Как Научить Ребенка Говорить В 3 Года

Содержание

Развитие речи в возрасте трех лет: поможем ребенку начать общаться

Малыш не желает разговаривать, хотя ему уже три года. Он четко произносит разве что два-три слова, при этом все понимает, выполняет нужные действия. Не является ли все это задержкой развития? Или нужно считать отклонением такие проявления: молчание, отказ идти на контакт при гиперактивном поведении? Разберемся, как научить ребенка говорить в 3 года и к чему нужно готовиться.

Задержка речевого развития проявляется в разном возрасте, но ярче всего — как раз около трех лет. Мысль о том, что у малыша могут быть отклонения не только в речи, но и в состоянии здоровья, естественно, беспокоит родителей. Ведь его сверстники уже могут составлять целые предложения — что идет не так? В решении проблемы стоит заручиться поддержкой специалистов. И, конечно, помнить, что единого календарного срока, когда дети «должны» начинать говорить, не существует.

Как формируется речь

Речь усложняется постепенно: от первого выразительного крика до «гуления» и лепета, от первых слов до высказываний. В период от года до двух лет появляются коротенькие предложения, обычно бытового характера. А с двух до трех лет малыш начинает усваивать, как общаться с окружающими людьми. Именно родители становятся главными в этом процессе, хотя иногда требуется консультация логопеда, невропатолога, дефектолога. Как результат — либо вы будете работать с ребенком самостоятельно, соблюдая рекомендации, либо врач будет постоянно наблюдать его и лично проводить соответствующие мероприятия.

Речь — настолько сложный процесс, тесно связанный с мышлением, памятью, способностью выполнять действия, что будет большой ошибкой пустить его на самотек. Врачи убеждены: если ребенок не говорит в 3 года — это родительское упущение. Заблуждаются те, кто считает, что чадо «еще разговорится» — это может произойти только при условии, что его научат.

Почему ребенок в 3 года не разговаривает? Есть факторы, влияющие на развитие речи внутриутробно и после рождения:

  • характер протекания беременности;
  • особенности процесса родов — стремительные или преждевременные роды, гипоксия (нехватка воздуха) или асфиксия (удушье) и т. д.;
  • заболевания, перенесенные в возрасте до года.

Если при обследовании обнаружены отклонения, но вы готовы следовать предписаниям врачей, — все можно исправить, просто потребуется больше времени, усилий, терпения. Последнее особенно важно: ведь ребенок может не говорить в три года даже в том случае, когда для общения, казалось бы, созданы все условия.

Есть и вполне обыденные, не физиологические, а внешние причины задержки речи. Они могут быть связаны с изменением уклада жизни (например, переезд) — привыкая к новым обстоятельствам, дети как бы откладывают говорение на потом. «Торможение» происходит и тогда, когда родители мало времени проводят с ребятишками или оставляют их «на попечение» телевизора, электронных игрушек и устройств.

Определяем задержку развития речи

Есть довольно ранние сигналы о том, что дети могут испытывать трудности с общением. Первые слова появляются вовремя (до года), но только слоговые или лепетные, количество их — всего 10-15. Иногда первые слова дети произносят позже года или ближе к двум годам.

Помимо молчания, выделяют основные признаки задержки формирования речи, которые могут возникать по отдельности или в совокупности:

  • активность, непоседливость;
  • раздражительность или истеричность;
  • неразборчивость высказываний;
  • быстрая или, наоборот, слишком «растянутая» речь;
  • непонимание простых рассказов, объяснений;
  • воспроизведение фраз из мультфильмов или книг при полной неспособности построить собственные предложения;
  • постоянное точное копирование услышанного от взрослых;
  • приоткрытый рот и/или повышенное слюноотделение.

В норме у трехлетнего малыша должно быть в запасе от 150 до 200 слов. Но даже если в вашем случае так оно и есть, о задержке развития речи свидетельствует, например, привычка переставлять звуки или другое искажение слов, шепелявость, неспособность чувствовать ритм и запоминать простенькие стихи.

Как обучить ребенка говорить правильно

Любая проблема имеет решение — важен позитивный настрой. Постепенно переходя от простого к сложному, можно справиться со всеми трудностями. Если вы намерены работать со специалистом, логопед разработает свою программу. Но врачи предлагают и несколько общих решений, подходящих для самостоятельных домашних занятий с малышами.

  • Откажитесь от языка жестов как основного. При этом не нужно всякий раз требовать от ребенка, который в 3 года не разговаривает, чтобы он выразил свои желания словами. Жесты уместны, например, при чтении книг: «Выросла репка большая-пребольшая!», к тому же они эмоционально раскрепощают. В других случаях предоставляйте выбор: «Что ты хочешь взять? Мишку или машинку?» Важно, чтобы предметы были знакомыми — тогда чадо сможет определиться, а со временем и ответить вам.
  • Проговаривайте действия. Вы сообщаете — малыш слушает и делает. Или вы делаете что-то вместе. «Мы идем гулять. Давай наденем голубую панамку, на улице жарко».
  • Разнообразьте собственные фразы. Не произносите несколько раз одно и то же слово и не требуйте повторений. Однажды вы услышите ответ — главное не торопить. Даже кивок или неопределенный звук в ответ — это тоже диалог.
  • Стимулируйте общение. Задавайте простые вопросы — поощряйте называние предметов, о которых вы спрашиваете, а в случае затруднений подскажите. Читая простые, знакомые стихи или сказку, неожиданно «забудьте» целую фразу или ее окончание: рано или поздно маленький слушатель захочет вас поправить. Будьте внимательны к тому, что он пытается сказать, переспрашивайте и поддакивайте — так он сможет больше вам сообщить. Иногда осторожно поправляйте.

Это то, что касается речи. Но нужно учесть и другие факторы. Например, способность работать с мелкими предметами благотворно влияет на мышление, а следовательно, и на способность общаться. И еще есть моменты, которых лучше избегать, если ребенок в три года плохо говорит.

  • «Да» мелкой моторике. Дайте малышу откручивать крышку у баночки, переливать воду, учите правильно держать карандаш, ложку, занимайтесь с ним лепкой. Пусть предметы будут разными по фактуре и форме: гладкими, шершавыми, ребристыми, круглыми и т. д. А на ходу выбирайте предметы одной формы, цвета, размера или назначения и объясняйте, что у них общего. «Чашка и стакан — из них можно пить».
  • «Нет» телевизору. Можно проводить перед экраном не более 10-20 минут в день. Замените телевизор полезными играми, развивающими (не электронными!) игрушками — мозаиками, конструкторами, кубиками.

Заниматься нужно ежедневно, начиная от 15 минут, постепенно увеличивая время обучающей игры примерно до 40 минут. Всегда добивайтесь понимания, а не механического повторения услышанного. Конечно, очень важно играть и разговаривать не только в семейном кругу, но и со сверстниками и более старшими детьми. Научить ребенка говорить в 3 года — вполне посильная задача, если вы принимаете ситуацию, делаете все, что от вас зависит, и верите в успех.

Как понять, что малыш «заговорил»? Внимательно слушайте. При появлении понятной многословной фразы можно вздохнуть с облегчением, но не забрасывать полезные и увлекательные занятия! Тогда и в будущем ваш ребенок порадует живым умом и замечательной памятью, он будет способен к плодотворному общению и быстрому обучению, сможет стать ответственным и сознательно принимать решения.

Если при обследовании обнаружены отклонения, но вы готовы следовать предписаниям врачей, — все можно исправить, просто потребуется больше времени, усилий, терпения. Последнее особенно важно: ведь ребенок может не говорить в три года даже в том случае, когда для общения, казалось бы, созданы все условия.

Как научить ребёнка говорить на третьем году жизни

Каждому из родителей хочется, чтобы его ребёнок развивался соответственно своему возрасту. И когда приходит время говорить, родители с нетерпением ожидают первые предложения и вопросы от своего ребёнка. Но, к сожалению, иногда первые фразы долго заставляют себя ждать, что очень тревожит родителей.

Рекомендуем прочесть:  Когда в плодном яйце можно увидеть эмбрион

Дети, как и все люди на земле, отличаются по своему характеру и темпераменту- кто-то шустрый и очень быстро схватывает информацию, а кому-то нужно время для её переработки и это совершенно нормально.

Для того чтобы лучше ориентироваться когда, что и как ребёнок должен говорить давайте рассмотрим, что обычно умеют делать дети на третьем году жизни.

1. В 2 года ребёнок старается произнести слова из 3-4 слогов («павозик»-паровозик). Повторяет за взрослым 2 слова « кукла Таня», сам строит предложение из двух слов.

2. В этом периоде ребёнок может начать употреблять местоимения, множественное число и прошедшее время.

3. Ребёнок знает и называет свою фамилию, имя, а также свой пол.

4. Понимает 2-3 предлога.

5. Правильно называет основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный).

6. Делиться своими переживаниями.

7. К концу третьего года жизни ребёнок может повторить предложение из 3-4 слов.

8. Начинает задавать вопросы «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?».

Если же ребёнок на третьем году жизни не разговаривает, то родителю стоит искренне ответить себе на простые вопросы:

1. Достаточно ли я разговариваю со своим ребёнком?

2. Понимает ли ребёнок мою речь?

3. Не слишком ли витиевато я говорю с ребёнком?

4. Достаточно ли четко я проговариваю слова?

5. Сформирована ли у моего ребёнка потребность в общении?

Ответив на них, маме и папе станет понятно, как изменить своё поведение, что бы помочь ребёнку заговорить. После поиска ответа на вопросы важно немного подготовиться к помощи своему ребёнку, для этого необходимо знать, что нужно делать, чтобы развить ту или иную способность.

Итак, ниже перечислены советы, которые помогут родителям правильно обогатить словарный запас ребёнка, научить его правильно понимать и произносить слова .

Для того, чтобы расширить словарный запас слов нужно:

1. Играть в игру, в которой нужно показать предмет и обязательно рассказать о назначении предмета, можно даже показать само действие. Маме обязательно нужно соблюдать последовательность игры:

  • Назвать предмет.
  • Рассмотреть его вместе с ребёнком.
  • Назвать его части.
  • Показать ребёнку какие действия с ним можно совершить.
  • Предложить ребёнку поиграть с предметом.

На третьем году жизни ребёнок очень активно начинает разговаривать, у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но обязательно происходит и к концу года в словарном запасе у ребёнка насчитывает около 1000 слов! Словарный запас ребёнка зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от среды, в которой он развивается и от жизненного опыта. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок контактировал с разными людьми, исследовал и проявлял инициативу, а мама и папа поддерживали её.

Для того чтобы ребёнок лучше понимал речь нужно:

1. Читать сказки, разъясняя ему сюжет её, а после просить ответить на вопросы по содержанию. В этом возрасте можно прочесть следующие произведения:

  • Сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Три медведя».
  • Рассказы: «Козлята и волк» К. Ушинского, «Котик и козлик» В. Жуковского.
  • Стихи: «Катя в яслях» З. Александровой, цикл стихов А. Барто «Игрушки» и т. д.

2. Нужно рассматривать с ребёнком сюжетные картинки.

3. Играть в лото.

4. Играя с игрушками надо называть их название и действие, которое с ним совершается, например, куклу одевают, машинку катают, вилкой едят и т.д.

5. Нужно давать поручения, которые буду т состоять из 2-х, 3-х действий.

Для того чтобы ребёнок говорил выразительно и с правильной интонацией нужно:

1. Просите ребёнка повторять слово или предложение вместе с вами одновременно или за вами.

2. Нужно научить ребёнка владеть интонацией вопроса и восклицания, вы можете некоторое время сфокусировать своё внимание на интонации ребёнка и корректировать его, если интонация не верна.

3. Просить ребёнка говорить слова с разной громкостью и скоростью.

Для того чтобы ребёнок правильно произносил слова нужно:

1. Задавать вопросы ребёнку- Кто? Что? Кому? Где? Когда? Обязательно сами отвечайте на вопросы ребёнка — так как это один из способов познания мира.

2. Просите ребёнка договаривать слова в стихах и песнях.

3. Показывать ребёнку театральные инсценировки с помощью настольного театра или фланелеграфа.

Все эти рекомендации помогут Вам научить ребёнка говорить. Будьте внимательны к тому, что говорит и как говорит Ваш малыш, и Вы сможете вовремя ему помочь. Все эти советы очень просты и практичны и их может использовать любая мама. Еще Вы можете комбинировать все выше перечисленные задания, дополнять своими играми и заниматься с ребёнком, даже если он прекрасно говорит, это принесёт удовольствие ему и вам. Хорошо говорящий ребёнок, это залог развитого мышлении у него — что поможет ему успешно учиться в школе, общаться с взрослыми и с другими детьми. Играйте и много разговаривайте со своим ребёнком, так Вы сможете познакомить его с миром, пусть первые соприкосновения с ним будут для него добрыми и ласковыми, как общение между вами — мамой и ребёнком !

Автор Лиана Рак специально для ЧуДетство.ру

При копировании статьи обязательна активная гиперссылка на источник.

5. Нужно давать поручения, которые буду т состоять из 2-х, 3-х действий.

Задержка речевого развития у ребёнка 3 лет: не может или не хочет?

Мамы и папы с самого рождения малыша начинают общаться с ним, различая интонации плача и мимику, предугадывая желания. Родители с нетерпением ждут обращённой к ним улыбки, робких шагов, а потом и первых слов. Как правило, к 9–12 месяцам речь ребёнка ограничивается простыми звуками и слогами. При этом понимает кроха намного больше, но из-за неразвитости речевого аппарата ему пока сложно связывать между собой и выговаривать длинные слова. В норме малыш должен составлять небольшие рассказы из нескольких предложений и запоминать детские стишки к трём годам. Если этого не происходит, большинство родителей начинают бить тревогу и задаваться вопросами: что делать и как научить ребёнка разговаривать.

Страхи родителей: что делать, если ребёнку 3 года, а он почти не разговаривает

Не существует определённых критериев речевого развития детей до трёхлетнего возраста. По мнению доктора Комаровского, ребёнок может общаться жестами, звуками, отдельными слогами и это не будет считаться патологией при динамике развития. Например, если звуков, которые произносит малыш, становится больше, слоги начинают складываются в слова, пускай и непонятные для окружающих, а жесты сопровождаться «мычанием» — поводов для тревоги нет, просто ребёнок развивается по своей программе.

Все нормы развития, в том числе и формирование речи у детей до трёх лет, — ориентировочные, поскольку каждый ребёнок имеет свой характер, индивидуальные и генетические особенности.

Какие признаки должны насторожить

Если ситуация с ребёнком соответствует хотя бы одному из пунктов, описанных ниже, нужно обратиться к специалистам для выяснения причин проблемы и способов её решения:

  • отсутствие реакции на громкие звуки и улыбки при общении со взрослыми в младенчестве (позже проявляется в том, что ребёнок не смотрит на человека, взаимодействующего с ним);
  • непонимание к полутора годам речи взрослых, невыполнение простых просьб («иди ко мне», «дай руку», «покажи на картинке кошку»);
  • повышенное слюноотделение, полуоткрытый рот, малыш часто давится пищей;
  • произношение слов и даже предложений совершенно не к месту, воспроизведение слышанных ранее фраз без понимания их значения (в 2–3 года);
  • смазанная невнятная речь, скачкообразный тембр, дополнение или пропуск звуков в словах;
  • нежелание издавать подражающие звуки во время игр, например, «би-би», «вж-ж-ж» (в 1,5 года);
  • неумение использовать падежи, неправильные окончания слов (к 3 годам);
  • отсутствие динамики в произношении звуков или слов в течение 2–3 месяцев.

Ставить какой-либо диагноз до достижения малышом трёх лет (при отсутствии явных патологий) нельзя.

Уровень речи 3–4 летнего ребёнка: предложения и активный словарный запас

Признаками возрастной нормы в речи трёхлетнего ребёнка являются:

  • умение проговаривать собственное имя и фамилию и имена домочадцев;
  • постоянное пополнение активного словарного запаса;
  • переход от простых предложений, к сложным;
  • короткие рассуждения;
  • присутствие смены интонации (вопросительных, утверждающих фраз);
  • умение пересказывать события, сказки, мультфильмы;
  • выделение свойств предметов (каша горячая, снег холодный, свитер колючий, арбуз сладкий);
  • правильное употребление времён глаголов;
  • активный словарный запас, состоящий примерно из 1000 слов.

К 3,5–4 годам речь стремительно развивается, появляются новые понятия, иногда придуманные самим ребёнком. Словарный запас увеличивается до 2000 слов. Малыш способен подолгу рассуждать, поддерживать беседу, сочинять стихи и сказки или пересказывать события дня. В этом возрасте такие проблемы, как нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли облепиховое варенье при грудном вскармливании

Дети в возрасте 3–4 лет должны точно называть предметы на картинках и уметь классифицировать их (посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки)

Медицинские причины проблем с речью у трёхлетних детей

Медицинские (или биологические) причины проблем с речью могут быть связаны с нарушением работы центральной нервной системы и головного мозга, органическими дефектами периферического артикуляционного аппарата, патологиями органов слуха.

Это заболевание представляет собой расстройство артикуляции вследствие нарушения передачи импульсов от головного мозга. Оно характеризуется слабостью или, наоборот, повышенным тонусом мышц речевого аппарата. Основная причина патологии — поражение периферической и центральной нервной системы при родовых травмах, перенесении инфекционных заболеваний внутриутробно.

Нарушения речи при дизартрии разнообразны и зависят от того, какой из отделов головного мозга был затронут. Тяжёлая степень возникает при ДЦП (детском церебральном параличе) и диагностируется ещё в младенческом возрасте, лёгкая — сопровождается нарушением дыхания, укороченной подъязыковой уздечкой, тремором подбородка. Ребёнок может путать звуки, переставлять слоги местами, темп речи переходит от монотонного к скандирующему, слова произносятся неразборчиво или, наоборот, чётко и по слогам.

Дислалия характеризуется нарушением произношения группы звуков при условии нормального слуха и отсутствий патологий со стороны речевого аппарата. Различают несколько форм заболевания:

  • физиологическая — обусловлена недостаточным развитием артикуляции (трудно произносить свистящие и шипящие звуки, а также твёрдое «р») и проходит самостоятельно после 3–4 лет (иногда после 5–6);
  • механическая — дефект речи возникает в результате неправильного строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, высокое нёбо, выдвинутая нижняя челюсть). Такая патология может быть врождённой, приобретённой и наследственной.

Это затруднённое развитие или полное отсутствие речи, возникающее при нарушении соответствующего центра в коре головного мозга. Факторы развития алалии различны:

  • внутриутробная инфекция;
  • токсикоз;
  • травмы при инструментальных родах и наркоз;
  • воспаление головного мозга в раннем возрасте;
  • длительное отсутствие дыхания (более 5 минут).

Различают два основных вида патологии: моторная и сенсорная.

При моторной алалии ребёнок понимает речь окружающих, но не может воспроизводить слова правильно. Интеллект малыша сохранен, но в силу отсутствия или ограничения возможности общаться кроха отстаёт от сверстников. Для таких детей характерны слабое развитие мелкой моторики (неумение держать ложку, трудности с завязыванием шнурков), отсутствие лепета. Речь формируется к 5 годам со стойкими нарушениями грамматического строя — перестановка и замена звуков и слогов внутри слова (чашка — «чакша», мо-ло-ко — «мо-ко-ло»), несогласование падежа, рода, числа.

Сенсорная алалия — это нарушение восприятия речи при нормальном слухе. Ребёнок не понимает окружающих при этом может повторять услышанные слова правильно (эхолалия). При сенсорной форме интеллект ребёнка неразвит, наблюдается повышенная чувствительность к шуму. Речь напоминает непонятные, часто повторяющиеся и бессмысленные звуки и выкрики.

В зависимости от того, насколько повреждены отделы мозга, алалия бывает слабовыраженной (после корректировки дети могут обучаться в школе), ситуативной (способность говорить затрудняется при стрессах), а также сопровождающейся полным отсутствием речи.

Нарушение слуха

Подобные нарушения в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:

  • врождённая форма;
  • приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года (в этом случае дети могут не различать отдельные звуки, но улавливают смысл сказанного благодаря словосочетаниям (например, «плюшевый мишка» и «пластмассовая миска») или движениям губ собеседника).

Аутизм — это нарушение общего развития ребёнка с сохранным интеллектом, слухом, речевым аппаратом и способностью анализировать звуки. Дети-аутисты не нуждаются в общении и социальном взаимодействии, мотивы и поступки окружающих им непонятны, а близкие люди воспринимаются как неодушевлённые предметы и часто пугают их своими попытками взять на руки или обнять. Задержка речевого развития обусловлена отсутствием потребности в общении.

При большинстве медицинских причин задержки речевого развития занятия с логопедом — неотъемлемая часть успешного преодоления проблемы

Психологические и социальные причины

К психологическим и социальным причинам задержки речевого развития относятся:

  • неблагоприятная ситуация в семье (малыш учится на примере родителей и других домочадцев, поэтому если в семье говорят очень быстро, нечётко, специально искажают слова, общаясь с ребёнком («вава», «жижа», «амать»), происходит неправильное формирование произношения;
  • синдром госпитализма — задержка физического, эмоционального и речевого развития у детей, вынужденных длительный период находится вдали от родителей (они теряют интерес к новому, становятся апатичными, неконтактными, часто замыкаются в себе. Речь таких детей развивается с опозданием, однообразна, в ней присутствует негативизм);
  • педагогическая запущенность (недостаток общения с ребёнком до года, при котором не формируется пассивный словарный запас, отсутствует мотивация к речи; гиперопека, когда родители всё решают за малыша, не давая ему высказываться самостоятельно);
  • психологические травмы на фоне неблагоприятной обстановки в семье;
  • функциональная дислалия — неправильное произношение звуков только в отдельных словах, тогда как в других они проговариваются чётко. Например, «мафынка» (машинка) и «шина», «жабор» (забор) и «забор».

Среди причин функциональной дислалии выделяют подражание речи взрослых (если они говорят слишком быстро, невнятно, «сюсюкают»), билингвизм (присутствие в семье двух и более языков), отсутствие заинтересованности со стороны родителей в формировании правильной речи, расстройство фонематического слуха.

Распространённой причиной стрессового состояния ребёнка являются крики. Дети, воспринимая их в свой адрес, пытаются стать незаметными, чтобы не вызывать вспышек агрессии

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Иногда причиной снижения слуха может стать серная пробка или катаральная форма отита. Однако если на осмотре врач не обнаружил физических нарушений, следует обратиться к узконаправленному специалисту — сурдологу

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года: советы родителям

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой в силах самих родителей.

  • диалог (даже если малыш не может полноценно ответить, во время разговора следует подталкивать его к стремлению выражать мысли. Например, собираясь на прогулку, спрашивать какие игрушки он хочет взять с собой, а чтобы предотвратить попытку указать жестом, диалог должен происходить вдали от предметов, которые обсуждаются. В беседе с малышом нужно ставить вопрос так, чтобы на него невозможно было ответить односложно — да или нет);
  • общение со сверстниками и другими взрослыми (дома дети могут лениться произносить слова тогда, когда родители понимают просьбу со звука или жеста. Но попадая в другую обстановку, кроха встречает непонимание со стороны окружающих, и ему приходится учиться говорить правильно);
  • расширение кругозора (называние предметов и их признаков во время прогулок, посещение новых мест);
  • упражнения на развитие ассоциативного мышления (играть можно на улице или просто выглядывая в окно. Загадав предмет в пределах видимости ребёнка, взрослый описывает его качества: «я смотрю на большую, красную, металлическую…что?». Ребёнок находит загаданный предмет и называет: «машину!»);
  • чтение книг (знакомит с новыми словами, построением фраз);
  • развитие мелкой моторики (центры, отвечающие за её развитие и формирование речи в головном мозге расположены рядом, поэтому при стимулировании одного из них задействуется и второй);
  • обучение родителей специальным упражнениям, которые можно выполнять дома (например, такие: пускать пузыри в стакане с водой, используя для этого коктейльную соломинку — для развития дыхания; намазать плоскую тарелку мёдом или шоколадом и дать ребёнку облизать — для разработки мышц языка.

По мнению доктора Комаровского, чтение детских книг пополняет словарный запас ребёнка. Дело в том, что просто рассказывая сказку, родители используют свой лексикон, а при чтении, произносят новые для малыша слова, повторяя их несколько раз, проговаривая по слогам и объясняя значение.

Как учить разговаривать детей 2,5–3 лет — видео

Игры на развитие мелкой моторики — фотогалерея

Пальчиковая гимнастика для развития речи — видео

Как проводить логопедические занятия с детьми

Гимнастика для свистящих звуков направлена на отработку произношения «с», «сь», «з», «зь» и «ц». Основой является артикуляция звука «с» — базового для этой группы.

Артикуляционная гимнастика свистящих звуков («с» «з», «ц») — видео

Ставить шипящие обычно начинают со звука «ж», так как для него (в отличие от произношения «ш») нужно участие голоса).

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч») — видео

Артикуляция мягкого звука «л» отличается от твёрдого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны.

Рекомендуем прочесть:  Замершая Беременность Код По Мкб 10

Артикуляционная гимнастика для звуков «л», «ль» — видео

Плохие примеры того, как учить ребёнка говорить: распространённые ошибки

Главная ошибка родителей при задержке речевого развития — отрицание проблемы. Если 3-летний ребёнок говорит мало, невнятно, путает слова и переставляет звуки — это свидетельствует о патологии, которая не разрешится сама по себе. Малышу нужно помочь, обследовать его у специалиста и заниматься с ним. Чем раньше это произойдёт, тем быстрее кроха догонит сверстников.

Самыми частыми причинами нарушения речи являются социальные факторы, которые родители могут устранить самостоятельно.

Чего не следует делать:

  • пытаться выполнять все рекомендации специалиста сразу — это может вызвать у малыша стресс или отрицание (даже если большую часть времени ребёнок проводил перед экраном телевизора, нельзя резко запрещать его просмотр; это лучше делать постепенно, выбирая развивающие мультфильмы);
  • заниматься без согласия ребёнка (все занятия должны проходить в игровой форме, заставить учиться — плохой способ мотивации);
  • раздражаться, если сразу ничего не получается или малыш отказывается играть, отвечать, слушать сказку (причиной молчания может быть обида на крики и обвинения);
  • унижать ребёнка (от родителей требуется поддержка, похвала даже за маленькие успехи);
  • ругать за неудачи и пугать походом к врачу (последствиями такого поведения может стать боязнь неверного произношения и намеренное пропускание определённого слова в речи, зацикленность на ошибочном варианте).

Поправлять речь ребёнка нужно мягко, в дружественной форме, но не от случая к случаю, а постоянно. Иначе ребёнок сам запутается, где он сказал верно, а где ошибся. Важно вовремя начать занятия, поскольку навыки, полученные в детстве, трудно поддаются корректировке в школьном возрасте.

Опыт родителей детей с задержкой речевого развития

Действительно, в этом возрасте ребёнок уже должен разговаривать. Мой малыш тоже довольно долго молчал. Естественно, я очень переживала, обращалась к врачу, но невропатолог мне объяснил, что ребёнок должен начать разговаривать максимум до трёх лет. Если этого не происходит, то, скорее всего, присутствует какая-то патология. Я думаю, если ребёнок пытается говорить, пусть даже и мало слов, это уже хорошо, главное, чтобы его словарный запас увеличивался. А вот если ребёнку три года и он не говорит совершенно и даже не пытается, в этом случае, необходима консультация со специалистом.

Оля Мурзик

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1181624-chto-delat-esli-rebenok-v-3-goda-ne-razgovarivaet.html

У моей знакомой мальчик, рождённый ЭКО, тоже долго не разговаривал, хотя очень подвижный и смышлёный. Ей посоветовали поговорить со своим педиатром, потом с невропатологом. Детский невропатолог направил на измерение ВЧД (внутричерепного давления). Оказалось, оно повышено. После назначенной терапии ребёнок начал говорить так, что не остановишь. Видимо, давление на определённые участки мозга тормозит речевой центр.

Мила Жужу

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1181624-chto-delat-esli-rebenok-v-3-goda-ne-razgovarivaet.html

Младшему сыну в 2 года ставили «нарушение слоговой структуры слова», в 3 — дизартрию, частичные парезы подъязычных и челюстных мышц (вроде правильно описала??). В 3,5 начали заниматься (раньше его просто не брали). Трудно сказать, чего конкретно он не выговаривал, речь — полная каша во рту, с трудом понятная даже близким. Можно было вычленить отдельные «мама», «папа», «дай», не всегда с первой попытки. За год занятий речь собрали в кучу, она всё равно характерная — шепеляво-гнусаво-монотонная, но, по крайней мере, уже внятная. Три летних месяца без занятий — всё снова начало «рассыпаться». Сейчас вернулись на до-летний уровень, но — ростовой скачок, и язык уже опять синеет при нагрузках, а ротик снова начал кривиться(( Снова здравствуйте, невролог и остеопат. Для сравнения, старшему сыну тот же логопед поставил «л» за 2 месяца и «р» — за 3. Но у старшего ни о какой дизартрии речи нет.

OLГA

http://2009–2012.littleone.ru/archive/index.php/t-4723005.html

У сына тоже слабые мышцы языка. На 4 года не говорил «р» (твёрдое и мягкое), «л», «ж» и «ш» говорил нечётко (немного шепелявит). Целый год в логосаду занимались звуком «л» (твёрдым). Нам сказали, что норма автоматизации этого звука — 2 месяца-2 года. Начали в октябре. Занимались, делали упражнения, ходили на физиотерапию (биоптрон). «Л» автоматизировалась к маю! Летом само по себе появилось «р» мягкое (почти автоматизировано). Сейчас работаем над «р» твёрдым — делаем упражнения для языка. Пока звук есть только в изолированном варианте. Логопед делает массаж языка. «Ж» и «ш» пока правильно звучит только в слогах, а в словах не очень. Но до них логопед ещё не добрался. У дочки же «л» и «р» поставили за 2 месяца.

Я.ник

http://2009–2012.littleone.ru/archive/index.php/t-4723005.html

Речь является неотъемлемым условием формирования личности ребёнка, развития его интеллекта, успешной адаптации в социальной среде. Задача родителей — своевременно заметить проблему и приложить все усилия к её преодолению.

Это затруднённое развитие или полное отсутствие речи, возникающее при нарушении соответствующего центра в коре головного мозга. Факторы развития алалии различны:

Ребенку 3 года не разговаривает

Как разговорить «молчуна»: что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Как в норме развивается речь?

Почему ребёнок не разговаривает?

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?

Как научить ребенка говорить в 3 года?

Игрушки для неговорящего ребёнка

  • Просмотров: 30 071

Хотите обсудить статью? Не пропустите ни одного комментария!

Получайте самые свежие мнения на почту

Советуем прочитать

Ребенок 2 года не слушается

Как научить ребёнка переворачиваться

Когда ребёнок начинает переворачиваться

Как научить ребенка разговаривать

Когда ребенок начинает говорить первые слова

Когда ребенок начинает улыбаться

Топ-15 рецептов: Народные средства от кашля для детей

Поздравления маме с днем рождения дочери или сына (в стихах)

    Трогательные поздравления Маме на День рождения в рифму

    Как правильно выбрать велосипед ребенку?

    7 советов психолога и педагога: Как помочь ребенку хорошо учиться?

    Причины, лечение, профилактика детского бруксизма

    Выход из декрета: секреты успешного восстановления на работе

    Что такое дидактические игры для детей: кратко и понятно

    Когда ребенок начинает улыбаться

    как научить ребенка говорить 1 год и 4 мес она только мычит чета говорит на не по русски

    Читайте, будьте внимательны и здоровы:
    Пейте талую воду, проверено на себе — где талая вода называется протиевой. Метод состоит в следующем: Эмалированную кастрюлю с отфильтрованной или обычной водопроводной водой нужно поставить в морозильную камеру холодильника. Через 4-5 часов нужно достать её. Поверхность воды и стенки кастрюли уже прихвачены первым льдом. Эту воду сливаем в другую кастрюлю. Лёд, что остался в пустой кастрюле, содержит в себе молекулы тяжёлой воды, которая замерзает раньше, чем обычная вода, при +3,8 0C. Этот первый лёд, содержащий дейтерий, выбрасывают. А кастрюлю с водой снова ставим в морозильник. Когда вода в ней замерзает на две трети, незамёрзшую воду сливаем – это “лёгкая” вода, она содержит всю химию и вредные примеси. А тот лёд, который остался в кастрюле – это и есть протиевая вода, которая необходима организму человека. Она очищена от примесей и тяжёлой воды на 80% и содержит 15 мг кальция на один литр жидкости. Нужно растопить этот лёд при комнатной температуре и пить эту воду в течении суток.
    Существуют и рецепты наружного употребления талой воды. Энтузиаст здорового образа жизни, народный изобретатель В. Мамонтов, зная об особых свойствах талой воды, изобрел метод массажа талой водой – «талицу» . Он добавлял в талую воду каменную соль, в которой содержатся все жизненно нужные микроэлементы, и немного уксуса и этот раствор использовал для массажных втираний в кожу. И начались «чудеса» . Вот как он пишет об этом: «После нескольких втираний сердце, постоянно напоминающее о себе покалываниями, прострелами, резкими болями, перестало беспокоить, наладилась работа желудка, нормализовался сон. Стали исчезать вены, канатами и жгутами выступавшие раньше на ногах и руках. После нормализации обмена веществ стали восстанавливаться сосуды, находящиеся близко к коже. Сама кожа на лице и теле стала эластичной, мягкой, нежной, приобрела живой, естественный цвет, заметно разгладились морщины. Согрелись ноги, застарелый пародонтоз исчез в несколько дней, перестали кровоточить десны» .

    Раствор «талицы» готовят так: в 300 мл талой воды разводят 1 чайн. ложку каменной соли (лучше морской нерафинированной) и 1 чайн. ложку столового уксуса (лучше яблочного или другого фруктового) .

    Для ванночек ротовой полости (при ангинах, болезнях зубов, десен, пародонтите) «талицу» надо держать во рту по 10–15 минут, проводя несколько процедур в день в течение 7–10 дней.

    Водные и массажные процедуры с использованием «талицы» можно разнообразить, заменяя в различных водных процедурах обычную воду на «талицу» . Процедуры с «талицей» общедоступны, не требуют специального оборудования и подготовки, не имеют противопоказаний, и дают организму общий тонус.
    Источник: [ссылка появится после проверки модератором]

    Для ванночек ротовой полости (при ангинах, болезнях зубов, десен, пародонтите) «талицу» надо держать во рту по 10–15 минут, проводя несколько процедур в день в течение 7–10 дней.

Ссылка на основную публикацию