Как Дома Научить Ребенка Говорить Букву Р

Содержание

Рычим по правилам: как научить ребенка говорить букву «р»

«Золотая лыбка», «Тли богатыля» и «Иван-цалевич и селый волк» …
Слышали о таких сказках? Наверняка да, если ваш малыш любит мультики и плохо выговаривает «р».
Ребенок, только начавший разговаривать, сразу произносит безошибочно все звуки – это редкость. А коварный «р» — по праву носит звание одного из самых сложных для произношения.
Как научить ребенка говорить букву «р», не прибегая к услугам логопедов?

Этот коварррный «Р»

Почему «р» так сложен для малыша?
Причина кроется в том, что это особенный звук, вибрант, артикулировать его непросто. При произнесении кончиком языка нужно касаться небных бугорков позади верхних зубов, при этом боковые краешки языка необходимо прижимать к верхним жевательным зубам. Выдыхаемый воздух своим напором должен заставлять переднюю часть языка вибрировать. Необходимо, чтобы в работе были задействованы и голосовые связки, а в горле ощущаться дрожание. Согласитесь, управлять речевым аппаратом довольно сложно.
Дефект произношения «р» может быть фонетическим, то есть искажаться, или фонематическим, когда происходит замещение «р» иным звуком (чаще всего это «Р» мягкий, «Л», «Й» или близкий к «Г» звук). В первом случае логопед обозначит проблему термином «ротацизм», во втором – «параротацизм».

Что является причиной неправильного выговаривания «Р»? На самом деле, причин может быть несколько:

  • малоподвижный, плохо развитый артикуляционный аппарат ребенка;
  • неправильное распределение речевого дыхания;
  • нарушение фонематического слуха;
  • генетическая предрасположенность;
  • особенности строения подъязычной связки, известной всем как «уздечка».

Исправляются эти недостатки, за исключением последнего, одним из способов:

  • имитативным, то есть подражательным;
  • механическим, с применением зонда, шпателя или иных логопедических приспособлений;
  • смешанным (сочетанием первых двух).

«Дети – отличные повторюшки, — говорит логопед Туз Е. А. – поэтому показывайте не только, как нужно произносить звуки, но и мимику, постановку языка. Наклоняйтесь к ребенку ближе! Предложите игру «отражение», пусть копирует ваши действия!»

Стоит ли «выпускать» звук «Р» из-под узды?

Уздечка может быть либо слишком длинной, либо, наоборот, короткой. Язык в этом случае или не достигает неба, или недостаточно напряжен. Определить дефект может только доктор.
Не впадайте в панику, если в годик при осмотре у стоматолога доктор вынес вердикт «короткая уздечка». Резать или не резать – извечный вопрос, встающий перед родителями. Сегодня большая часть специалистов принимает точку зрения, что обойтись без подрезания реально. Упражнения способны растянуть мышцу, сделать ее эластичной. Но если без подрезания не обойтись, не бойтесь: это небольшое хирургическое вмешательство практически безболезненно.

Нина, мама сына-первоклассника: «Андрюше посоветовали резать уздечку еще в год. Я испугалась, пожалела… В результате даже логопед в детском саду ничего не смог поделать, картавость не исправлялась. В 6 лет решилась, повела сына к доктору. Через полгода звук «Р» нам поставили!»

Когда бить тревогу, что ребенок так и не научился выговаривать букву «р»?

Может, это кого-то и удивит, но есть родители, которые либо не замечают, что их ребенок картавит, либо считают, что в этом выражается индивидуальность малыша, и а-ля французский прононс кажется им очень милым. Да, когда совсем кроха картавит, это забавно, умильно. Но пройдет немного времени, и такой ребенок станет объектом насмешек сверстников. А в дальнейшем этот речевой недостаток может помешать построить человеку карьеру и личную жизнь. Ведь руководителя с плохой артикуляцией мало кто из подчиненных воспринимает всерьез, а уж стать публичными удалось лишь единицам людей с ротацизмом.

«Нарушение речи и, как следствие, ограниченность речевого общения могут оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка, — говорит автор известного учебника по логопедии Волкова П.С. – А это способно вызвать психические наслоения, провоцировать развитие застенчивости, замкнутости, нерешительности и чувства неполноценности».

В каком возрасте дети учатся говорить «Р» четко и внятно? Обычно к возрасту 5-6 лет артикуляция звуков у ребенка должна быть полностью поставлена. Если к этому времени ребенок все еще не «рычит», стоит обратиться к логопеду.

Первое же посещения этого специалиста обогатит родителей множеством знаний! Во-первых, может быть обнаружено, что проблем со звуками у ребенка больше, чем кажется. Зачастую на слух неспециалиста явно воспринимается нарушение артикуляции далеко не всех звуков.

Во-вторых, логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений для занятий, и расскажет, насколько важно, чтобы эти занятия проводились регулярно.

Исправляем недостатки речи дома

Конечно, предпочтительнее, чтобы звук «Р» ребенку ставил опытный логопед. Однако хорошего специалиста тяжело найти, да и услуги их стоят недешево. Отличный вариант – посещение логопедической группы детского сада, но, как правило, в этих учреждениях редко бывают свободные места.
Можно при первичном посещении логопеда, который диагностирует нарушение произношения, получить консультацию, как научить ребёнка говорить букву «р» в домашних условиях.

Освоение «р» должно быть поэтапное:

  • «поставить» проблемный звук;
  • автоматизировать произношение.

Как освоить звук «Р» в домашних условиях?

Если вы решили самостоятельно исправить речевой дефект, то следуйте важному правилу: домашние уроки должны приносить детям удовольствие. Учиться, играя – вот главная методика!

Ежедневные тренировки стоит начинать с разминки. Это должна быть гимнастика для разогрева артикуляционного аппарата ребенка. Цель гимнастики выработка и закрепление определенных положений речевых органов, нужных для произнесения проблемного звука правильно, ведь для четкой и правильной артикуляции необходимы сильные и подвижные язык, губы и небо.

Заниматься нужно под счет взрослого по 5-6 раз каждое упражнение перед зеркалом такой величины, чтобы малыш хорошо видел свое лицо.

  1. «Заборчик». Растянуть губы в улыбке так, чтобы обнажились оба ряда зубов, зажать зубы – это «забор».
  2. .«Окошко». Ротик открыт, чтоб виднелись все зубки. Подержать «окошко» открытым.
  3. «Почистим зубки». Ротик приоткрыт, а кончик язычка – это щетка. Пусть щетка почистит зубки с внутренней стороны (вправо-влево).
  4. «Маляр». Пусть малыш улыбнется, покажет зубки-«заборчик», а затем приоткроет ротик и погладит языком вперед-назад верхнее небо.
  5. «Лошадка». Губы – в улыбке, зубки приоткрыты, подбородок – неподвижен, а язычок «цокает», словно лошадка. Язык работает весь, а не только кончик!
  6. «Грибок». Положение рта – как в «Лошадке», но язык не «цокает», он неподвижно залипает на верхнем небе примерно на 10 секунд, это важное упражнение на растяжку «уздечки».
  7. «Дразнилка». Пусть ребенок подразнится: высунет язык и поболтает им.

Эти упражнения помогают разработке артикуляционного аппарата. Для того, чтобы «поставить»вибрант, нужно выполнять специальные упражнения.

    «Моторчик» — рот открыт, губы растянуты в широкой улыбке, а передняя часть языка лежит на бугорках. Просите малыша с силой дуть на язычок с голосом (вроде Д-Ж-Ж-Ж).

    Губы – в улыбке, язычок стучит в альвеолы: «д-ды-д-ды», а пальчик «заводит мотор» — вызывает вибрирование кончика языка.

    Попросите, чтобы малыш широко раскрыл ротик, произнося «з-за», и подсуньте под его язычок шпатель; ритмично влево-вправо его подвигайте. В случае, если все выполнено правильно, то желанный «Р» должен отчетливо послышаться.

  • Не забывайте, что дети любят подражать. Покажите, как правильно нужно рычать, ребенку точно понравится играть в щенка.
  • Заметив, что регулярные занятия приносят пользу, и у ребенка уже отчетливо произносится изолированный «р», начинайте вводить слоги, где «р» в начале закрытого слога (ра-ро-ри), или в конце открытого (ар-ор-ир), или в окружении гласных (ара-оро-ири). Когда и этот этап даст положительные результаты, практикуйте слова, где «р» находится в разных их частях: начале, середине и конце.

    Автоматизация звука должна происходить по определенной последовательности — от простого постепенно к сложному: слог – слово – фразы – тексты – стихи – скороговорки — речевой поток.

    Варвара, мама Сережи 7 лет: «Мы выполняли все упражнения регулярно, каждый вечер. Долго не было эффекта, хотелось уже бросить и не мучить ребенка. Не занимались с месяц. Решили возобновить занятия просто так, без надежды на улучшение. И вдруг стало получаться! Может быть, именно пауза стала толчком? Через 2 месяца в саду комиссия допустила нас к школе!»

    Учимся говорить букву «р» и развиваем память!

    На самом деле, не обязательно выискать специальные стишки-упражнения по логопедии. Откройте любимую книжку, найдите стихи, в которых часто встречается «Р». Пусть малыш рассказывает их, делая акцент на каждом встречающемся «Р». Стихи предпочтительнее прозы – они легче запоминаются.

    Вот несколько полезных стихов-чистоговорок:

    1) Едет к бабушке Егорка: (1)
    Забирается на горку, (2)
    После горки — вновь низина; (3)
    Речка; Мостик выгнул спину; (2)
    Дальше ровная дорожка; (3)
    Брызнул дождь — чуть-чуть, немножко;
    В небе радуга проснулась,
    Над дорожкой изогнулась; (2)

    (1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам;
    (2): выгнуть «спинку» языка;
    (3): опустить язычок

    2) Кролик — беленький пушок,
    Поиграй со мной, дружок!

    После прочтения необходимо выполнить упражнение «Кролик»: зубки плотно сомкнуты, приподнята верхняя губа, которая обнажает резцы.

    Рекомендуем прочесть:  Сколько Прибавляет В Весе Ребенок По Месяцам

    3) А в подарке у Марины
    Три огромных мандарина

    4) Тридцать три огромных рака,
    Все в нарядных красных фраках.

    5) Сразу сорок семь сорок
    Прилетели на урок:
    Тараторили, галдели;
    Что понять они сумели?

    6) Громадная горилла
    Гиббону говорила:
    «По гороскопу мне давно
    Стать человеком суждено».

    7) Росомаха, встретив рысь,
    Прорычала: «Постыдись!
    Почему ты без хвоста?
    Разве это красота?
    Рысь сказала: «На природе
    Быть с хвостом теперь не в моде».

    Важно сопровождать занятия не только артикуляционной, но и пальчиковой гимнастикой, ведь давно доказано, что правильная речь напрямую зависит от развитости мелкой моторики, подвижности пальцев. Есть немало рекомендаций, как быстро научить ребенка выговаривать звук «р», но сколько потребуется времени – не скажет с уверенностью даже опытный логопед.
    Терпение, регулярность и старание – и ваше, и вашего ребенка – вот главные составляющие успеха в овладении навыками отчетливого «рычания».

    Почему «р» так сложен для малыша?
    Причина кроется в том, что это особенный звук, вибрант, артикулировать его непросто. При произнесении кончиком языка нужно касаться небных бугорков позади верхних зубов, при этом боковые краешки языка необходимо прижимать к верхним жевательным зубам. Выдыхаемый воздух своим напором должен заставлять переднюю часть языка вибрировать. Необходимо, чтобы в работе были задействованы и голосовые связки, а в горле ощущаться дрожание. Согласитесь, управлять речевым аппаратом довольно сложно.
    Дефект произношения «р» может быть фонетическим, то есть искажаться, или фонематическим, когда происходит замещение «р» иным звуком (чаще всего это «Р» мягкий, «Л», «Й» или близкий к «Г» звук). В первом случае логопед обозначит проблему термином «ротацизм», во втором – «параротацизм».

    Как быстро научить ребенка говорить букву Р

    Когда ребенок начинает говорить, то родителям приходится приложить немало усилий, чтобы малыш произносил звуки правильно. Одним из самых сложных по праву считается звук Р. Иногда он поддается крохе с трудом. Задача родителей в это время — не смеяться над картавым чадом, а помочь ему. Как научить ребенка говорить букву Р? Сейчас расскажем.

    Общие правила

    Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.

    Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

    Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

    Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

    Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.

    Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал. Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.

    Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.

    Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.

    А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма — это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.

    Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:

    • выспался
    • накормлен
    • здоров
    • отдохнул
    • в хорошем настроении

    Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.

    И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.

    Упражнения для буквы Р

    Большинство из них предназначены для того, чтобы разработать кончик языка ребенка. Именно он отвечает за правильное произношение буквы Р. Одновременно с этим следует заниматься и другими участниками речи: губы, поверхность языка, щеки.

    Вот наиболее распространенные и эффективные упражнения:

    1. Барабанщик. Рот открываем широко, кончик языка прислонен к основанию верхних резцов. Быстро и часто произносим букву Д. При этом вибрирует кончик языка и получается почти буква Р.
    2. Извозчик. Рот широко открываем, кончик языка поднимаем к верхнему небу. С силой резко выдыхаем воздух через кончик языка. Должно получиться что-то вроде глухого ТРРР.
    3. Художник. Рот открываем широко, кончик языка опять поднимаем к верхнему небу. С силой начинаем рисовать языком на небе разные каракули. Лучше всего будет водить взад-вперед и влево-вправо.
    4. Лошадка. Самое обыкновенное цоканье. Или щелканье языком. Вспомните, как делали это в детстве, и покажите малышу.

    Обязательно следите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью во время тренировок. Это наиболее распространенная ошибка. Поначалу у малыша может не получаться выполнять тренировку. Не отчаивайтесь, спустя некоторое время все выйдет идеально. А там не за горами и злополучная буква Р.

    Совет. Непременно показывайте чаду на собственном примере, как надо ставить язык и губы, как выдувать воздух. На словах иногда бывает не очень понятно, что нужно сделать. И не забывайте об игровой составляющей занятий.

    Упражнения для выдоха

    Такие занятия — непременный атрибут артикуляционной гимнастики. Потому что без сильного выдоха звук Р произнести не получится (нужна вибрация кончика языка). Кстати, вместо тренировок можно надувать мыльные пузыри. Или катать по столу легкий шарик от пинг-понга. Или даже пробовать удержать воздушный шарик в воздухе одним дыханием без рук. Устройте соревнования — кто дальше задует бумажку по столу. Словом, развивайте фантазию и силу выдоха у своего чада.

    Вот некоторые упражнения для этого:

    1. Непослушный. Язык высовываем, несколько раз быстро прихватываем его губами. Одновременно с этим делаем глубокий выдох.
    2. Маятник. Улыбаемся, немного приоткрываем рот. Высовываем кончик языка и водим им от одного уголка губ к другому. Одновременно выдыхаем.
    3. Комарик. Слегка приоткрываем рот, кончик языка высовываем. Произносим букву З, сильно выдыхая воздух. Теперь прячем язычок внутрь. Снова говорим долгую букву З, и опять выдыхаем.

    Логопеды рекомендуют родителям приобрести специальный шпатель для занятий. Использовать его очень просто. Надо во время занятий аккуратно подсунуть инструмент под язык ребенка и подвигать им влево-вправо. Таким способом создается дополнительная вибрация на кончике языка. А иногда становится отчетливо слышна буква Р.

    Совет. Покупайте логопедические шпатели, предназначенные для детей, а не для подростков или взрослых. У них более аккуратная форма. А еще они вкусно пахнут фруктами, конфетами или шоколадкой.

    Ценные рекомендации

    Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

    Чего можно добиться такими упражнениями, кроме обиды малыша? Ничего. Для начала перед тренировкой разогрейте речевые мышцы дополнительными занятиями. И только потом пробуйте осилить сложную букву.

    Кстати, логопеды советуют сначала научиться правильно произносить звук Р отдельно. Потом нужно научиться подолгу рычать. И только после этого можно переходить к целым словам, предложениям. Ну, а если чадо раньше времени начало уверенно говорить букву Р в обыденной речи, то не стоит его останавливать. Ведь ваш малыш оказался смышленей, чем вы думали. Пусть нарычится вдоволь.

    Некоторые бабушки и дедушки прекрасно помнят, как травили своих сверстников с дефектами речи. Они могут начать запугивать внука, обещая все кары небесные и бойкот от других детей. Пресекайте такие беседы на корню, чтобы и думать забыли говорить ерунду. Не понимают по-хорошему? Объясните в более грубой форме. Сейчас столько детей с неправильным произношением, что большинство сверстников просто не обращают внимания на дефекты речи. И никто уже давно не смеется над картавым или шепелявым одноклассником.

    Внимательно следите за произношением ребенка. Иногда случается, что малыш с успехом одолевает мягкую букву Р, а вот твердая ну никак не дается. На собственном примере показывайте отпрыску правильное звучание. Пусть он заглядывает к вам в рот, пусть посмотрит, как держать кончик языка и губы. Ведь всем известно, что дети очень любят повторять за взрослыми. Используйте это во благо.

    Очень удобно это делать перед зеркалом. Например, скажите ребенку, что сегодня вы — мартышки. Поэтому должны кривляться. Но не просто так. Как именно — подскажет логопед. В интернете тоже можно найти множество упражнений.

    Рекомендуем прочесть:  Разбить ртутный градусник что делать

    Занимайтесь с ребенком каждый день. В любое удобное время. Можно даже готовить еду на кухне, но не вылупливаться в телевизор, а поиграть с малышом словами. Почаще употребляйте в своей речи слова с буквой Р. И не только во время упражнений. Можно даже представить себя с ребенком львиным семейством, порычать на воображаемого врага, или друг на друга. Да мало ли возможностей у любящих и заботливых родителей?

    Не забывайте хвалить малыша за любую, даже самую маленькую победу над коварной буквой Р. Никогда не сравнивайте чадо с другими детьми. Он у вас — такой единственный и самый любимый.

    Как научить ребенка говорить букву Р? Запомните — это дело не одного дня. Проявите настойчивость и терпение. Занимайтесь с чадом регулярно, но не навязчиво. Следуйте рекомендациям логопедов. И все у вас получится. Вскоре отпрыск начнет рычать не хуже тигренка.

    Видео: как научиться произносить звук Р

    Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

    Как научить ребенка говорить букву «р»

    Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как неправильное произношение ребенком некоторых букв. В основном, дети картавят. Самостоятельно привить правильное произношение сложно, но все-таки попытаться стоит. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка говорить букву «р».

    Особенности детей

    Не стоит заставлять ребенка до 4-х лет правильно говорить все буквы. Он еще находится на стадии языкового развития и способен самостоятельно обучиться произношению.

    Обращаться за помощью к логопеду можно, когда ребенку исполнится 6 лет.

    Самые распространенные проблемы:

    Обучение с помощью игр

    Можно затеять своеобразную обучающую игру. Нужно выбрать самые простые игрушки, показывать их ребенку и издавать разные звуки с буквой «р». Например, как делает пистолет: «тра-та-та» или, как едет трактор: «тр-тр-тр».

    Многие специалисты советуют рассказывать детям разные стихи и скороговоркам, в которых есть слова с буквой «р». С теми, кто постарше, их можно даже заучивать.

    Поначалу будет сложно, но со временем начнет получаться. Следите, чтобы произношение было четким: только «р», а не «л».

    Обучение через собственный пример

    Занимаясь с детьми дома, вы должны на своем примере показывать, как правильно проговаривать слова.

    Чтобы ребенку было понятно, четко артикулируйте и замедляйтесь на тех фразах, где есть буква «р», дайте ему прочувствовать вибрацию и рассмотреть, как расположены губы и язык.

    Также можно попробовать самостоятельно немного поддернуть уздечку языка, чтобы малыш понял, что от него требуется.

    Многие специалисты советуют рассказывать детям разные стихи и скороговоркам, в которых есть слова с буквой «р». С теми, кто постарше, их можно даже заучивать.

    Как научить ребенка говорить букву р?

    Вся жизнь любящей мамы проходит в заботах, нежности и ожидании. Сначала мы ждем появления на свет малыша, потом его первой улыбки, первых шагов, первого слова… И вот наступает тот момент, когда ваш ребенок уже бегло болтает, но одна буква упрямо ему не поддается. Чаще всего проблемой становится буква «р» — самая сложная и труднопроизносимая в русском алфавите. «Как научить ребенка говорить букву «р»?» – этот вопрос возникает в головах большинства родителей в этот момент.

    Логопед или занятия с мамой?

    Вовремя заметить проблему и начать ее решать крайне важно, ведь упустив время, можно допустить, что малыш и во взрослом возрасте будет «картавить». Если ребенок не выговаривает букву «р» в двух-трехлетнем возрасте, то паниковать не стоит, достаточно простых упражнений для формирования произношения. А вот если малышу уже исполнилось 5-6 лет, то лучше всего обратится к логопеду, который точно определит причину, почему ребенок не говорит букву р. Ведь у каждой крохи своя проблема: кто-то заменяет трудную букву другой, например «л», а кто-то проглатывает «вредину» или произносит лишь в некоторых словах. Посещение специалиста позволит на раннем этапе узнать о серьезных отклонениях, ведь у крохи может развиться дизартрия – паталогия, затрагивающая мозг ребенка.

    Если же у вашего болтуна развитие речи проходит по плану, и проблем никаких нет, то скорректировать произношение можно, и занимаясь дома самостоятельно. Вот некоторые простые упражнения для выговаривания буквы «р», которые вы сможете выполнять с малышом сами:

    • игра «чистые зубки»: улыбаемся и чистим кончиком языка заднюю поверхность верхних зубов (следите, чтобы нижняя челюсть малыша оставалась неподвижной);
    • игра «дразнилки»: высовываем язычок между зубов и болтаем им вверх-вниз (можно попросить кроху порычать или сказать таким способом несколько слов);
    • игра «моторчик»: кладем пальчик под язык и двигаем язычком из стороны в сторону (обязательно проконтролируйте, чтобы руки ребенка были чистыми);
    • игра «лошадка»: предложите малышу поцокать язычком, изобразив цокот копыт лошади;
    • игра «у кого язык длиннее?»: посоревнуйтесь с крохой, кто дальше высунет язык, кто дотянется языком до подбородка, до носа.

    Эти игры помогут поставить ребенку букву «р» самостоятельно, подвергнув тренировке мышцы артикуляционного аппарата. Если проблема у малыша с вредной буквой в постановке языка, то для начала потренируйте такие буквы как «д» и «з»: произносить их нужно, растянув губы. И только после этого переходите к упражнениям для произношения буквы «р»:

    • выучите с ребенком скороговорки с буквой «р» (про Греку, например), почитайте стишки, где часто она встречается;
    • регулярно повторяйте с малышом звуки с буквами «т» и «д», найдите стихотворения, где часто повторяется это сочетание звуков, например «та-та-та» или «да-да-да»;
    • поможет и повторение звуков «бррр» или «тррр», обязательно расслабив губы.

    Залог успеха

    Очень важно, чтобы малыш произносил сложную букву правильно, попросите повторить озвученное, сделав вид, что вы не расслышали. Но ни в коем случае не заставляйте его заниматься, если он ленится. Строгий надзор и контроль тут не помощники, главное – желание самого крохи, поэтому очень важно, чтобы обучение было ему интересно и не утомляло. Самый лучший способ научить ребенка выговаривать букву «р» — это игра, ну и, конечно, ваши внимание и забота. Регулярные занятия, интерес крохи, мамино терпение и любовь способны творить чудеса, которым даже такая вредная и сложная «р» не помеха!

    • выучите с ребенком скороговорки с буквой «р» (про Греку, например), почитайте стишки, где часто она встречается;
    • регулярно повторяйте с малышом звуки с буквами «т» и «д», найдите стихотворения, где часто повторяется это сочетание звуков, например «та-та-та» или «да-да-да»;
    • поможет и повторение звуков «бррр» или «тррр», обязательно расслабив губы.

    Залог успеха

    Как научить ребенка выговаривать букву Р?

    К шести годам словарный запас ребенка должен насчитывать более двух тысяч слов. Он должен применять простые и сложные предложения, использовать все три времени, пересказывать, произносить звуки.

    Но некоторым детям очень сложно произносить звук «р», он один из самых тяжело выговариваемых.

    Узнаем, как научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях. Можно ли помочь ему самостоятельно, или необходима помощь логопеда?

    Почему так много проблем со звуком «р»?

    Это очень сложный звук, и многие дети начинают осваивать его в последнюю очередь. Речевой аппарат, вибрация и амплитуда языка должны быть отточенными, а корень языка и уздечка — сильными, удерживать звук. Благодаря умению языка расслабляться вибрация происходит на сильном выдохе.

    Существует несколько вариантов искажения этого звука детьми:

    • звук находится между гласными, например в словах: сарай, гараж, воробей;
    • Л, Ы, Й вместо Р: ребенок не сможет правильно произнести слова «рыба», «рука»;
    • звук может произноситься узнаваемо, но не типично для норм русского языка (это характерно для ребенка-билингва);
    • произношение звука не твердое, присутствует грассирование (как во французском языке) или слишком сильная вибрация (вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или его маленький язычок);
    • одноударный звук «р» имеет схожесть с английским «r» (кончик языка не вибрирует, но ударяется о твердое небо лишь однократно);
    • ребенок произносит звук «в нос», как будто у него насморк.

    Проверяем произношение звука у малыша. Нужно попросить ребенка «порычать», т.е. произнести звук отдельно, вне слога или слова. После он должен повторить слова: трава, король, воробей и другие.

    Если одиночный звук не получается, следует подобрать упражнения и научить произносить сам звук «р». Если «рычит» он хорошо, а в составе слов не выговаривает, практиковаться нужно в правильном произношении звука в разных слогах.

    Причины нарушения произношения

    В каком возрасте ребенок должен выговаривать букву «р»? К шести годам. Артикуляционный аппарат ребенка должен быть достаточно натренирован. Но существуют определенные причины такого нарушения:

    1. Короткая подъязычная уздечка (перепонка под языком). Уздечка языка должна растягиваться до 8 мм к шести годам. Если она утолщенная, малоподвижная и короткая, возможно появление сложностей со звуком. Растянуть ее помогут специальные упражнения.
    2. Нарушено звукопроизношение. Ребенок путает свистящие и шипящие звуки. Со временем он может начать путать и звук «р». Если вместо «р» он произносит «л», ситуация корректируется легче. Позиция языка при произношении этих звуков похожа. Если ребенок заменяет звук «Р» другими звуками, изменить ситуацию будет сложнее. Но в обоих случаях он слышит необходимый звук. Если ребенок вовсе его пропускает, возможно, у него нарушено фонематическое восприятие звука.
    3. Нарушения в фонематическом слухе. Можно говорить о том, что слуховой аппарат воспринимает отдельные звуки не в полной мере. Развивается фонематический слух в 4-5 лет. Но и ранее можно заподозрить, что малыш слышит звуки не так. При произношении слов происходит подмена или пропуск отдельных звуков. Необходимо как можно скорее отвести ребенка к неврологу и логопеду. Возможные причины такой патологии: поражения ЦНС, проблема с аденоидами, перенесенный отит.
    4. Тонус языка, щек, губ. Пропуск звуков возможен и из-за недостаточного развития речевых мышц, которые могут быть малоподвижными (гипотонус) или слишком напряженными (гипертонус).
    5. Нарушение поведения. Для освоения необходимого звука требуются определенные усилия. Трудно исправить ситуацию, если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
    6. Горловое «р». Ребенок заменяет труднопроизносимый звук на более простой вариант (вибрация происходит за счет гортанного язычка). Исправить проблему сложно, необходимо переучивание под контролем логопеда.
    Рекомендуем прочесть:  У Ребенка Диарея Без Температуры И Рвоты

    Во всех вышеописанных случаях следует правильно определить причину неправильного произношения ребенком звука «р».

    В этом поможет квалифицированный специалист. Он проверит уздечку, тонус, фонематический слух, составит программу коррекции.

    Рассмотрим, как научить ребенка выговаривать букву «р» без логопеда.

    Постановка звука без логопеда

    Начать следует с артикуляционной гимнастики.

    Все упражнения на развитие артикуляции призваны решить следующие задачи:

    • развить подвижность языка (нужно учиться делать язык широким, узким, поднимать его, отодвигать);
    • развить подвижность губ;
    • развить навык удерживания нижней челюсти в определенном положении.

    Предварительно обязательно делают разминку, иначе упражнения будут малоэффективны!

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения на букву «р» для детей следует проводить перед зеркалом. Или позволить малышу повторять их за взрослыми. Тренировку делают ежедневно. Число повторений — по 6-8 раз.

    Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие, заинтересовывать, но не утомлять.

    Развитие речевого дыхания

    Гимнастика направлена на тренировку выдоха, растягивание уздечки, укрепление языка в верхнем положении. Мощный выдох — одна из самых важных составляющих. Развить его помогут мыльные пузыри.

    Упражнения:

    1. Ребенку дают кусочек распушенной ватки, рассказывают, что это снежинка, которая летает на ветру, показывают, что нужно дуть ртом, округленными губами. И ребенок будет повторять за родителями.
    2. Шарик от пинг-понга можно попытаться загнать в ворота выдохом. Это увлекательное упражнение формирует правильную воздушную струю.
    3. Из бумаги делают бабочку или самолетик, прикрепляют ниточку, показывают ребенку, как они летают, когда на них дуют. Выдох должен быть долгим.
    4. Из бумаги вырезают несколько полосок, приклеивают к палочке или карандашу, дуют, как будто листва колышется на ветру. Развивается не только речь, но и воображение.
    5. Можно зажечь свечу и дуть на нее. Выдох не должен быть резким, нужно дуть плавно, чтобы свеча не потухла.
    6. Кладут на край стола бумажных птичек, дуют на них так, чтобы птицы улетели как можно дальше.
    7. Можно научить ребенка подражать собаке и дышать так, как будто ей жарко, высунув язык, шумно и быстро.
    8. Научить дуть на горячее или греть дыханием руки. Вдыхать нужно носом, выдыхать ртом.
    9. Из бумаги сделать кораблик, наполнить ванную водой, опустить кораблик, подуть на него вместе с ребенком, попытаться пригнать к определенному месту. Кораблик можно сделать разноцветным.

    Разминка языка

    Упражнения для разминки:

    1. «Качели». Рот широко открывается, ребенок двигает языком вверх-вниз, при этом касается зубов. Задерживает у верхних зубов на 20 секунд. Упражнение помогает языку тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
    2. «Вкусное варенье». Язык поднимается к верхней губе, облизывает губы по часовой стрелке и против. Язык тянется к носу, щекам, подбородку.
    3. «Индюк». Рот приоткрывается, язык дотягивается до верхней губы, производится движение вперед-назад широким передним краем языка до верхней губы. Язык от губы не отрывается. Скорость нужно увеличивать.
    4. «Маляр». Производить движения языком так, будто он «красит» зубы, щеки, верхнее нёбо.
    5. «Накажем непослушный язычок». Малыш высовывает язык и несколько раз быстро прикусывает его губами, при этом выдувая воздух. Это упражнение расслабляет язык, тренирует выдох.
    6. «Лошадка». Ребенок щелкает языком по верхнему нёбу, имитирует цоканье лошади.
    7. «Грибок». При выполнении предыдущего упражнения язык останавливается, приклеивается к верхнему нёбу, удерживается в таком положении 10 секунд. Подъязычная уздечка натягивается, «изображая» ножку грибочка.
    8. Нужно надувать щеки и сдувать их, словно шарик.
    9. «Барабанщик». Рот приоткрывается, язычок барабанит по верхним зубам.
    10. «Слоненок». Губы вытягиваются трубочкой, делают «хобот», «набирают водичку», слегка причмокивая.
    11. «Орешки». Нужно закрыть рот, поочередно с напряжением упирать в щеки кончик языка, образовывать на щеках твердые «орешки».
    12. «Заборчик». Малыш с напряжением улыбается, обнажая зубы. Высовывает язык, придавая ему форму чашечки.
    13. Заворачивает язык наверх, как будто сворачивает блинчик, прижимает его верхними зубами.
    14. «Маятник». Малыш изображает, как работают часы с маятником, двигая языком вправо-влево, в уголки рта.

    Также можно проявить фантазию, придумать сказку. Малыш должен использовать язык в качестве «иллюстрации». К примеру: «Проснулся по утру язычок, окошко раскрыл (ребенок открывает рот), поглядел наверх (вытягивает язык к носу), поискал солнышко (вытянуть язык влево и вправо)» и так далее.

    Если все вышеописанные упражнения даются без труда, следует приступить к следующим упражнениям. Рассмотрим, как поставить букву «р» ребенку в домашних условиях.

    Учим малыша правильно произносить звук «р»

    Для самостоятельной ежедневной речевой тренировки подходят следующие упражнения:

    1. Рот открывается, кончик языка прижимается к основанию верхних зубов, быстро произносится звук «д-д-д». Через пару секунд ребенок, не прерываясь, должен сильно подуть на кончик языка (произносит «д-д-д» на сильном выдохе). Необходимо прочувствовать вибрацию языка и запомнить ее. Артикуляция «д» похожа на артикуляцию «р».
    2. Потребуется логопедический шпатель, который продается в специализированных магазинах, аптеках. Их изготавливают из гипоаллергенных материалов с ароматом карамели, шоколада, фруктов. Нужно использовать приспособление аккуратно, но уверенно. Ребенок должен произнести звук «ж» и постепенно сдвигать язык к основанию верхних зубов. Через пару секунд ему под язык вводят шпатель и начинают ритмично, но осторожно, колебать его вправо-влево, создавать вибрацию. Малышу следует сильно дуть на свой звук, чтобы он прочувствовал вибрацию.
    3. Произносится звук «з-за». При этом язык максимально отодвигается, под него подкладывается шпатель, им ритмично двигают вправо-влево.
    4. Открытым ртом произносится «з-зи», делаются те же манипуляции шпателем. Тренирует более мягкий звук «р».
    5. Одно из эффективных упражнений — «Моторчик». Под прижатый к верхнему нёбу язычок ставится пальчик, ватная палочка или все тот же шпатель. Ребенок с силой выталкивает воздушную струю, произносит «ддд» или «жжж». Шпателем производятся колебательные движения. Язык напряжен, кончик расслаблен, вибрирует, «мотор» завелся.

    Автоматизация звука

    «Р» — коварный звук. Его сложно автоматизировать. Ребенок может рычать, а желанный звук при этом будет отсутствовать.

    Как только у ребенка начинает получаться самостоятельное «р», его постепенно соединяют с гласными, согласными, последовательно доводят до автоматизма, произносят в слогах, словах, предложениях.

    Сначала идет отработка через звук «д», «т» в слогах «дра», «дро», «тра», «тру» и так далее. Ребенку легче отталкиваться именно от этих звуков.

    Постепенно начальный согласный убирается, остаются «ра»,» ру». Вводятся обратные слоги «ар», «ор». Вариации прокручиваются до автоматизма. Дальше не продвигаются, пока не получатся именно эти звуки.

    Затем переходят к словам. Начинают с тех, которые начинаются на «р», «тр» (рыба, трава, ребенок), после переходят к словам, в которых «р» находится в середине и конце (корова, теремок).

    Одновременно учатся различать мягкое и твердое «р». Для мягкого язык сильнее прижимают к нёбу, ближе к зубам. Для твердого делают его более расслабленным, располагают глубже.

    У каждого звука своя длительность автоматизации. Процесс у свистящих звуков происходит быстрее, у шипящих дольше, но «р» автоматизировать сложнее всего, и на это уйдет больше времени. Родителям и детям необходимы терпение, время, мягкая настойчивость.

    Скороговорки

    Помогут звуку быстрее автоматизироваться скороговорки на букву «р» для детей.

    Их очень много, приведем несколько примеров:

    1. «Во мраке раки шумят в драке».
    2. «Ребята во дворе собирают робота».
    3. «По бревну бодро бродят бобры».
    4. «На дворе — трава, на траве — дрова».
    5. «На горе Арарат рвала Варвара виноград».

    Скороговорки помогают развивать речевой аппарат, делают его более совершенным. Постоянные тренировки помогут выработать правильную, четкую, выразительную речь.

    Правильно поставленная речь — важный шаг на пути к успеху в жизни.

    Сначала скороговорка проговаривается медленно, постепенно темп ускоряется. Она учит ребенка произносить слова полностью, не проглатывать окончания. Малыш учится взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, осознавать значение и смысл слов.

    Постоянное прослушивание и повторение скороговорок тренирует внимательность. Ребенок учится слушать. Это полезно для дошкольников и школьников. Им легче усвоить большой объем знаний.

    Малыш лучше концентрируется в необходимый момент и на конкретном слове. При заучивании скороговорок он также учится вдумываться в рассказ, проводить ассоциации и параллели.

    Скороговорки — это не только тренировка, но и развлечение для всей семьи. Можно весело посмеяться над ошибками. Скороговорки можно повторять везде: а транспорте, во время прогулки, на отдыхе. Методика улучшает настроение и развлекает ребенка.

    Все вышеперечисленные упражнения подходят детям без признаков речевого отставания. При наличии таких признаков необходимо сначала показать малыша неврологу.

    Проблемы с артикуляцией и функционированием мелких мышц имеет смысл решать после «налаживания» крупной моторики, а также связи дыхания и мышечного напряжения.

    В коррекционных группах артикуляционную гимнастику начинают проводить только через два-три месяца после начала работы.

    При нарушении фонематического слуха мало просто утрировать звуки или увеличивать громкость. Явление связано с нарушением слуха или поражением височного отдела мозга, подкорковых узлов, которые отвечают за слух. Понадобится помощь сурдолога и невролога.

    Существует множество полезных дыхательных упражнений. Но у них есть противопоказания: сбивчивое дыхание, эпилептическая активность. При судорогах, вегето-висцеральных пароксизмах следует проконсультироваться с врачом.

    Научить ребенка правильно говорить букву «р» можно только после ежедневных тренировок. Малышу помогут различные упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, скороговорки и другие методики.

    Занятия должны быть поэтапными. Начинают с простых упражнений (язык учится занимать то или иное положение, но не выполняет ритмичные движения). И только после освоения этого этапа переходят к более динамичным упражнениям.

    Правильно поставленная речь — важный шаг на пути к успеху в жизни.

Ссылка на основную публикацию