Ребенок на 5 месяце жизни

Развитие ребенка в 5 месяцев

В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 месяцев?

Физиологические изменения

  • Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
  • Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
  • У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
  • Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
  • Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.

Гипертонус, присущий новорожденным, к 5-месячному возрасту обычно полностью проходит.

Физическое развитие

За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

Среднее значение в 5 месяцев

Окружность грудной клетки

Что малыш умеет?

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно развивается и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О.Н. Тепляковой — эксперта по интеллектуальному развитию.

Занятия для развития

  • Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.
  • Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.
  • Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.
  • Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.
  • Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.
  • Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
  • Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.
  • Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.
  • Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.
  • Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.
  • Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.
  • Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.
  • Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.
  • Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.
  • На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.

При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова — ведущего врача и массажиста России.

В первый период бодрствования 5-месячного ребенка выполняются привычные уже ребенку гигиенические процедуры. Лицо крохи умывается, глазки протираются, а носик и уши очищаются по мере необходимости. Кроме того, младенцу нужно регулярно состригать ноготки, так как они быстро отрастают.

В 5-месячном возрасте ребенку продолжают делать ежедневные гимнастические упражнения и массаж. Купать малыша также следует каждый день, тем более что малютке такие вечерние процедуры очень нравятся.

Кроха пяти месяцев бодрствует около 2 часов после каждого сна, спит трижды в день общей длительностью до 5 часов и около 10 часов ночью. Многие 5-месячные дети перестают просыпаться в ночное время для кормлений.

Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

Количество продуктов прикорма для деток на искусственном вскармливании и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

Обычный день

С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:

Пробуждение для первого кормления (грудное молоко или смесь), гигиенические процедуры.

Развитие ребенка в 5 месяца

Физическое и психическое развитие

На пятом месяце жизни ваш карапуз становиться очень подвижным. Он не только изучает окружающий его мир, но и себя. Все без исключения предметы привлекают внимание малыша, но просто смотреть не интересно — нужно попробовать, поэтому он все тянет в ротик. И никакой лени! Вы можете гордиться целеустремленностью вашего малыша!

Вес ребенка на 5 месяце жизни увеличивается в среднем на 650-700 г, то есть каждую неделю малыш набирает около 150 г. За этот месяц его вес удвоится в два раза, если сравнивать с весом при рождении. Если при рождении ребенок весил около 3кг, то увеличение массы вдвое может произойти уже в 4 месяца. Но, если ваш малыш родился с большой массой тела (около 4-4,5кг), то увеличение его веса вдвое следует ожидать немного позже — 5,5-6 месяцев.

С каждым месяцем рост маленького человечка постепенно замедляется. И так, к пятому месяцу ребенок вырастает на 13-15 см. У каждого малыша есть индивидуальная программа роста и развития. Одни дети растут быстро, периодично ускоряют темпы, но со временем эти темпы замедляются. Мы взрослые тоже разные — худые, толстые, высокие, низкие. Поэтому оставьте приоритеты оценки правильного развития вашего малыша, то есть, хорошо ли ребенок набирает вес и рост, вашему педиатру, потому что это компетенция специалистов.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли кормить ребенка грудью если у мамы температура

Размер «родничка» на головке с каждым месяцем уменьшается, не забывайте, что за ним нужно ухаживать и держать в чистоте.

В этот период все части тела малыша становятся очень гибкими. Одним из любимых упражнений малыша становится «аэроплан» — лежа на животике, карапуз поднимает и тянет головку вверх, ручки разводит в стороны и поднимает вверх ножки, при этом спинка становится ровной или немножко выгибается внутрь. Если вы увидели такую картину, знайте: малыш самостоятельно тренируется. Это прекрасное упражнение, которое укрепляет мышцы шеи и спины. В прошлом месяце малыш изучал свои ножки, разглядывая их, теперь он тянет пальчики ножек себе в ротик и для карапуза это обычное занятие такое интересное и легко выполнимое. Жаль, что нам, взрослым, это не под силу.

Еще одно любимое упражнение ребеночка — «мостик» — упираясь головкой и ступнями ног в опору, он поднимает таз и туловище, и таким образом выгибается в дугу. Не волнуйтесь — это тоже своеобразная гимнастика.

Будьте внимательны — малыш стал лучше переворачиваться с животика на спинку и наоборот. Поэтому, одевая ребенка на прогулку, кладите его перпендикулярно к краю стола или дивана, что бы он не упал, к примеру, когда вы отворачиваетесь на пару секунд, чтобы взять одежду. Именно в этом возрасте детки очень часто получают травмы от ударов во время падения.

Ребенок передвигается по поверхности (диван, манеж, стол, коляска и т. д.) на много лучше, чем в прошлом месяце, при этом его движения совершенствуются. Он настойчиво преодолевает сантиметр за сантиметром с помощью ручек, коленок и стопочек. Обратите на это внимание и не оставляйте малыша в небезопасном относительно падения месте.

Предложив карапузу яркую игрушку с интересным звучанием, вы увидеть — он схватит ее ручками, и будет крепко держать. Если это будет погремушка, то ее звучание вызовет у ребеночка большой интерес. Малыш внимательно изучает данную вами игрушку, рассматривает ее и тут же тянет ее в ротик. Не мешайте этому (если, конечно, у игрушки нет токсичной окраски и острых сторон или углов.)! Таким образом, происходит процесс познания окружающего мира. Одним из самых любимых занятий пятимесячного малыша становится смоктание одеяла, когда вы так стараетесь его укрыть.

В этот период жизнь маленького ребеночка становится очень насыщенной. Период бодрствования после сна увеличивается, поэтому у него есть больше времени для усовершенствования своих движений и знакомства с окружающим миром. Он может долго «разговаривать» на «своем» языке, изучать все ручками, ротиком, глазками, касаниями, различать запахи. Малыш рано просыпается, поэтому уже в 7 часов (а может быть и раньше) он хочет играться, в отличие от вас. Поэтому положите ему в кроватку несколько ярких мягких игрушек — проснувшись утром, малыш поиграется игрушками, а вы сможете немного дольше поспать.

Коляска становится самым любимым средством передвижения малыша. При этом он хочет кататься сидя. Ведь вокруг столько интересного можно увидеть: цветочки, собачки, котики, большие машины, деревья, дома и все то, что вы предложите. Поэтому, старайтесь показывать вашему малышу, что-то новое, интересное. В награду получите счастливую улыбку!

Следует заметить, что на пятом месяце положение сидя есть не желательным для ребенка, особенно если вы заметите, что спинка при этом не ровная, а круглая (выгибается дугой). Но, учитывая желание ребенка все увидеть, можете обеспечить ему полу сидячее положение.

Самым любимым делом малыша становиться общение. Он с таким удовольствием пищит, аукает, складывая губки в трубочку, или вытягивает их в улыбку. Все делается для того, чтобы послушать себя или привлечь ваше внимание. Но самое большое удовольствие малыш получает от общения с вами. Именно теперь вы почувствуете как «ноет» ваша спина от общения с вашим карапузом, когда он хочет видеть мир только с ваших рук. Поэтому желательно приобщать к этим занятиям папу, дедушку, бабушку.

Звуки, которые издает ребенок, не совершенны, в их формировании не берут участие язычок и губки. Если малыш поет «свою» песню, она, как правило, заканчивается на высоких нотах. Любимой игрой остается «развлечение» с вами, когда вы повторяете «его» песню — этот процесс стимулирует к продолжению «беседы». Очень часто слог «да» становится самым любимым в этой «песне» и получается цепочка да-да-да-да… Конечно, малыш произносит их неосознанно, но со временем, ему будет легче произносить эти слоги в новых словах.

В этом возрасте ребенок уже умеет не только фиксировать свой взгляд на предмете, который вы ему показали, но и поворачивать головку и следить за его перемещениями взглядом. Если раньше у ребенка наблюдалось косоглазие, то в этом месяце оно должно исчезнуть. Если вы уверенны, что малыш продолжает «косить» глазками, сообщите об этом вашему педиатру и обязательно проконсультируйтесь у детского окулиста. Мышцы, которые отвечают за движение глаз, можно тренировать и усовершенствовать с помощью ежедневных простых упражнений, повторяя их несколько раз в день. Для этого разместите перед глазками малыша какой-то блестящий предмет на расстоянии 35-40 см и перемещайте его вправо, влево, вверх, вниз. Конечно, вашему сыночку или доченьке такое занятие очень быстро может надоесть, поэтому повторите это тренировочное упражнение несколько позже.

Слух малыша улучшается. Теперь он четко знает направление звука, от куда он поступает. Реакция на услышанный звук у малыша разная: он может смеяться, плакать, содрогаться или вскрикивать. Но самым любимым звуком остается человеческий голос и особенно — ваш! Постоянно разговаривайте с вашим малышом. Называйте ему все предметы, озвучивайте все ваши действия, рассказывайте коротенькие сказки и стишки, пойте песенки.

Вы можете проверить, хорошо ли слышит ваш малыш. Для этого нужно чтобы в комнате была полная тишина. Отойдите от ребенка на 5,5-6 метров и сделайте хлопок ладошками или не очень громким голосом скажите что-нибудь, например, назовите малыша по имени. Когда ребеночек услышит звук, он не только повернет голову в вашу сторону, но постарается найти вас глазками. А теперь сделайте тоже самое, но с противоположной стороны. По окончании упражнения вы можете констатировать, что левое и правое ушко малыша слышат хорошо. Помните: проводить этот тест лучше всего в активный период дня, когда у ребенка хорошее настроение и он спокоен.

Если вы подозреваете, что со слухом малыша не все в порядке, он ослаблен, срочно обратитесь к детскому лор-врачу.

Карапуз очень внимательно вас изучает. Сначала ваши глаза (он следит за их движениями), затем нос, рот, руки и, конечно, же, вашу одежду. Он запоминает все черты вашего лица и для него формируется образ самого дорогого человека в мире — мамы! Если малыш обнаружит ваш халатик или кофточку на другом человеке, будь это бабушка или совсем не знакомая тетя, ему трудно будет понять такое «перевоплощение».

В этом месяце дети уже умеют четко различать «своих» и «чужих». Если ребенок живете с бабушкой и дедушкой в одном доме, то он привыкает к ним, и будет относиться, как к своим родным — маме и папе. Но если же бабушка и дедушка не частые гости в вашем доме, в силу определенных обстоятельств (например, живут в другом городе, и нет возможности часто видеться), малыш занесет их в категорию «незнакомцев» и будет обеспокоено реагировать на их появление. Возможно гостям будет не понятно такое поведение внука или внучки, но вы, для того чтобы успокоить малыша не оставляйте его одного с «незнакомцем».

Посадите ребенка в рюкзачок и берите его с собой по делам (исключением являются места, где много людей – рынки, магазины), знакомьте малыша с окружающим миром и новыми людьми. Кстати, прогулка в рюкзачке не должна превышать более двух часов. У него будет прекрасная возможность увидеть новых людей, понаблюдать за процессом вашего общения, а вы получите много комплиментов относительно маленького создания, похожего именно на вас. Поверьте, для малыша такая прогулка станет настоящим праздником!

«Ой, кто это на меня смотрит?» — подумает малыш, увидев свое отражение в зеркале. Он берет в ручки маленькое зеркальце, обследует его всеми возможными способами, а, увидев, свое отражение замирает на минуту и с интересом его рассматривает, не понимая, кто на него смотрит. Дело в том, что малыш пока не воспринимает «свое» отражение в зеркале, но он получает много впечатлений и в следующий раз постарается рассмотреть свое отражение лучше.

В этот период большое значение имеет правильный подбор игрушек. Купите для малыша кольца разных цветов и размеров, всевозможные погремушки, игрушки, изготовленные из резины. Самыми удобными в использовании остаются пластмассовые и резиновые игрушки, которые легко моются. Для того чтобы ребенок мог дотянуться до игрушки, размещайте ее на расстоянии вытянутой руки, тем самым стимулируйте его желание к ползанию.

Ваш малыш заметно подрос. Каждый день вы с удовольствием наблюдаете за его новыми достижениями, как ребеночек старается ко всему дотянуться, все рассмотреть, попробовать, произнести. Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально комфортной, свободной и не ограничивала его движения.

Иногда малыш очень активно двигается и это может стать причиной появления раздражений на тех участках кожи, где она наиболее поддается трению. При этом могут появляться красные пятнышка на спинке, головке и ножках. Там, где находиться наиболее количество потовых желез (под ручками, головка, участки шеи) может появится «потничка» или маленькие красные (розовые) высыпания. Не нужно паниковать по этому поводу. Просто старайтесь придерживаться таких рекомендаций:

  • старайтесь оставлять на ребенке минимум одежды;
  • проверьте, нет ли на ползунках и рубашечке жестких швов, которые могли бы вызвать раздражение;
  • старайтесь не оставлять малыша в подгузнике более чем на 3 часа;
  • убедитесь, что кроватка малыша удобная, простынь мягкая;
  • не злоупотребляйте клеенкой под простыней в кроватке;
  • купайте малыша каждый день несколько раз. Летом можно купать даже три раза в день. Но не забывайте — мыло сушит кожу, поэтому его разрешается использовать 1-2 раза в неделю, 3-4 раза в неделю вы купаете малыша в отварах трав ромашки, череды, сена, хвои, шалфея (в соответствии с назначением врача);
  • после купания ребеночка нужно хорошо вытереть, посушить все складочки и обработать все раздраженные участки детской присыпкой, смягчающим детским маслом или кремом.

Родители пятимесячного ребенка могут заметить, с каким интересом их карапуз изучает свои половые органы. Большинство из вас реагирует на это очень беспокойно. И зря! Потому что половые губы и член это такая же часть тела ребенка как ножка, ручка, ротик. Ребеночек просто изучает еще одну часть своего тела, и она очень интересна для ручек и глазок малыша. Не беспокойтесь, что это «грязно» или «аморально», лучше используйте момент и назовите ему все части тела, которые изучаются. Вы успокоитесь, а малыш, слушая ваш спокойный голос, перейдет к другому занятию.

Навыки и достижения

  • ребенок набирает в весе 650-700 гр. за месяц, или по 150 г каждую неделю. Вес ребенка, по сравнению, с тем который был при рождении, увеличивается вдвое;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 5-й месяц) ребенок вырастает на 13-15 см.
  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.
  • кроха выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, е, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги;
  • находясь в новом помещении, рассматривает новую обстановку, оглядывается;
  • малыш глядя в зеркало, может отличить себя от других людей;
  • проявляет интерес к разным предметам, хочет их хватать, держать, трясти, и, обязательно, «пробовать» на вкус;
  • ребенку нравиться наблюдать за предметом, который падает с высоты;
  • стремиться имитировать движения, которые видит и звуки, которые слышит;
  • радость подтверждает эмоциями – визжит, смеется, гукает, пищит.
  • ребенку нравиться играться во время еды и повторять мимику взрослых;
  • гукает и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру;
  • малыш возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку;
  • хорошо знает родителей, к чужим людям относится с недоверием, особенно к женщинам.
Рекомендуем прочесть:  Бежевые выделения 13 неделя

Режим дня малыша на пятом месяце должен быть в следующей последовательности: сон — кормление — активный период — сон и т.д.

Период бодрствования малыша после каждого кормления составляет около 2 часов, перед ночным сном этот период можно сократить до одного часа.

Режим дня ребенка относительно дневного сна не изменился. Он по-прежнему спит один раз утром после завтрака и два раза после обеда. Ночной сон малыша становиться более длительным (10-11 часов), глубоким и беспрерывным. Укладывать спать ребенка лучше в соответствии с его биоритмами, стараясь придерживаться режима дня.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21°С. Комнату, как и раньше, проветривайте 4-5 раз в день, с использованием сквозного проветривания. Летом необходимо постоянно держать открытой форточку.

Прогулки с ребенком проводите два раза в день при температуре воздуха от +30°С до -10°С. Во время прогулок ребенок должен быть защищен от ветра. Летом длительность прогулок составляет 2-2,5 часа, а зимой — по 2 часа. Для малыша очень полезен сон на свежем воздухе.

Малышу необходимо, чтобы родители с ним были внимательными, ласковыми, много и долго с ним разговаривали (при этом слова нужно называть правильно), пели песенку. Некоторым деткам, нравиться слушать спокойную негромкую музыку — колыбельные, детские песенки. Мелодия должна быть легкой. Рассказывайте вашему малышу детские стишки и сказки, а также старайтесь озвучивать все ваши действия (во время кормления, купания, одевания) — малыш почувствует вашу заботу и внимание.

Старайтесь с пользой для ребенка проводить то время, когда он не спит. Делайте массаж, гимнастику, упражнения, которые стимулируют к ползанию, учите малыша переворачиваться. Берите вашего карапуза на руки, когда нужно его покормить, или для занятий массажем и гимнастикой. Конечно, если ребенок плачет, постарайтесь не только установить, но и устранить причину, которая его расстроила. Но, если малыш не голоден, не уписался, он здоров и не хочет пить или спать, значит это обычные капризы, уступать которым не рекомендуется.

Купать ребеночка нужно каждый день, лучше всего вечером. Температура воды 36°С, длительность ванны 7-8 минут. После купания малыша облейте водой прохладней на один градус — 35°С. Затем тщательно высушите тельце пеленкой, при этом обращайте внимание на состояние складочек на коже.

Кроме гигиеничных ванн, каждое утро, проводите туалет носика, глазок, ушек. Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

В этом возрасте расширяется комплекс массажа и гимнастики, которые чередуются с воздушными ваннами и водными обтираниями. В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  • движения руками с обниманием тела;
  • мгибание и разгибание ног вместе;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку

Если ребенок находиться на искусственном вскармливании, то на пятом месяце при необходимости можно вводить в дневной рацион малыша первый прикорм (если на четвертом месяце вы не вводили в меню малыша фруктовый сок или фруктовое пюре). Для этого проконсультируйтесь с вашим педиатром, пусть он определит степень развития малыша (физические показания — вес, рост ребенка) и порекомендует, как правильно выбрать первый прикорм для вашего ребенка. В возрасте пяти месяцев первым прикормом может быть каша или овощное пюре. Если вы в прошлом месяце ввели соки в рацион ребенка, то в пятом месяце этот ассортимент можно расширить (при обязательном условии — нормальная реакция организма ребенка на новый продукт). Хотелось бы заметить, что соки не являются продуктом докорма или прикорма ребенка — это корректирующие добавки, которые вводятся в рацион малыша с целью обеспечить организм ребенка необходимым набором витаминов и минеральных веществ, потребность в которых для детского организма увеличивается с каждым месяцем.

Питание ребенка

Часы кормления для ребенка до введения прикорма следующие: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30. Ребенок кушает 6 раз в сутки через 3-3,5 часа (все зависит от аппетита малыша), период между кормлениями ночью около 6-6,5 часов. То есть режим питания малыша такой же, как в прошлом месяце.

Если вы уже ввели в дневной рацион малыша прикорм, то время кормлений изменится следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. То есть ребенок будет кушать пять раз в сутки и ночной интервал между кормлениями увеличиться до 8 часов. Первое кормление будет сразу после сна.

Примерная схема вскармливания ребенка на пятом месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Пятый месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Голова и тело младенца уже стали очень крепкими.

У него развивается значительная мышечная активность.

Такое развитие общей подвижности сопровождается параллельным развитием тонкой моторики: малыш использует мелкие мышцы рук, чтобы совершать точные движения; он дотягивается до небольших предметов, берет их в руки и играет с ними. Постепенно он учится перекладывать предметы из одной руки в другую, стучать предметами по столу, брать в руки и одновременно удерживать два предмета.

Ритм ребенка

Ночной сон постепенно становится все более долгим: младенец уже спит по восемь-девять часов подряд. Его режим сна устанавливается, причем это касается и дневного, и ночного сна. Теперь у него легко заметить признаки усталости. Вот почему в этот период уже можно создавать особый ритуал укладывания в постель.

Если вы кормите грудью, малыш привыкает к более размеренному ритму долгих и «основательных» кормлений (ваше молоко приспосабливается к переменам его аппетита и потребностей). При искусственном вскармливании ребенок ест еще более регулярно: в этом возрасте ему нужно в день четыре бутылочки по 210 мл (смеси второго типа). Его ритм соответствует ритму жизни взрослых (завтрак, обед, полдник, ужин). Хотя ребенок уже может самостоятельно держать в руках бутылочку, пользуйтесь временем кормления, чтобы подержать его на руках и приласкать!

Его органы чувств

Ваш малыш поворачивается к тому, кто с ним разговаривает. Он обожает смотреть на движения губ говорящего и пытается имитировать изменения интонации собеседника. Он также учится произносить согласные, такие как «м» и «б». Пятимесячный малыш уже способен понять, когда его называют по имени. Он наслаждается звуком речи, особенно если слышит нежные и мягкие слова. Он уже очень хорошо распознает интонации и может понять, когда родители чем-то недовольны. Он быстро поворачивает голову по направлению к источнику нового, заинтересовавшего его шума. Однако его пугают резкие и незнакомые звуки.

Ваш ребенок уже может разворачиваться и следить взглядом за предметом или человеком. Он начинает различать тонкие оттенки пастельных тонов, а не только яркие цвета. Он лучше видит очень маленькие предметы, следит за всем, что движется. Теперь он даже может узнать предмет, который он видит лишь частично: вот основа для игр в прятки!

Младенец начинает связывать внешний вид и ощущения: полотенце мягкое, папина борода колется, перышко нежно щекочет и т. п.

Когда малыш бодрствует

Малыш исполняет целые слоговые рулады. Он научается менять громкость произносимых звуков и их долготу.

Здоровье ребенка

Пятый месяц: посещение участкового педиатра

Как и всегда, врач проверяет физиологическое состояние ребенка: его общее психическое и физическое состояние, его развитие, состояние его иммунной системы и его размеры. Средний рост пятимесячного младенца — 64см, вес — порядка 6,7 кг, окружность черепа — 42 см.

Если вы действовали согласно традиционному расписанию прививок, пришло время сделать небольшой перерыв в прививках.

В таком возрасте запоры чаще всего связаны с нарушением функций двигательной сферы и с нервно-эмоциональными расстройствами. Если у вашего малыша возникла такая проблема, к ней следует отнестись со всей серьезностью, и как можно быстрее начать лечение.

Аллопатическая медицина порой оказывается безоружной в вопросе запоров у новорожденных: предлагается лечить запоры водой, богатой магнием, или, если они не проходят, использовать суппозитории с глицерином для извлечения кала. Будьте внимательны при применении второго средства: если организм малыша привыкнет к тому, что за него регулярно выполняют его работу, то анальная и ректальная моторика может не развиться, что помешает правильному формированию рефлексов и способно даже оказать отрицательное влияние на представления, которые возникают у ребенка в процессе его приучения к туалету.

Таким образом, суппозитории следует использовать редко, в качестве экстренного средства против непроходимости кишечника и лишь в том случае, если запор длится несколько дней: суппозитории нужно применять дополнительно к мягким естественным средствам, которые подчас способны быстро исправить ситуацию.

Естественные средства против запора

  • Запор, сопровождающийся болями в животе: «Магнезиум фосфорикум 9 СН».
  • Болезненные трещины в районе анального отверстия: «Ни-трикум ацидум 9 СН».
  • Слизистые, мягкие, плохо выходящие каловые массы +/ -трещины: «Алюмина 9 СН».
  • Мелкие, сухие испражнения, собирающиеся в прямой кишке: «Бриония 9 СН».
  • Крупные, твердые испражнения: «Калькареа карбоника 9 СН».
  • Спазмы и гиперчувствительность: добавьте «Игнация 15 СН».

Следует регулярно давать малышу пробиотики.

Острый гастроэнтерит (ОГЭ)

В большинстве случаев его вызывает вирусная и/или бактериальная инфекция, которая очень быстро может поставить вопрос о жизненном прогнозе младенца, в особенности в первые полгода (или даже в первый год) его жизни.

Прежде всего следует бороться с обезвоживанием, вызванным диареей и/или рвотой. Для этого на несколько часов прекратите давать ребенку любые молочные продукты (кроме грудного молока, если вы кормите грудью: оно очень легко усваивается). В аптеке можно купить раствор для регидратации: его следует давать ребенку постоянно, в очень небольших количествах (к примеру, по 1-2 мл каждые 5-10 минут).

Если состояние малыша ухудшается или если вы все же хотите обратиться к врачу, вам также пропишут спазмолитические/противорвотные препараты (к примеру, «Мотилиум»), кишечный антисептик (типа «Эрцефурил»®) и средство против диареи (такое, как «Тиорфан» для новорожденных или для детей). Если состояние ребенка не улучшится или даже ухудшится, нужно сделать анализ кала.

Естественные средства против ОГЭ

Средства от диареи:

  • При отсутствии рвоты и жара: «Ноголистик щитовидный 15 СН».
  • При болях в животе, которые можно облегчить надавливанием: «Колоцинтис 9 СН»; при боли по типу колик, усиливающейся при надавливании: «Купрум металликум 9 СН».
  • Если у ребенка обильные газы, добавляйте «Карбо веге-табилис 7 СН»; и/или значительное утомление: «Хина рубра 9 СН».
  • При жаре добавляйте «Арсеникум альбум 15 СН».

Средства от рвоты:

  • Независимо от наличия/ отсутствия диареи, если нет жара: «Рвотный орех 9 СН».
  • Если язык чистый, а в рвоте много слизи: «Ипека 9 СН».
  • В рвоте много непереваренной пищи: «Антимониум кру-дум 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого выбранного препарата раз в полчаса. Принимать все реже и отменять по мере улучшения состояния ребенка.

  • Сухой экстракт корицы, обладающей мощным противоинфекционным действием и способствующей пищеварению: в капсулах пс 300 мг, по 1/2 содержимого капсулы на каждые 10 кг веса в день;
  • +/ — 2 кофейные ложки водного экстракта мелиссы.

Растворить в 200 мл воды вместе с 1 капсулой пробиотика и 1 пакетиком средства для регидратации. Можно также добавить 4-5 столовых ложек воды, настоянной на зеленой глине.

Маленький исследователь

Это время, когда ребенок пытается ползти. Одни это делают, лежа на спине и отталкиваясь ногами. Другие — лежа на животе и отталкиваясь локтями. Для психологов не важно, как именно ребенок ползет. Важно то, что у него в принципе появляется мотивация к передвижению. В связи с новыми потребностями малыша вводим и новые игры.

Игра «Тянемся и ползем». Кладем ребенка на животик, ставим перед ним игрушку так, чтобы ему приходилось за ней тянуться. Если он не пытается ее достать, подвиньте поближе. Ваша задача — стимулировать малыша к тому, чтобы он приложил усилие и достал игрушку. После того как он это сделает, дайте ему с ней поиграть. Затем точно так же поставьте другую. Занятие может продлиться около пяти минут. Основной его смысл — в достижении цели. Ребенок получает новый опыт: «Я пытаюсь достать игрушку, и у меня это получается». Поэтому нужно обязательно давать крохе время насладиться своим достижением — потрогать, покрутить трофей.

Рекомендуем прочесть:  Что можно закапывать в нос при беременности

Не надо давать ребенку слишком много предметов сразу. Три игрушки — максимум. Никаких висячих гирлянд с большим количеством погремушек! Они бессмысленны, даже вредны. Избыток гасит мотивацию, информационное переутомление убивает желание вообще что-либо делать и узнавать.

Малыш уже научился хватать и бросать предметы. И еще в течение целого месяца это остается основным видом его деятельности. При этом он совершенствует несколько навыков: «Я протянул руку, глядя на предмет, схватил этот предмет и стал его изучать». Рассматривать и манипулировать предметом, конечно, интереснее всего в полусидячем положении — либо у мамы на руках, когда есть опора, либо в специальном кресле-качалке для младенцев. Это прекрасное приспособление, которое существенно облегчает жизнь мамы. Правда, помещать ребенка в кресло можно только на очень короткие промежутки времени — чтобы не перегрузить позвоночник. Как только видите, что кроха кряхтит и ему там не нравится, — немедленно доставайте его.

Игра «Ку-ку» может обрести новые формы. Возьмите игрушку, скажем, собачку. Накройте ее платком. «Где собачка?» Пусть малыш самостоятельно потянет платок и обнаружит под ним собачку. Проделайте то же самое с другим предметом. Вместе с ребенком радуйтесь его открытиям.

Занятия на развитие внимания. Способность следить за движущимися объектами разовьется немножко позже, но мы уже сейчас можем начать тренировку. Возьмите фонарик или лазерную указку. Сядьте рядом с ребенком, обратите его внимание на световое пятно и начинайте очень медленно двигать фонариком. Вы увидите, что глазки малыша движутся рывками — он то теряет лучик, то снова находит.

Есть еще одна замечательная игра, которую родители недооценивают. Это мыльные пузыри. У них масса достоинств. Во-первых, лопаясь, они не пугают ребенка громким хлопком. Во-вторых, они очень красиво переливаются. В-третьих, движутся медленно и плавно, так что их легко удержать в поле зрения.

У ребенка появляется новый способ извлечения звуков: он запихивает в рот пальцы и при этом пытается что-то произносить. Так происходит знакомство с собственным артикуляционным аппаратом. Подхватите это занятие: положите ладошку малыша на свои губы и подуйте или погудите, чтобы малыш почувствовал звуки на ощупь. У тех, кто делает такие упражнения регулярно, освоение речи идет намного быстрее.

На пятом месяце мы уже отчетливо слышим лепет ребенка. Это значит, что на смену отдельным звукам приходят повторяющиеся слоги. Самые легкие для произнесения — «ма» и «ба». Многие мамы радуются: «Он уже у меня говорит „мама» и даже „баба»». Очень хорошо, если вы поддерживаете лепет ребенка и повторяете за ним разные сочетания звуков. Но нужно понимать, что пока это еще не сознательное называние мамы или бабушки, и папе не стоит обижаться, что про него забыли. Это просто лепет.

К пяти месяцам появляется страх незнакомых людей. Раньше, если чужой человек подходил и улыбался, ребенок мог улыбнуться в ответ. Теперь при его появлении малыш замирает и может даже заплакать. Это абсолютно нормативный страх, он свидетельствует о том, что малыш нормально развивается и уже начал различать своих и чужих. Своими он считает тех людей, которые ежедневно за ним ухаживают. Понятно, что бабушки и дедушки, живущие отдельно, воспринимаются как посторонние — он давно забыл, что они навещали вас две недели назад. Поэтому не надо удивляться, если в очередной их приезд кроха откажется идти к бабушке на руки, начнет выкручиваться и капризничать. Не обижайтесь, а лучше порадуйтесь: «Ага! Он стал уже не таким доверчивым».

Мама: новый взгляд на жизнь

О чем чаще всего говорят мамы, если им в этот период приходится оказаться у психолога?

«Мне стало гораздо проще понимать свою маму и даже свою свекровь». Да, теперь женщина оценивает поступки своей мамы и поступки свекрови с позиции не девочки, не жены молодого человека, а с позиции матери. И становится намного понятнее, почему, к примеру, мама все время пытается контролировать свою взрослую дочь. А у некоторых улучшаются отношения со свекровью, особенно если родился мальчик. «Теперь я понимаю, почему моя свекровь с таким трудом меня приняла, — призналась мне одна молодая мама. — Даже страшно подумать о том, что и мой сын когда-то женится и уйдет от меня к какой-то женщине».

Теперь вы совсем другими глазами смотрите на мир, для вас важны совсем другие вещи. Поэтому я всегда советую мамам, которые строят какие-то планы еще во время беременности: отложите планирование до того момента, когда ребенку исполнится месяцев пять. Планировать будущее во время беременности и в первые три месяца после родов бессмысленно. Допустим, вы еще до родов решили, что выйдете на работу, когда ребенку исполнится полгода. У вас уже и няня есть. Но вот наступает назначенный срок, а вы больше не хотите никакой работы! У вас совершенно изменились приоритеты и карьера уже не кажется вам сверхценностью. Что ж, без всяких сомнений оставайтесь дома. Не надо упрямо следовать плану, который вы больше не считаете правильным. Никаких планов! Ребенок все равно их поломает.

«Я стала лучше относиться к чужим детям», — говорят мамы. «Почему?» — «Теперь я понимаю, что ребенок может плакать не только потому, что он плохо воспитан или мама за ним недостаточно присматривает. У него могут быть свои причины для того, чтобы заплакать, и мама в этом часто не виновата». Вы будете стараться наладить отношения в песочнице, даже если ваш ребенок в них не вовлечен. Просто эти отношения сейчас для вас очень значимы.

«С рождением ребенка я стала испытывать радость от того, что раньше терпеть не могла. Я с удовольствием сижу дома, вышиваю, раскладываю распашонки». Мне кажется, у этого явления есть две причины. Первая: когда рождается ребенок, мы пытаемся создать для него максимально комфортные условия. Эта потребность естественным образом возникает внутри матери. Поэтому, даже если раньше вы не любили готовить и украшать свой дом, сейчас вы начинаете это любить.

И вторая причина: к этому моменту вы сидите дома уже семь месяцев — два месяца декрета плюс пять месяцев с ребенком. Если бы в течение семи месяцев вы занимались тем, что вас выводит из равновесия, вы бы, наверное, сошли с ума. Но психика женщины очень гибкая, она подстраивается под существующие условия.

В связи с этим хочется обратиться к тем мамам, которые решительно настроены как можно скорее выйти на работу, а с малышом посадить папу. Мужчине сделать такой шаг намного тяжелее, его психика не рассчитана на подобные перестройки, и он вряд ли научится испытывать удовольствие, превратившись в домохозяйку.

Как договориться со свекровью?

Случай из практики: «Моя свекровь меня шокирует своей нечистоплотностью. Приходя к нам в гости, она прямо в пальто и в сапогах кидается в комнату к ребенку, берет его на руки. Дает ему пустышку с пола. Если я делаю ей замечание, она меня просто игнорирует. Просила мужа поговорить с ней, но он только злится. Я не хочу ограничивать общение ребенка с бабушкой. Но боюсь за малыша. Ведь она может и немытыми фруктами накормить, и не переодеть вовремя. Скажите, как повлиять на свекровь?»

В каждой семье формируется свое собственное понимание того, что хорошо и что плохо. Одни считают, что пеленки нужно стирать, кипятить и проглаживать, а другие убеждены, что достаточно их прополоскать и высушить. Кто-то кутает своих детей, а кто-то закаляет. В моей практике была история, когда одна бабушка приехала посидеть с внуком и у всех детских колготок отрезала пяточки, потому что считала, что дети должны ходить босиком. Точки зрения на воспитание у невестки и бабушки могут сильно различаться. Переубеждать друг друга — неблагодарное дело. Остается одно: научиться сосуществовать, не конфликтуя. И здесь самое время поговорить об особенностях донесения информации до собеседника.

Дело в том, что, слушая человека, мы сначала обращаем внимание на то, кто с нами говорит, затем — как он говорит, и только на третьем уровне воспринимается та информация, которую он нам сообщает. Понятно, что если невестка или сын будут учить бабушку санитарным нормам, до нее суть их послания вообще не дойдет. Для невестки всегда найдется ответ: «Я жизнь прожила, мужа твоего воспитала, и ты за него замуж вышла, значит, не все так плохо». Если сын попытается вступиться, ему будет сказано: «Ну, тебя-то я как-то вырастила. » У бабушки всегда найдутся аргументы, причем подкрепленные жизненным опытом. Поэтому, если вам нужно донести информацию до свекрови, попросите об этом какого-то другого, авторитетного для нее человека. Кто это будет, думайте сами.

В ситуации, приведенной в начале главы, я предложила маме попросить о помощи врача-педиатра, который приходил с патронажем. Тот согласился, и они разыграли небольшую сценку. Мама подняла с пола пустышку, дала ребенку, после чего врач строго выговорил «нерадивой мамаше», что делать так ни в коем случае нельзя, что количество микробов за последние 20 лет возросло в сотни раз. Все это происходило при свекрови, но — замечания были адресованы не ей, а невестке. И это были замечания из уст человека, к которому свекровь привыкла прислушиваться. Авторитет врачей в сознании старшего поколения очень велик. Наши усилия увенчались успехом, и впоследствии, приходя в гости, свекровь вела себя намного аккуратнее — снимала пальто, мыла руки и прочее. На нее произвели большое впечатление слова доктора о том, что за последние двадцать лет «количество микробов увеличилось в сотни раз».

Но бывает, что бабушка стоит на своем, и ничто не может ее поколебать. Если для вас очень важны те принципы, по которым возникли разногласия, попробуйте буквально следующее. Стойте с ребенком на руках и говорите ему: «Ой, как ты рад бабушке! Сейчас она разденется, помоет ручки, а потом возьмет тебя». То есть просто не давайте его бабушке, пока она не проделает необходимые гигиенические процедуры. Что тут важно? Вы обращаетесь не к свекрови, а к ребенку, не выражая ни тени сомнения в том, что свекровь и сама намерена все это сделать без ваших указаний. Главное — не переиграйте.

Вопрос: можно ли в спорах со свекровью обращаться к мужу за поддержкой? На мой взгляд, однозначно нельзя. Иначе вы поставите его перед выбором — либо принять вашу сторону, либо сторону матери. А он любит вас обеих.

За что отвечает папа?

Пока ваш малыш только делает первые попытки проползти несколько сантиметров. Но пройдет совсем немного времени, и он будет наматывать круги по всему дому. Так что пора папе убрать с пути будущего «ползунка» опасные предметы. В любой квартире их найдется огромное количество. На двери необходимо поставить специальные заглушки, чтобы они не захлопывались сами; все выдвижные ящики снабдить доводчиками; на нижних полках кухонных шкафов оставить только безопасные кастрюли и пластиковые контейнеры, с которыми ребенок сможет играть. Очень травмоопасны мелкие гвозди, которые торчат из плинтусов, пуговицы, шурупы и прочая мелочь, разбросанная по квартире. Особое внимание уделите шкафу под раковиной, где чаще всего хранится бытовая химия. Обычно это очень яркие коробки и флаконы, и можно не сомневаться, что они привлекут внимание малыша. Уберите их в безопасное место!

Что еще можно доверить папе в этот период? Мы уже говорили и про купание, и про массаж, и про разные игры. Все это по-прежнему важно и нужно.

Источники: http://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/5-mesyacev/http://www.baby.ru/blogs/post/88454365-84310735/http://www.sweli.ru/deti/do-goda/razvitie-rebenka/pyatyj-mesyats-zhizni-novorozhdennogo-rebenka-razvitie-ves-ukhod.html

Ссылка на основную публикацию