его гиперэмоциональность просто не позволяет реагировать на окружающий мир более сдержанно. Поэтому ребенок будет познавать его через плач – и когда ему хорошо, и когда плохо. И вряд ли он изменится с возрастом, что для вас не должно стать поводом для беспокойства. Ведь чувствительные люди – добрые. А доброта нынче в дефиците.
  • У вашего ребенка заниженная самооценка. Он плачет, потому что ему и себя жалко, и вас тоже жалко, ведь он уверен, что вам с ним не повезло: он плохой ребенок.
  • В вашей семье нездоровая атмосфера. Взрослые дома постоянно скандалят, кричат и друг на друга, и на детей. Что еще остается детям в такой ситуации, как не плакать по поводу и без? Их нервная система день ото дня становится все неустойчивее, а слезы – это чуть ли не единственное средство защиты от агрессии внешнего мира, плач как эмоциональная разрядка.
  • У ребенка не сформированы навыки социального общения. Он не умеет налаживать контакты с другими детьми, а другие дети это чувствуют, начинают дразнить и задирать неудачника, тот – в слезы, что вызывает еще одну волну издевательств, и так по кругу.

Вы все еще думаете, что дети плачут по пустякам? Нет? Тогда давайте решать, что делать дальше.

Как помочь ребенку, который плачет

Психологи дают четкие рекомендации насчет того, что можно и нужно делать, если вы хотите помочь своему или своей плаксе, а чего делать ни в коем случае нельзя.

  • Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.
  • Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.
  • Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.
  • Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.
Рекомендуем прочесть:  Если Тест Показывает Вторую Слабую Полоску

Можно и нужно

  • Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.
  • Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами. Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.
  • Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости. У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.
  • Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.
  • Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.
  • Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.
  • Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.
  • Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.

В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.

Вы все еще думаете, что дети плачут по пустякам? Нет? Тогда давайте решать, что делать дальше.

Ребенок в 2 года постоянно капризничает и часто психует: что делать?

[dropcap]В[/dropcap] первые годы жизни малыша развитие психики происходит в очень быстрых темпах. Если, к примеру, для взрослого человека два года – это просто временной период, то ребенок за два года учится видеть, слышать, разговаривать, ходить. К двум годам малыш начинает самостоятельно воспринимать окружающий мир, делать первые выводы. Формируется его система ценностей, и к естественным потребностям добавляются желания, которые диктует его характер, возникают первые капризы.

С чем связаны истерики у детей

Двухлетний возраст – это переходный этап, на котором малыш начинает осознанно манипулировать взрослыми, желая получить то, что он хочет, или, напротив, чтобы избежать того, что ему не нравится. Ребенок психует и начинает манипулировать взрослыми с самого раннего возраста, но если у грудничков главная цель манипуляции – присутствие мамы рядом, то в дальнейшем развивается хитрость, дети начинают прогнозировать свои действия и реакцию окружающих.

Психика в два года у детей развивается стремительно, а потому часто, не получив желаемого, мы сталкиваемся с так называемой «детской истерикой». Такие капризы и приступы неконтролируемого плача и крика начинаются, как правило, именно в двухлетнем возрасте, и их можно объяснить с точки зрения психологии: активное развитие психики делает ребенка очень зависимым от настроения, а его эмоции и восприятие мира обостряются. Кроме этого, в двухлетнем возрасте ребёнок начинает объективно воспринимать мир со всего его недостатками и изъянами, что является огромным стрессом для детского организма.

[pullquote-right]К тому же, сейчас принято с самого детства активно занимать детей различными кружками и секциями: ребенок занимается рисованием, плаванием, изучает иностранные языки, все это может привести к хронической усталости маленького человечка и часто вызывать новые истерики и капризы.[/pullquote-right]
Родители не всегда в состоянии адекватно и грамотно реагировать на капризы и приступы агрессии и неконтролируемого поведения у детей. Ребёнок в два года капризничает не только дома, как раз наоборот, дети предпочитают закатывать истерики в общественных местах, транспорте, на прогулках, в больнице – каждый раз, сталкиваясь с новой, непривычной ситуацией, в которой они чувствуют себя некомфортно. Дети не умеют терпеть – они активно и чрезмерно эмоционально демонстрируют свои эмоции на публике, и не многие родители могут правильно на это реагировать. Устав от бесконечных и беспричинных слез и неодобрительных взглядов прохожих, мамы и папы реагируют агрессией на агрессию, что только усугубляет ситуацию.

Внешние проявления истерики у детей

Психологи, специализирующиеся на работе с самыми маленькими детьми, считают кризис двухлетнего возраста одним из ключевых и самых сложных этапов развития. Частые истерики негативно сказываются и на его нормальном развитии и взрослении. Сопровождается истерика следующими признаками:

  • неконтролируемой вспышкой гнева и ненависти;
  • громкими истеричными криками;
  • слезами;
  • раздражением;
  • отчаянием.

В момент, когда ребёнок находится на пике истерики, родители часто испытывают не меньшее раздражение: многие из них считают, что у малыша нет причин для слез. Прохожие постоянно возмущаются и делают родителям замечания, упрекая их в неумении воспитать свое чадо, от чего родители злятся еще сильнее и чувствуют свою беспомощность перед ситуацией.

В это время ребёнок испытывает настоящее отчаяние. Он неконтролируемо желает или, напротив, не хочет чего-либо, но не чувствует ни поддержки, ни понимания со стороны взрослых, чувствует себя одиноким. Все это провоцирует новый виток истерики и новую вспышку агрессии со стороны родителей. Родители бросаются делать все, чтобы ребенок успокоился, давая почву для манипуляции. [highlight]Дети в два года, как губки, впитывают каждую новую ситуацию, в которой оказались, чтобы использовать ее как модель поведения в дальнейшем, так устроена их психика.[/highlight] Родители оказываются в ловушке детских капризов, считая их проявление обычным непослушанием и невоспитанностью, а между тем, у детей все намного серьезнее.

В момент истерики ребенок часто перестает контролировать моторику своего организма, в порыве отчаяния он готов биться головой о стену, и может серьезно себе навредить. Поэтому, когда уговоры и разговоры с малышом не помогают, а проявления беспричинной истерики становятся все серьезнее, лучше всего обратиться к детскому невропатологу.

Поведение родителей и их главные ошибки

Мамы, привыкшие, что ребёнок является их продолжением, не всегда успевают заметить момент, когда в два года он начинает отделяться и проявлять самостоятельные желания, отличные от тех, что навязывают ему родители. Постоянно сталкиваясь с необычной и неуправляемой реакцией у детей на привычные действия, когда малыш психует на еду, сон, прогулку, мамы испытывают шок и перестают держать ситуацию под контролем.

С помощью истерики ребенок уже в два года может пытаться определить границы дозволенного. Например, он не хочет есть суп, потому что предпочитает конфеты. В разуме ребенка отсутствует сформированный обществом способ и система употребления пищи, и постоянно искренне не понимает, почему нельзя обедать шоколадом. Он требует, чтобы его желание выполнили, и единственное оружие в его арсенале – это плач, крики и истерики. Он словно испытывает на прочность собственных родителей, и, если они дают слабину, границы дозволенного расширяются. Иными словами, неправильное поведение родителей дает повод ребенку и даже провоцирует его на последующие истерики.

[pullquote-left]Несмотря на то, что поведение малыша и его капризы связаны с физиологическими процессами его развития в два года, ни в коем случае нельзя поддаваться капризам и выполнять все, что хочет малыш.[/pullquote-left] Истерика действительно утихнет, но в следующий раз ребёнок захочет получить нечто большее и новое, капризы будут появляться все чаще, а истерики будут становиться всё бесконтрольнее. Малыш четко должен знать, что такое «нет» и «нельзя».

Когда начинают плакать младенцы, мамы стараются отвлечь их: начинают кормить, развлекать игрушками, показывать какой-нибудь принципиально новый вид и т.д. Такой метод работает, поскольку в самом нежном возрасте дети не в состоянии одновременно думать о двух кардинально разных вещах.

В возрасте двух лет ребёнок искренне не понимает, почему родители, в ответ на его требование купить ему новую игрушку, показывают красивую елку в центре торгового зала. Он принимает факт существования этой красивой елки, но это не мешает ему хотеть игрушку. Метод отвлекания бесполезен и даже способен усугубить ситуацию.

Как справляться с истериками у детей

Чтобы понять причину слез и криков ребенка, необходимо удостовериться, что проблема сокрыта именно в психологическом аспекте развития. В этом возрасте меняется режим сна, а потому, [highlight]если ребенок не высыпается, он обязательно начнет капризничать.[/highlight] Хронический дефицит сна или тревожный, поверхностный сон приведет к регулярным истерикам. Чтобы избавиться от них, достаточно создать правильный режим сна и бодрствования для ребенка.

Не менее важен эмоциональный фон в доме. Если родители постоянно ругаются, кричат друг на друга или, напротив, избегают общения, ребёнок обязательно это почувствует. Он будет поддаваться общему настроению, и его капризы и истерики будут регулярными гостями в неспокойном доме. Если вы хотите помочь ребенку справиться с этим трудным периодом, начните с себя и проанализируйте свое поведение, исключив из него все проявления агрессии или гнева. Важно, чтобы родители имели одинаковую позицию по отношению к процессу воспитания ребенка.

Главное средство в борьбе с детской истерикой – не идти на поводу. Ни в коем случае нельзя безоговорочно выполнять требование ребенка. Родители должны, в первую очередь, успокоиться, трезво и спокойно оценить ситуацию. Проявление агрессии или нелогичные, сбивчивые и неаргументированные высказывания способны завести ребенка в тупик, вызвать новую порцию отчаяния и усугубить ситуацию.

Чтобы успокоить ребенка, не нужно произносить много лишних слов, объясняя свой отказ – это ребенок, и он не способен в такой ситуации воспринимать сложные предложения. Старайтесь говорить с ним кратко, твердо и уверенно, не допускайте мягкости в интонациях – малыш мгновенно ее уловит.

Если слова не помогают – оставьте ребенка одного. Многие родители не в состоянии сделать этого, поскольку их преследует чувство жалости к собственному ребенку. Но справиться с истерикой самостоятельно, понять неправильность своих действий, прийти к выводу и, успокоившись, признать причину своих слез необоснованной – разве это не лучшее, чего можно пожелать в такой ситуации для ребенка. Контролируйте ситуацию, но не вмешивайтесь: увидев интерес к своим слезам, ребёнок продолжит плакать с новой силой.

[highlight]Обратите внимание, что у детей случаются истерики только перед взрослыми.[/highlight] К примеру, если в детской группе один ребёнок забрал у другого игрушку без присутствия взрослого, ребенок будет самостоятельно отстаивать свои интересы и бороться за свою вещь. При наличии взрослого поблизости он, скорее всего, устроит настоящее представление. Поэтому не бойтесь оставлять ребенка одного, дайте ему возможность взрослеть и становиться самостоятельным.

Истерики у детей – это, к сожалению, обязательный этап развития детской психики. Всем родителям приходится проходить через него, главное – подобрать ключик к формирующемуся сознанию своего малыша, объяснить ему причины отказа и не реагировать на попытки манипуляции. Психология ребенка такова, что, чтобы в его голове сформировалось представление об окружающем мире, он должен очертить для себя границы дозволенного с помощью своих родителей.

[pullquote-right]К тому же, сейчас принято с самого детства активно занимать детей различными кружками и секциями: ребенок занимается рисованием, плаванием, изучает иностранные языки, все это может привести к хронической усталости маленького человечка и часто вызывать новые истерики и капризы.[/pullquote-right]
Родители не всегда в состоянии адекватно и грамотно реагировать на капризы и приступы агрессии и неконтролируемого поведения у детей. Ребёнок в два года капризничает не только дома, как раз наоборот, дети предпочитают закатывать истерики в общественных местах, транспорте, на прогулках, в больнице – каждый раз, сталкиваясь с новой, непривычной ситуацией, в которой они чувствуют себя некомфортно. Дети не умеют терпеть – они активно и чрезмерно эмоционально демонстрируют свои эмоции на публике, и не многие родители могут правильно на это реагировать. Устав от бесконечных и беспричинных слез и неодобрительных взглядов прохожих, мамы и папы реагируют агрессией на агрессию, что только усугубляет ситуацию.

Ребенок капризничает?

Воспитание ребенка — задача не из простых в силу огромного количества причин.

Как для начинающих родителей, так и для более опытных полной неожиданностью может стать капризное поведение ребенка. Малышам в большей мере, чем взрослым, свойственна столь порой удивительная для родителей реакция на происходящее, как несколько притворное и напущенное недовольство происходящим.

Поводом для каприза становится любое обстоятельство, а потому полезно понимать, как развивается каприз и как повлиять на формирование именно уравновешенной личности.

Что такое каприз и какова его природа?

Капризом принято называть малообоснованное или неаргументированное желание чего-либо. Это синоним прихоти и причуды. В психологической литературе каприз определяется как бурное проявление гнева и злости со стороны ребенка, при котором он кричит, плачет, топает ногами, пинается, а в особо рьяных проявлениях катается по полу, швыряет вещи, кусается и царапается. Такие эпизоды могут повторяться с различной периодичностью и отличаться различной продолжительностью.

Рекомендуем прочесть:  Приливы при климаксе когда пройдут

Очевидной, исходной причиной развития любого детского каприза является неудовлетворение основного желания. Обычно ребенок болезненно воспринимает отказ ему в чем-либо, на уверенное противостояние родителей его желаниям малыш склонен откликаться таким во многом манипулятивным способом как капризность и если своего добиться удастся, то и впоследствии данный способ будет использоваться с завидной частотой.

Манипуляция представляет собой преднамеренное и скрытое действие по принуждению другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для манипулятора. Дети в силу своей развивающейся психики используют данный поведенческий метод скорее подсознательно, но в процессе взросления и освоения данного опыта определяют его для себя как решающий в целях получения необходимого.

Манипулятивная составляющая детского каприза заключается в том, что каприз заключает в себе такие манипулятивные методы управления родительской психикой как:

  • скрытое и явное запугивание — действия ребенка содержат тонкие, косвенные или подразумеваемые угрозы причинения вреда своему физическому или психическому состоянию;
  • игра роли жертвы — ребенок выглядит жертвой родительского поведения и спешит добиться жалости, сочувствия или сострадания и реализовать свое желание таким образом;
  • агрессивный гнев — ребенок в приступе каприза способен испытывать чувство гнева, накал которого при достижении пика интенсивности и ярости способен шокировать взрослого и тем самым подчинять его.

По причине того, что родители оказываются эмоционально зависимыми от своего ребенка, проявляется их уязвимость в данной ситуации. Мотивами маленького манипулятора в данном случае оказываются:

  • потребность удовлетворить свое стремление или желание любой возможной ценой;
  • необходимость ощутить влияние на близкого человека;
  • необходимость в процессе становления личности ощущать уважение к себе же, добиваясь необходимого методами.

Почему ребенок капризничает?

Как было сказано ранее, каприз зарождается в ответ на стремление удовлетворить желание, в котором малышу изначально отказывают. Противоположным мотивом может быть сопротивление необходимости выполнять родительскую волю. Классифицировать причины капризов можно по их происхождению, а также зависимо от возраста ребенка и становления его психики.

Почему капризничает ребенок 1-2 лет?

Побуждающими к капризам факторам столь маленького возраста обычно оказываются:

  • чувство жажды или голода;
  • желание поспать;
  • желание поиграть или развлечься;
  • ощущение холода или жары;
  • дискомфорт от неудобной обуви или одежды, пеленки или другого аксессуара;
  • болезненное состояние или отсутствие сил и энергии;
  • беспокойство и напряженность;
  • страх и тревога;
  • недостаток внимания.

Именно в этом возрасте родители максимально поддаются детским капризам лишь только потому, что считают капризы малыша единственным способом донести свое желание до взрослых и, конечно же, такое желание необходимо удовлетворить. Однако опасность ситуации заключается в том, что родительские уступки приводят к тому, что своего же в следующий раз ребенок будет добиваться снова-таки плачем. Со временем это превращается в черту характера. Очень часто для ребенка на первых годах жизни капризы — это главный способ достичь своей цели. Он кричит, разбрасывает игрушки, топает ногами, катается по полу. Что делают родители? Многие проявляют твердость и не поддаются на истерики, а другие спешат успокоить и делают все, что хочет ребенок. Для него же это является сигналом правильности производимого действия, оно кажется, а по сути и является, эффективным.

Почему капризничает ребенок 3-7 лет?

Данный возраст характеризуется развитием уже заложенных ранее черт характера. Если к этому возрасту, малыш подрастает балованным и капризным, то он оказывается критичным для решения проблемы. В школьном возрасте ситуацию исправить будет еще более сложно.

В данном возрасте большинство детских истерик весьма предсказуемы, а потому и могут быть предотвратимы. Чаще всего капризы возникают на фоне переутомления, в некомфортной обстановке, если у ребенка неудобная одежда или он плохо себя чувствует. Наилучшим способом решить данную проблему, конечно же, является ее недопущение.

Это объясняется тем, что ребенок большую часть времени проводит в квартире, в обществе родителей и именно им предстоит справиться с первым капризом, чтобы не допустить его повторения в будущем. Необходимо понимать, что гораздо легче осилить первый или десятый по счету каприз, нежели сотый или двухсотый. Разумные и рациональные действия в начале обеспечивают отсутствие проблемы в будущем. Наблюдайте и управляйте всеми бурными проявлениями эмоций ребенка, и вам будет легче научить его выражать их более приемлемыми способами.

Отдельного внимания заслуживают постоянные капризы, которые могут быть симптомом заболевания нервной системы, а значит, малыш нуждается в профессиональной медицинской консультации. Если же со здоровьем все в порядке, и истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в реакциях родителей на капризы.

Почему капризничает ребенок школьного возраста?

Чаще всего родители всерьез обеспокоиваются поведением своего капризного чада именно на данном этапе. Еще более тревожным сигналом является возникновение первых капризов в этом возрасте, если ранее к тому никаких предпосылок не было.

Капризы у ребенка школьного возраста преимущественно начинаются дома. Нормально, когда ребенок не позволяет себе капризов в присутствии посторонних людей, ведь такое обычно уже привычное для него действие может оказаться просто непонятым чужим человеком. Ребенок ощущает и понимает, что именно родители или другие близкие люди способны дрогнуть перед его прихотью, в то время как посторонний человек вовсе не обязан так реагировать.

В школьном возрасте эффективным средством противодействия детскому капризу является серьезный разговор на равных, но естественно с уже успокоившимся малышом. Когда буря утихнет, разговор с ребенком необходимо начать ласково, рассказать ему об огорчившем вас поступке и выразить уверенность в том, что больше такого не повторится.

Ребенок должен понимать, что чем взрослее он становится, тем больше становятся его потребности, но в то же время у него появляется больше возможностей для их удовлетворения и самостоятельных решений. На этом этапе развития в ребенке необходимо воспитывать адекватность восприятия и сопоставления своих потребностей и возможностей.

Дети могут не уметь еще управлять ни своим возмущением, ни чувством вины, а потому родителям лучше отказаться от проявлений ярко выраженного недовольства и неодобрения после того, как капризное поведение закончится и ребенок успокоится. Вместо того чтобы вымещать на нем свои чувства, угрожать или упрекать, необходимо показа свою любовь к ребенку пусть и вопреки его неправоте.

Дельным является и совет запастись терпением, а порой и заручиться поддержкой психолога, чтобы помочь ребенку старше 6-7 лет отказаться от капризности.

Если ребенок капризничает перед сном

Для многих родителей остро стоит проблема укладывания ребенка спать, а возникнуть эта проблема может как на первых месяцах жизни, так и в более взрослом возрасте. Причиной «предсонного» беспокойства обычно оказываются:

  • колики — особенно на этапе заселения желудочно-кишечного тракта естественной микрофлорой, чтобы облегчить данный процесс кормить малыша исключительно грудным молоком рекомендуют до 4-6 месяцев;
  • прорезывание зубов — облегчить процесс могут успокаивающие гели и массирование десен специально предназначенным для того аксессуаром, предварительно охлажденным;
  • рахит — может быть причиной расстройств сна на первом году жизни, поскольку начальные стадии характеризуются повышением нервно-рефлекторной возбудимости, развивается беспокойство, пугливость, раздражительность и, соответственно, расстройства сна;
  • эмоциональные перегрузки — не стоит допускать чрезмерно возбуждающих психику занятий за несколько часов до сна (смотреть телевизор, играть в подвижные игры и т.п.);
  • увеличенные гланды и аденоиды — затрудняют дыхательный процесс и приводят к беспокойному сну.

Каждая из приведенных причин требует особого подхода к устранению, а в целом нормализовать сон позволит:

  • строгий режим и соблюдение распорядка дня и ночи;
  • тишина в спальне, однако постепенно необходимо обеспечивать малышу доступ к спокойным и уравновешенным звукам во время его сна — это может быть тихая беседа или отдаленный шум бытовой техники;
  • с течением месяцев малыша необходимо отучать от засыпания на руках матери, но читать сказку рекомендуют и до школьного возраста.

Если ребенок капризничает во время еды

Очевидными причинами капризов более взрослых детей оказываются вкусовые предпочтения и неинтересно оформленные блюда. Это легко поправимо при желании родителей поощрить аппетит малыша. Важно детальнее остановиться на причинах капризов грудного ребенка, поскольку в этом возрасте объяснить свое недовольство он не может, а грудное молоко остается едва ли ни единственным потребляемым им продуктом питания. Итак, причины капризов во время еды у грудного малыша:

  • простуда или прочее заболевание, затрудняющее дыхание носом — рекомендуется решить именно эту проблему, если кормлению препятствует заложенность носа;
  • избыточное количество молока у матери при грудном вскармливании — в этом случае молочная железа слишком напряжена и ребенку неудобно добывать из нее молоко или наоборот захлебываться его избытком; перед тем, как приложить малыша к груди, стоит ее осмотреть, и если грудь слишком набухшая, сцедить до более мягкого состояния.
  • недостаток молока, что необходимо исправлять прикормом;
  • колики — дискомфорт, мешающий не только нормальному сну, но и процессу питания;
  • непривычный вкус молока — может зависеть от изменений в рационе матери, нужно использовать новые продукты в рационе постепенно, вводя их по одному и отслеживая реакцию ребенка на изменения.

Если ребенок капризничает из-за развлечений

Детские прихоти касательно их досуга не должны быть поводом для поощрения. Предлогом для изменений настроения и поведения могут быть:

  • желание нового развлечения, обычно приобретения какой-либо игрушки;
  • недовольство общепринятыми правилами;
  • желание продлить развлечение больше обычного;
  • желание (или нежелание) коммуницировать с тем или иным человеком в ходе игры;
  • прочее.

Все поводы для каприза сложно перечислить, однако каждый из них должен оцениваться родителем соответственно конкретным обстоятельствам и решение о том, может быть удовлетворено желание (а не каприз) малыша, принимается без оговорки. Любой отказ и свою точку зрения взрослый может донести ребенку посредством рассудительной беседы или переключения его внимания на другой объект.

Что делать, когда ребенок капризничает?

Можно придерживаться той точки зрения, что ребенок перерастет возраст капризов. Можно полагать, что его нервная система дороже и потаканием сокращать длительность переживаний. Однако наиболее верным алгоритмом действий являются подобные ниже приведенным:

  • не реагировать на крики и плач ребенка — как бы сложно это не было, но необходимо сохранять спокойствие и некое безразличие;
  • оставить малыша наедине с самим собой, что тут же лишает маленького манипулятора возможности производить впечатление, он успокоится уже лишь от того, что не увидит сокрушающегося над его действиями родителя;
  • не кричать на ребенка, не переходить на его же методы — в противовес происходящему нужно соблюдать все ту же выдержку и хладнокровие, возобладать над своими эмоциями;
  • придерживаться своей изначальной точки зрения и объяснять ее спокойным тоном ребенку — «нет» означает «нет», а необходимость послушаться родителя должна быть выполнена;
  • аргументируйте свою точку зрения — пресекайте детские капризы не словами «Так нужно и точка!», а основательным объяснением своей правоты и демонстрацией уважения, однако несогласия с мнением малыша;
  • уделяйте ребенку внимание и демонстрируйте любовь — речь идет не об удовлетворении любой его прихоти, а о родительском объятии и напористых словах любви вопреки отказу в желании;
  • не балуйте и не перебарщивайте с опекой — с малых лет закладывайте в основу детской личности самостоятельность и ответственность.

Детская капризность как следствие неправильного воспитания

Наиболее распространенными типами нарушения воспитания детей, что приводит к возникновению капризности, являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Крайне неблагоприятным для детской психики является попеременное сочетание обоих из них (когда один родитель разрешает все, а другой запрещает).

Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не понимает запретов и любой из них вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.

Гипопротекция, то есть постоянные запреты приводят к тому, что изначально ребенок пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать сильнейший психологический комфорт и буквальное желание выйти за рамки, восстать против привычного. Таким образом, уже с другой стороны, но развивается все тот же протест, капризное поведение, которое еще больше раздражает родителей, которые в свою очередь обычно продолжают запрещать, на этот раз капризы. Этот замкнутый круг может длиться годами, существенно коверкая психику ребенка.

Не менее опасной почвой для развития детской капризности является внутрисемейная дисгармония. Конфликты между матерью и отцом, женой и свекровью и т.п. не остаются незамеченными детьми. Ощутив и влившись в таким образом построенные семейные отношения, ребенок начинает использовать членов своей семьи удобным для себя образом. На первый взгляд может показаться странным, что маленький человек быстро ориентируется, что и как можно обыграть на пользу себе, однако разрозненность во взрослых отношениях на практике остается популярным объектом для манипуляций со стороны малыша.

В данном случае крайне необходимо работать над эмоциональной атмосферой в семье, не исключены консультации психотерапевтов.

В данном возрасте большинство детских истерик весьма предсказуемы, а потому и могут быть предотвратимы. Чаще всего капризы возникают на фоне переутомления, в некомфортной обстановке, если у ребенка неудобная одежда или он плохо себя чувствует. Наилучшим способом решить данную проблему, конечно же, является ее недопущение.

Ссылка на основную публикацию