Занятия С Ребенком 3 Лет Развивающие Дома

Содержание

Занятия С Ребенком 3 Лет Развивающие Дома

Чему обучать ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет? Как построить занятия, какие навыки и умения развивать у малыша? Ничего ли вы не упустили в своей программе развития?

Ответить на эти вопросы вам поможет план развития детей в возрасте от 1,5 до 2 лет — быстрый список по всем направлениям развития и шпаргалка для мам!

Осень с детьми от 1,5 до 2 лет — развивающие игры и идеи для занятия.

С малышами от 1,5 до 2 лет тоже можно изучать осень. Если осенняя тема в играх вас интересует — то эта подборка идей для развивающих игр с детьми вас не оставит равнодушной.

Статья будет полезна как родителям, так и педагогам, работающим с малышами.

Как развивать ребенка в 2 года? План развития.

Ребенку исполнилось 2 года. Какие новые навыки и умения можно развивать у малыша? Как по-новому построить с ним развивающие игры и занятия?

Ответить на эти вопросы вам поможет план развития ребенка от 2 до 3 лет. В нем собраны самые актуальные игры и развивающие занятия, направленные на развитие логики, математики, рисования, творческих способностей, моторики, развитие речи, музыкальное и физическое развитие и многое другое.

Ответить на эти вопросы вам поможет план развития детей в возрасте от 1,5 до 2 лет — быстрый список по всем направлениям развития и шпаргалка для мам!

Развивающие занятия для детей от 1 года до 5 лет: чем занять ребенка дома?

В воспитании детей нельзя руководствоваться пословицей «что ни делается – к лучшему». Не всегда то, что сегодня приносило пользу для ребенка, остается таковым для него завтра. Случается такое потому, что формирование личности в детстве происходит очень быстро. Если взрослые хотят помочь в этом процессе, то развивающие занятия для детей должны соответствовать как минимум актуальным интересам. При хорошем же течении дел нужно ориентироваться на «зону ближайшего развития». Остается вопрос: как проводить развивающие занятия с ребенком дома? Ответ однозначный – ничего сложного нет, а терпение и труд взрослых всегда окупается.

Какие занятия развивают ребенка

В отличие от животных, человеческий ребенок рождается абсолютно беззащитным перед окружающим миром. За первый год своей жизни проходит определенные этапы развития и формирования сенсорных и моторно-двигательных систем.

Функции взрослых в этот период заключаются не только в уходе, обеспечении комфортной окружающей обстановки, но и в поддержке проявлений основных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Какие действия родителей будут способствовать развитию ребенка? Прежде всего те, которые отвечают потребностям крошки.

Взрослым следует держать в поле зрения формирование и развитие общих движений (амплитуда, частота, целенаправленность), а также не обходить вниманием движения рук и мелкую моторику пальцев. Потребуется помощь родных в формировании и развитии слуха, зрения, обоняния, мышления и общения, а также самообслуживания.

Поскольку зрение и слух окончательно формируются в первые месяцы жизни, попытки «рассматривания картинок» и слушания «хорошей классической музыки» не будут служить развивающим фактором, скорее наоборот – утомляющим. Наблюдение за взрослым (выражение лица, издаваемые звуки, положение в пространстве) и окружающей обстановкой является развивающим для младенца до двух месяцев.

Уже в три месяца малышу нужно активное общение (он хочет все потрогать, попробовать, испытать на прочность), пассивное наблюдение будет тормозить развитие. Для того чтобы организовать развивающие занятия для детей в домашних условиях, необходимо знать сенситивные периоды формирования способностей ребенка и их проявления. На основе этой информации можно грамотно организовать окружающую среду и взаимодействие с ней малыша.

Структура занятий в домашних условиях

Поскольку ведущей деятельностью, развивающей ребенка, является игра, то все занятия строятся на ее основе. Вот только игры бывают разные, и при организации занятий следует придерживаться определенной структуры (во избежание переутомления ребенка). Развивающие занятия для детей могут компоноваться из разных составляющих:

  1. Эмоциональная настройка на определенный вид деятельности.
  2. Пальчиковая гимнастика, игра-гимнастика на общую координацию движений.
  3. Наблюдение за объектами и явлениями, их изучение вместе со взрослым.
  4. Организация ритмичных движений (можно под детскую музыку), ведь ребенок развивается в движении, а культуре движения (и развития среднего уха) следует уделять пристальное внимание.
  5. Изученный материал всегда закрепляется через какую-либо изобразительную деятельность ( рисование, раскрашивание, лепка, вырезание, складывание, аппликация и т. д.).
  6. Массаж и самомассаж в сопровождении детских народных прибауток и потешек.
  7. Нормированная активная физическая деятельность на укрепление всех групп мышц (спортивные игры, полоса препятствий и т. д.).
  8. Дыхательная гимнастика и упражнения, способствующие развитию мозолистого тела мозга (перекрестные движения).
  9. Тематические сказки (желательно научиться читать сказку по ролям, с изменением голосов героев) или мультфильмы.
  10. Освоение навыков самообслуживания (требуют от взрослого «железного» терпения, требовательности и доброжелательности).
  11. В конце занятия приветствуется спокойная деятельность, не требующая напряженной физической активности: настольные игры, рукоделие, слушание музыки и т. д.

Различие между коррекционными и развивающими занятиями

Часто родители не дифференцируют разные виды организованной деятельности малышей, отличающиеся по целям, методам, использованию иллюстративного и стимулирующего материала. Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся в случаях наличия рекомендаций узкопрофильных специалистов и отличаются от остальных нацеленностью на компенсацию имеющихся дефектов развития ребенка (речевые, слуховые, зрительные, моторные, психические и т. д.).

Родителям следует иметь ввиду, что потребность малыша в коррекционных занятиях восполнить развивающими невозможно. В то же время замена развивающих на коррекционные занятия также отрицательно может сказаться на личностном развитии ребенка. Своевременное удовлетворение образовательных потребностей дошкольника является главным рычагом, подталкивающим формирование навыков и умений на качественно новый уровень.

Игрушки для развития ребенка

Предметы окружающего мира воздействуют на ребенка не хуже, чем деятельность взрослого. Поэтому игрушкам, способствующим развитию памяти, мышления, внимания, восприятия, речи должен отдаваться приоритет. Плюшевые зверушки, которыми так любят баловать дошкольников все без исключения, не являются «развивающими» по большому числу параметров. Да, с их помощью можно воспитать «страсть к накопительству» и иные стереотипы поведения, но развитию ребенка они практически не способствуют (за исключением использования их в театральной деятельности).

Какие игрушки следует использовать в развивающих занятиях для детей?

В возрасте от года до полутора лет малыши испытывают потребность в следующих вещах:

  1. Предметы для содействия формированию и развитию мелкой моторики и координации движений глаз-рука (мелки, трехгранные толстые карандаши, набор красок для рисования пальчиками и ладошками, листы бумаги разной фактуры).
  2. Наборы для конструирования (из разных материалов, разноцветные, большие и средние по величине – это кубики, строительные наборы, модули).
  3. Куклы и звери мягкие (среднего размера, поскольку больших моделей ребенок может испугаться).
  4. Шумовые и музыкальные игрушки (не автоматические в виде «нажми на кнопку – получишь результат», а издающие звук при определенном воздействии на них; это барабаны, деревянные колотушки, тамбурины, погремушки и т. д.).
  5. Составные игрушки из двух — трех частей.
  6. Большие модели транспортных средств, которые можно возить за собой на веревочке (иногда и прокатиться самому), и игрушки на колесиках.
  7. Каталки (для укрепления и развития моторно-двигательного аппарата).
  8. Книжки-малышки с толстыми страницами.

Развивающие игрушки для детей в полтора – два года:

  1. Актуальными остаются наборы для рисования. К ним добавляются краски и кисти, всевозможные наборы для шнуровки, нанизывания бусин, всевозможных манипуляций с молниями, пуговицами и другими видами замков.
  2. Пазлы (простые большие от 2 до 6 штук в наборе) и разрезные картинки (2-3 части).
  3. Игрушечная мебель и наборы предметов для ролевых игр («Парикмахерская», «Кухня», «Больница» и т. д.).
  4. Наборы для игр с сыпучими и жидкими материалами.
  5. Всевозможные каталки и самокаты приветствуются в использовании во время двигательной активности.

Для развивающих занятий для детей 2-3 лет можно использовать:

  1. Различные виды лото («Чей ребенок?», «Овощи», «Животные» и т. д.).
  2. Пазлы и разрезные картинки (из четырех частей).
  3. Детские ножницы.
  4. Кукольный театр и маскарадные костюмы.
  5. Кукла с одеждой для каждого сезона.
  6. Велосипед и разные приспособления для организации подвижных игр.

В возрасте от трех до пяти лет требования к развивающим игрушкам усложняются: детали становятся мельче, их количество увеличивается, большим становится объем информации, который требуется запомнить по условиям игры.

Рекомендуем прочесть:  На 37 неделе ребенок постоянно шевелится в животе

Как обогащать словарный запас ребенка

Каким бы маленьким ни казалось родителям чадо, разговаривать с ним нужно всегда как с взрослым человеком, можно немного более эмоционально окрашено. Изобретение нового, никому не понятного языка общения (в силу того, что ребенок испытывает трудности в произношении) категорически запрещено. Речь взрослого всегда является для малыша эталоном для подражания, поэтому не стоит удивляться, если в лексиконе дошкольника появляются слова-паразиты мамы или папы или нецензурные выражения людей старшего поколения.

Посредством подражания развивается пассивный словарный запас. Для того чтобы перевести его в актив, следует провести целенаправленную совместную работу. Как правило, темы развивающих занятий для детей выбираются с опорой на календарный принцип, т. е. соответствуют событиям, происходящим вокруг ребенка (времена года, природные явления, жизненные циклы животных и растений, праздничные даты, одежда по сезону, обувь и т. д.).

С каждым годом появляется больше слов, значение которых понимает ребенок и использует в собственной речи самостоятельно. Дошкольник излагает свои мысли и наблюдения при помощи сложноподчиненных предложений уже в пять лет. Однако для того, чтобы это произошло вовремя и безболезненно, взрослые должны взять на себя роль проводника, который объясняет, что откуда берется, или ищет ответы на вопросы вместе с малышом. Происходит такая работа в совместной деятельности, а это прогулки, чтение книг, просмотры мультфильмов и образовательных передач, выполнение повседневных обязанностей.

Программы всестороннего развития детей: в чем их различия

Гармоничное развитие ребенка — основная и нелегкая задача родителей. Возможно, поэтому общедоступными стали разнообразные авторские программы, претендующие на «универсальность, высокую продуктивность в обучении и воспитании», предлагающие («за небольшую плату») сделать из малыша вундеркинда. Наиболее рискованными в этом сегменте методических материалов являются проекты, разработанные на возраст от 1 до 7 лет. Многие родители попадают в такую «ценовую ловушку», покупая пособия с полной уверенностью, что для развития малыша они сделали все необходимое. Это не так.

Для развития ребенка прежде всего требуется разнообразие, причем во всем. Как бы ни хотелось взрослым, но все дошкольники отличаются и по скорости обучения, и по количеству повторений для запоминания, и по видам преобладающей памяти, и по способностям, наконец. Поэтому все универсальные программы развивающих занятий с детьми грешат качеством. Из них можно почерпнуть приемы подачи нового материала, разработки игр, иллюстративный материал, методы активации внимания детей, но планировать работу с ребенком должен взрослый с опорой на актуальное развитие, потребности малыша и зону его ближайшего развития.

С опорой на возрастные потребности дошкольника и формирование знаний, умений и навыков можно использовать при планировании занятий любые понравившиеся игры. В такой ситуации важно определиться: что пойдет ребенку на пользу.

Развитие малышей от года до двух

Если первые двенадцать месяцев ведущей деятельностью было эмоциональное общение, то следующий период знаменуется новым видом деятельности: предметно-орудийной. Ребенок учится обращаться с предметами обихода общественно признанными способами. В этот период происходит формирование и развитие наглядно-действенного (вижу — играю) мышления и экспрессивной речи. Соответственно, развивающие занятия для детей от 1 года состоят из игр с применением этих видов деятельности (манипуляция с предметами и правильное произношение простых слов).

Занятия с детьми двух-трех лет

В этот период совершенствуются двигательные умения детей, а также конструкторские и художественные способности. В речи используют простые предложения, но образное сравнение пока не доступно – понимают все буквально. Развивающие занятия для детей 2 лет строятся из игр разной подвижности, с соблюдением баланса физической и интеллектуальной нагрузки. Большую роль играет совместная с взрослым деятельность.

Развивающие занятия для детей 3 лет можно строить с учетом относительной самостоятельности малыша (происходит формирование «Я»-образа). Примерно с трех лет формируется сюжетно-ролевая игра. Появляется совместная деятельность со сверстниками. В изобразительной деятельности пропадают «каляки-маляки», ребенок запоминает и различает основные цвета (желтый, зеленый, красный, синий).

Методы работы с детьми четырех-пяти лет

Четвертый и пятый год жизни характеризуются претензией на самостоятельность во всем. Этот факт следует обязательно учитывать в планировании развивающих занятий для детей 4 лет. Что-то в деятельности малыша должно планироваться им самим, хотя контроль все еще остается за взрослым. Это основное отличие от планирования развивающих занятий для детей 3 лет.

На протяжении пятого года жизни ребенок осваивает словесно-логическое мышление, которое оттачивается до шести-семи лет. Дошкольник становится более ловким, выносливым, подвижным. Внимание, память и мышление развиваются особенно активно, что, в свою очередь, требует проведения соответствующих игр, наблюдений. Развивающие занятия для детей 5 лет включают в себя и элементы грамоты, и начала математических представлений. Совершенствуются возможности в изобразительной деятельности и моторно-двигательные возможности.

Счастливые родители – счастливые дети

Родители в основном интуитивно чувствуют, насколько соответствует та или иная игра актуальному развитию их малыша. В свою очередь, ребенок на том же уровне проявляет либо интерес, либо полную апатию по поводу предлагаемой деятельности. Эталоном для присвоения какого-либо поведения являются значимые взрослые: хотите, чтобы ребенок занимался спортом или самозабвенно играл на музыкальном инструменте, – покажите пример. Если родители интересуются научными достижениями — для детей это как само собой разумеющееся действие. Хотите, чтобы ребенок был счастлив, – будьте счастливы сами.

В отличие от животных, человеческий ребенок рождается абсолютно беззащитным перед окружающим миром. За первый год своей жизни проходит определенные этапы развития и формирования сенсорных и моторно-двигательных систем.

Развивающие занятия для детей 3 лет дома

Как только малыш достигает трехлетнего возраста, он во многом меняется. Зачастую детки в этом возрасте уже хорошо знают, чего они хотят и как добиться желаемого. Трехлетка – это уже настоящая личность со своими вкусами и предпочтениями. Но ребенок еще достаточно мал, чтобы совершенно не зависеть от родителей. Ему предстоит еще многому научиться. А помочь в этом могут взрослые.

Как и где организовать занятия с ребенком?

Большинство деток в 2-3 года уже начинают посещать детский сад. Здесь

Если ребенок не посещает детский сад, его развитием занимается мама или бабушка. В редких случаях нанимают квалифицированную няню. В любом случае рядом с малышом всегда находится взрослый, который не только следит за тем, чтобы ребенок был здоров и сыт, но и часто проводит занятия с ним.

Планировать развивающие занятия для детей 3-4 лет дома желательно в первой половине дня. В это время ребенок наиболее восприимчив к новой информации. Уроки должны вызывать интерес у ребенка. Если он отвлекается и не идет на контакт, занятия лучше перенести.

Вместе совсем нескучно

Выполнять простые задания желательно вместе с ребенком. Независимо от того, рисует малыш или собирает пазлы, необходимо делать это вместе с ним. Даже самое скучное занятие может превратиться в веселую игру, если взрослый будет делать все на одном уровне с ребенком.

Ребенка нужно постоянно хвалить. Даже если что-то не получается, он должен знать, что находится на правильном пути. Можно показывать готовую работу малыша родным и близким. Дополнительная похвала совсем не сделает из малыша зазнайку. А вот положительные эмоции и стремление к покорению новых вершин обеспечены.

Воображение – основа всех способностей

Незаурядный характер любого человека в огромной мере зависит от его творческих способностей. А основой любого творчества является воображение. Поэтому если

Родители должны быть внимательны к желаниям ребенка и его играм. Не стоит лишний раз одергивать малыша и советовать, как построить дом из конструктора. Малыш должен прийти к решению самостоятельно.

Многим родителям удавалось заметить, что ребенок интересуется нестандартными предметами. В карманах могут оказаться тюбики из-под зубной пасты, палки, подобранные на улице, или прищепки для белья. В это же время дорогие игрушки совсем не интересуют трехлетку. Это вполне нормально. Ребенок может играть с чем угодно. Основное, о чем должны позаботиться родители — это безопасность.

Развиваем моторику рук

Огромное внимание следует уделять развитию моторики детских ручек. Занятия с 3-летними детьми ускоряют умственное мышление и развитие речи. Ребенок становится

Начинать занятия с малышом следует с изучения руки. Ребенок должен знать, сколько пальцев на ней, как называется каждый отдельный пальчик. Для этого родители могут нарисовать небольшой плакат, на котором будет изображена ладонь. Каждый пальчик можно окрасить в свой цвет. Так ребенок сможет запомнить названия гораздо быстрее.

Прекрасно развивают моторику детских рук специальные тренажеры, которые можно изготовить самостоятельно. Это может быть небольшая картонка, обшитая тканью. На нее следует поместить шнурки и несколько видов застежек. Застёгивая кнопочки и пуговички, завязывая узелки, малыш будет развивать свои пальчики.

Уже с трёхлетнего возраста можно начинать подготавливать ребенка к письму. Для этого в продаже имеются специальные прописи для самых маленьких. Занятия нужно начинать с наиболее простых заданий. Пускай ребенок обводит кружочки и ставит палочки. Такие уроки помогут ему быстрее научиться правильно держать ручку.

Фантазируем и рисуем

Рисование способствует развитию воображения у малышей и также прекрасно

Начинать нужно с самого простого. Ребенок должен научиться рисовать предметы правильной формы – круг, квадрат, линию. Вместе с малышом можно нарисовать полянку, солнышко, домик. Первые рисунки лучше создавать вместе, чтобы малыш смог запомнить технику.

Немалой популярностью пользуются развивающие занятия для детей 3 лет с использованием пальчиковых красок. Для урока лучше использовать большой ватман. На огромном листе малыш в полной мере сможет проявить свою фантазию. Пальчиковые краски являются абсолютно безопасными для детского здоровья. Их можно использовать уже с самого раннего возраста. Не беда, если ребенок захочет попробовать понравившийся цвет на вкус.

Изучаем буквы

Научить малыша читать можно уже в трехлетнем возрасте. Чтение стимулирует

Рекомендуем прочесть:  Если Забеременеть Перед Месячными Когда Тест Покажет

Малыш должен ежедневно сталкиваться с буквами. Можно приобрести специальные пазлы с изображением алфавита. Не стоит также прятать от ребенка книги, боясь что он их испортит. Часть литературы, конечно, пострадает. Но ежедневно видя текст, ребенок сможет обучиться чтению гораздо быстрее.

Поможет быстрее выучить алфавит большой яркий плакат с изображением букв. Его следует повесить на самое видное место в детской комнате.

Изучаем английский с трехлеткой

Существует мнение, что в раннем возрасте малыши поддаются обучению иностранным языкам в наибольшей мере. В любом случае развивающие занятия для детей 3 лет, предполагающие изучение английского, не будут лишними. В этом случае ребенок сможет гораздо лучше воспринимать другие иностранные языки уже в школьном возрасте.

Занятия для детей 2-3 лет не должны быть навязчивыми. Начать процесс можно с просмотра мультиков на иностранном языке. Тем более что в раннем возрасте малыша мало интересует, на каком языке разговаривают герои. Чтение ярких книжек на английском также пойдет на пользу.

Иностранный язык можно учить также и на прогулке. Мама может рассказывать ребенку на иностранном, что она видит вокруг себя. Начинать лучше с наиболее простых слов.

Сегодня существует немало специальных мультфильмов, которые предназначены специально для изучения иностранного языка с маленьким ребенком. Огромной популярностью пользуется мультсериал «Даша-путешественница». Маленькая девочка в достаточно простой форме обучает малышей простым словам.

Физические занятия с малышом

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста имеет огромное значение.

Нельзя пренебрегать ежедневной прогулкой на свежем воздухе. Можно взять с собой мяч или воздушного змея. Развивающие занятия для детей 3 лет можно проводить в парке или на собственном дворе. На улице можно также заняться чтением, изучением английского или окружающей природы. Главное, чтобы прогулка не утомляла ребенка и вызывала у него большой интерес.

Начинать нужно с самого простого. Ребенок должен научиться рисовать предметы правильной формы – круг, квадрат, линию. Вместе с малышом можно нарисовать полянку, солнышко, домик. Первые рисунки лучше создавать вместе, чтобы малыш смог запомнить технику.

Занятия с ребенком 3 года дома развивающие

Трехлетний ребенок уже сильно отличается от того малыша, которым он был еще год назад. Он стремится к самостоятельности, обладает многочисленными навыками, имеет представление о многих понятиях, активно пополняет своей речевой запас. Благодаря этому с ним уже можно общаться, задавать вопросы и получать ответы.

В этом возрасте очень важно регулярно с ним заниматься для активного изучения необходимых базовых понятий. Благодаря им закладывается фундамент для дальнейшего интеллектуального развития.

Как развивается малыш в этом возрасте, какие проводить занятия в 3 года с ребенком дома чтобы они были развивающие? Поговорим об этом сегодня на сайте «Популярно о здоровье»:

Малыш подрастает и заметно меняется

Изменения, которые произошли с ребенком к трем годам хорошо заметны. Значительно расширился диапазон его умений, знаний и навыков. Продолжаются заметные изменения в речи, мыслительной деятельности, эмоциях, физической активности, мелкой моторике. Изменилось также его общение со взрослыми и другими детьми.

Малыш более уверен в себе, имеет свое собственное мнение, умеет мечтать. Очень любит общаться. Он меньше капризничает, отстаивая свое «Хочу». Лучше, вдумчивей воспринимает аргументы взрослых.

Как правило, большинство трехлеток уже посещают детский сад. Поэтому некоторые родители считают лишним дополнительно заниматься с ними дома. Но это мнение ошибочно. Проводить с ним развивающие занятия дома просто необходимо.

Какие занятия в 3 года нужны ребенку?

Занятия с малышом этого возраста должны больше напоминать процесс обучения, нежели веселую игру, как было раньше. Конечно, игровая форма сохраняется, но также добавляются и другие формы. Важно, чтобы он был увлечен процессом обучения, занимался с удовольствием и не терял интереса. Рассмотрим несколько примеров развивающих ребенка занятий и заданий:

Речь трехлетнего малыша продолжает активно развиваться. Выстраивая предложения он использует, не менее 5-6 слов. Умеет различать признаки различных предметов, знает нескольких действий.

Чтобы его речь развивалась активнее, используйте кубики с буквами или яркие карточки, с помощью которых малыш сможет составлять простые слова. Только нужно помнить, что память у него еще не очень развита. Поэтому не предлагайте ему составлять очень длинные слова и предложения.

Задавайте вопросы, типа: что может быть… (сладким, горьким, горячим, холодным и т.д)? Или: каким должен быть… (шоколад, огонь, дождик, шарик и т.п).

Ребенок отвечает на вопрос, описывает свой выбор, а также объясняет его.

Покажите ребенку основные геометрические фигуры, попросите его нарисовать их, с вашей помощью.

Познакомьте его с основными навыками счета — от 1 до 10. Объясните, что означают понятия: «один» и «много». С помощью кубиков, колец пирамидки покажите, как складывать и вычитать.

Память и внимание

Нарисуйте на альбомном листе яркую картинку с изображением кружочков, фруктов или игрушек с такой очередностью: 2 синих предмета, 2 желтых и 2 красных. Малыш должен внимательно посмотреть на картинку, а затем повторить вслух очередность цветов, но уже не глядя на нее. Схему рисунка можно изменять, упрощая или усложняя ее.

Нарисуйте на тетрадке в клеточку простой схематичный рисунок, обводя клетки карандашом или ручкой. Попросите сына или дочку повторить его. Сначала обводя клетки по пунктиру, нарисованному вами, а затем самостоятельно.

В описанном выше задании, мы использовали схематическое изображение, нарисованное ручкой или карандашом. Так вот, чаще давайте ребенку возможность рисовать ими самостоятельно. Это очень хорошо развивает мелкую моторику.

Очень способствуют тому же раскрашивание картинок кисточкой, лепка из пластилина, а также специальные игры, с использованием пальцев рук.

Помните, из своего детства: Сорока-ворона кашку варила, деток кормила (каждый пальчик малыша — детка). Этому дала, этому дала. А этому не дала, он в лес не ходил, дрова не рубил, кашу не варил и деток не кормил. Попросите ребенка показать все перипетии с детками на пальчиках.

Задания на логическое развитие стоит тоже проводить в виде игр. По времени они не должны быть долгими, чтобы малыш не уставал. Это может быть собирание мозаики, складывание пазлов, простых конструкторов.

С использованием картинок, предложите ему выбрать лишний предмет, который не соответствует обшей тематике рисунка. Попросите отыскать противоположности на изображении, либо связать пары изображений по смыслу.

Смысловые игры на ассоциации и противоположности очень важны для трехлетнего ребенка, так как тренируют быстроту реакции, развивают логическое и речевое мышление. В частности, рассказывая сказку, внесите в нее небольшую смысловую ошибку, которую ребенок должен услышать, понять и исправить.

Например, в вашем повествовании события развиваются под новый год, падает снег, дети наряжают елку. А вы говорите, что кто-то из героев собирается идти на реку купаться и загорать. Малыш должен заметить это несоответствие и поправить его.

Это качество также необходимо развивать, чтобы ребенок развивался всесторонне. Фантазия очень способствует развитию интеллекта и художественных способностей.

Покажите ему картинки с разными предметами и предложите добавить те, которых, по его мнению не хватает.

Чаще играйте с ним в ролевые игры: продавца и покупателя, парикмахера, врача и его пациента и т.п. Помимо этого устраивайте домашний театр, разыгрывайте небольшие сценки. Зрителями могут быть члены семьи, ваши друзья со своими детьми и приятели вашего сына или дочки.

Занимайтесь с ребенком регулярно, но не перегружайте его. Занятия должны быть короткими, не более 20 мин. Он в этом возрасте настоящий непоседа, которому нужно постоянно двигаться. Если этого делать не дают, а заставляют сидеть, он проявляет свое недовольство плачем и даже истерикой.

Чтобы этого не произошло, через 10 мин от начала занятия сделайте перерыв на небольшую спортивную минутку, а затем продолжите заниматься. Успехов вам, дорогие мамы и папы!

Светлана, автор «Популярно о здоровье» (www.rasteniya-lecarstvennie.ru)
Google

— Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
— Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

Покажите ребенку основные геометрические фигуры, попросите его нарисовать их, с вашей помощью.

Развивающие занятия для детей дома (от 1 до 3 лет)

Для того, чтобы ребенок гармонично развивался и не отставал от сверстников, нужно с ним постоянно заниматься. В этом я убедилась на собственном опыте. Важно, как можно раньше создать условия для творческого, интеллектуального и физического развития малыша. Кроме этого, важно, с раннего детства приучать ребенка к чистоте, порядку, дисциплине, самостоятельности и уважению. Все, что вы успеете заложить в ребенка до 7 лет, будет способствовать не только успешному обучению в школе, а затем в вузе, но и поможет во всей дальнейшей жизни.
Часто родители уделяют недостаточное внимание самостоятельным занятиям с ребенком, просто потому что не знают, что именно нужно делать. В этой заметке мы рассмотрим, на что нужно обратить внимание в первую очередь организуя развивающие занятия для детей дома.

Первые занятия с малышами от 1 года должны длиться не дольше 5-10 минут, так как маленькие дети не могут долго концентрироваться на одном занятии. Поэтому полезно чередовать виды деятельности или делать перерыв. С детьми постарше можно увеличивать продолжительность занятий до 25-30 минут.

Маленькие дети воспринимают мир в основном через осязание, а также зрение и слух. Их больше интересует сам процесс какой-либо деятельности, а не результат. Поэтому никогда не ругайте, если что-то не получилось.

Ниже рассмотрены основные виды деятельности и примеры занятий для развития тех или иных способностей и навыков.

Развитие речи

Направлено на увеличение словарного запаса ребенка, развитие артикуляции стимуляцию общения и повторения.

Важно! Для правильного развития речи нужно всегда говорить с ребенком грамотно и правильно (без уменьшительно-ласкательных форм).

1.Увеличение запаса слов:

  • постоянно рассказывать, что происходит вокруг малыша, что его окружает;
  • читать сказки, стихи (для малышей больше подойдут Барто, Чуковский, Маршак);
  • проговаривать вместе новые слова;
  • разучивать наизусть стихи и песни;
  • изучать новые слова (например, с помощью альбома по развитию речи Батяева С.В или серии книг – «Умные книжки»).
  • стараться почаще подталкивать малыша к разговору, задавая вопросы и терпеливо слушая;
  • имитировать звуки и движения;
  • обсуждать происходящее в сказке или мультфильме;
  • вспомнить и обсудить, как прошел день;
  • обсудить прочитанную сказку, просмотренный мультфильм;
  • предлагать пересказать прослушанную сказку;
  • просить описать предмет (задавая вопросы со словом: какой?);
  • повторять движения, о которых идет речь;
  • играть в речевые игры (например, «закончи фразу», «а что, если?», «что бывает», «что можно сделать», «угадай кто» и т.д.);
  • рассказать сюжет сказки по картинке.
Рекомендуем прочесть:  Нужно ли резко бросать курить при беременности

3.Развитие артикуляции:

  • учиться дуть (мыльные пузыри, в дудочку, трубочку, на свечу, вату, листья и т.д.);
  • учиться задерживать дыхание;
  • говорить шепотом и громко;
  • выполнять гимнастику для языка и губ (строить рожи, высовывать язык, открывать широко рот и т.д.).

4.Социализация:

  • ставить театральные инсценировки на основе сказок;
  • играть в ролевые игры;
  • играть в сюжетные игры игрушками;
  • общаться с другими детьми (игры, взаимодействие, взаимопомощь и т.д.).

5.Изучение букв и звуков:

  • заниматься с карточками (например, с помощью карточек Домана);
  • изучать алфавит (например, используя Букварь Жукова Н.С., Букварь Узорова О., кубики Зайцева, карточки, настенные плакаты).

Интеллектуальное развитие

Включает в себя изучение окружающего мира, свойств предметов, формирование мышления, внимания, логики и памяти. Считается, что мозг растет и развивается тем лучше, чем больше он работает. Доказано что большая часть клеток головного мозга формируется до 3-х лет, поэтом чем больше родители будут заниматься интеллектуальным развитием ребенка в раннем возрасте, тем более восприимчивым к знаниям ребенок будет в старшем возрасте.

1.Изучение геометрических фигур:

  • составлять пазлы из геометрических фигур (например, с помощью квадратов Никитина);
  • играть с сортерами, рамками-вкладышами;
  • искать одинаковые фигуры/узоры;
  • сопоставлять кубики разны форм с их изображением (например, используя блоки Дьенеша);
  • строить конструкции по схеме(например с помощью блоков Дьенеша);
  • определять геометрические фигуры на ощупь.

2.Изучение счета:

  • играть в пальчиковые игры;
  • считать объекты в повседневной жизни (например, ступеньки, яблоки, машины и т.д.);
  • учиться считать с помощью палочек Кюизенера, счет, карточек, магнитных цифр или домино.

3.Изучение цветов:

  • сортировать разные предметы (кубики, игрушки, детали конструктора, пуговицы, бусины) по цвету;
  • учить цвета с помощью карточек, цветной бумаги, красок, пластилина;
  • изучать новые слова обращая внимание на цвет предметов;
  • просить ребенка принести предмет определенного цвета.

4.Занятия на внимательность и логику:

  • играть в прятки (можно прятать игрушку или прятаться самому);
  • игры на внимательность (например, «найди ошибку», «чего не хватает», «найди пару», «что лишнее», «сходства и различия», «продолжи ряд», «изучение противоположностей»);
  • угадывать предмет по его тени;
  • сопоставлять картинки (например, «кто что ест», «где чей дом» и т.д.);
  • поиск предметов по одному, двум, трем признакам;
  • отгадывать загадки;
  • обобщать предметы по одному признаку;
  • повторять последовательность действий.

5.Изучение окружающего мира:

  • изучать новые слова из разных тем (например, части тела, животные, птицы, насекомые, понятия дня и ночи, явления природы, продукты, цветы, транспорт, одежда, мебель, семья, город, профессии, приборы, правила дорожного движения, природные материалы и т.д.);
  • классифицировать предметы по общему признаку (вид, цвет, форма и т.д.)
  • учиться ориентироваться в пространстве (понятия: право-лево, верх –вниз, вперед-назад);
  • изучать органы чувств и свойства предметов (вкусы и запахи, холодный и теплый, предметы с разной фактурой);
  • изучать размеры, части и целое (составить картинку из частей, пазлов, пирамидку, предметы друг в друга, найти целое по части, найти недостающую часть).

Творческое развитие

Сюда можно отнести развитие воображения и расширение кругозора.

1.Рисование:

  • учиться рисовать линии, круги и другие фигуры на бумаге, снегу, песке (с помощью красок, мелков, карандашей, пальцев, палочек);
  • обращать внимание на выбор цвета;
  • учиться дорисовывать рисунки и соединять по точкам (например, можно приобрести специальные тетради с заданиями);
  • пробовать оставляем отпечатки (с помощью штампов, рук, губки и т.д.);
  • учиться обрисовывать предметы.
  • учиться лепить шарики, катать колбаски, скреплять детали, а также мять материал, сплющивать, отщипывать, делать углубления пальцами и т.д. (для этих целей можно использовать пластилин, тесто, кинетический песок);
  • учиться лепить разные предметы (пирамидка, улитка, цветы, грибы, снеговик, гусеница, колобок, гномик, осьминог, пчелка, ежик), продукты (конфеты, яблоки, крендели, пирожки, пицца), которые затем можно использовать в игре;
  • извлекать игрушки спрятанные в пластилине;
  • лепить пластилин на картон и украшать мелкими предметами;
  • размазывать пластилин по бумаге/картону;
  • оставлять отпечатки на пластилине используя разные предметы (например, игрушки, массажный шарик, вилку, формочки, детали конструктора, специальные скалки и т.д.);
  • учиться резать пластилин ножом, вырезать формочками, втыкать разные предметы.

3.Развитие мелкой моторики:

  • играть в пальчиковые игры (можно с массажным шариком Су-Джок);
  • изучать разные фактурные поверхности;
  • создавать аппликации (например, из цветной, фактурной или самоклеящейся бумаги, природных материалов, крупы, салфеток, пуговиц, геометрических фигур, пластилина);
  • сортировать или пересыпать мелкие предметы;
  • строить домики и башни из кубиков или конструктора;
  • переливать воду из разных емкостей (используя лейку, кувшин, воронку, клизму, пипетку и т.д.);
  • играть с наклейками, липучками, молниями, кнопками, пуговицами;
  • вылавливать из воды ситом или ложкой мелкие предметы;
  • собирать воду с помощью губки;
  • комкать и рвать бумагу;
  • создавать узоры из мелких предметов (камней, фасоли, макарон, палочек и т.д.);
  • подбирать крышки к банкам, закручивать и окручивать их;
  • нанизывать бусины на нитку;
  • играть с прищепками;
  • наматывать нитки на клубок;
  • определять предметы на ощупь;
  • учиться резать бумагу ножницами;
  • разбирать и собирать игрушки из мелких деталей;
  • работать щипцами;
  • чистить вареные яйца, мандарины и т.д.

4.Музыкальные занятия (можно использовать методику Железновых):

  • повторять движения под музыку (руки на плечи, на пояс, на колени, потопать, похлопать, присесть, нога на носок-на пятку, наклониться и т.д.);
  • играть в игры с музыкальными инструментами;
  • прослушивать разные виды музыки (медленная, быстрая, грустная, веселая, спокойная и т.д.);
  • изучать звуки разных инструментов;
  • разучивать и песни;
  • угадывать мелодии.

Физическое развитие

Физические упражнения помогают развить в ребенке силу, ловкость, выносливость и координацию.

  • зарядка включающая в себя такие упражнения, как прыжки, наклоны, перешагивания, приседания, разные способы ходьбы, выпрыгивание из приседа, повороты, ходьба на руках, быстрый и медленный бег, ходьба на носочках, удерживание равновесие, перекаты, ходьба босиком по неровным поверхностям/по линии/наклонной поверхности, также можно научить ребенка подлезать под препятствиями, бегать «паровозиком», водить хоровод, прыгать на фитболе, висеть на турнике и т.д.;
  • гулять больше пешком;
  • играть в подвижные игры (например, игры с мячом, групповые игры, преодоление препятствий, догонялки, разные способы ходьбы)
  • помогать родителям по дому (например, подметать, протирать со стола, собирать игрушки, поливать цветы, убирать со стола, раскладывать приборы, мыть овощи/фрукты/посуду, переносить и подавать предметы, ставить вещи на место, пылесосить и т.д.);
  • посещать спортивные секции (например, бассейн, гимнастику и т.д.).

Рассмотренные выше занятия предназначены для детей от 1 до 3-х лет, в зависимости от сложности и индивидуальных особенностей развития ребенка. Если малыш не заинтересовался каким-либо видом занятий, отложите их и попробуйте снова через некоторое время.

До 3-х лет вполне можно развивать ребенка дома самостоятельно, так как в этом возрасте ребенку очень важен контакт с родителями. После 3-х лет для гармоничного развития ребенку рекомендуется совмещать общение с родителями и социализацию в коллективе (хотя бы 2-3 раза в неделю). Так как в детских садах уже предусмотрены развивающие занятия и физическая активность, то дома стоит обратить внимание только на тех виды дополнительных занятий, которых недостаточно именно вашему малышу.

Очень полезно составлять план занятий с ребенком на неделю. Это поможет не перегружать ребенка, уделить внимание разным видам занятий, не дублировать их, а также учесть возраст, характер, интересы и другие индивидуальные особенности вашего малыша. С детьми более старшего возраста можно устраивать тематические недели.

Все занятия должны проходить в форме игры, не стоит заставлять ребенка делать что-то против его воли. Также старайтесь постоянно подкреплять изученный материал на практике.

Не забывайте искренне хвалить ребенка, когда у него что-то получается.

Давайте возможность малышу выполнять как можно больше заданий самостоятельно, только так он сможет чему-то научиться.

Как заинтересовать ребенка?

Бывает так, что ребенок не хочет заниматься и выполнять задания, тогда его нужно заинтересовать!

Для этого можно использовать следующие приемы:

    • Если ребенок не хочет выполнять задания, начните заниматься сами, делая это с увлеченным видом, можно привлечь в помощники игрушки, со временем ребенок сам к вам присоединится;
    • чем эмоциональнее вы объясняете задания и комментируете все свои действия, тем больше будет интерес у ребенка;
    • связывать занятия с повседневной жизнью, например, изучать фигуры, животных, звуки, предметы во время прогулки или путешествия;
    • привлекать к занятиям игрушки, которые тоже в них участвуют (в этом случае важно обращаться к ребенку именно от лица игрушек);
    • придумывайте сюжет занятий (например, можно обыгрывать сказки);
    • давать призы за выполненные задания;
    • обязательно много и эмоционально хвалить!

До 3-х лет вполне можно развивать ребенка дома самостоятельно, так как в этом возрасте ребенку очень важен контакт с родителями. После 3-х лет для гармоничного развития ребенку рекомендуется совмещать общение с родителями и социализацию в коллективе (хотя бы 2-3 раза в неделю). Так как в детских садах уже предусмотрены развивающие занятия и физическая активность, то дома стоит обратить внимание только на тех виды дополнительных занятий, которых недостаточно именно вашему малышу.

Ссылка на основную публикацию